Этническое сознание и самосознание
Основным носителем той или иной культуры является этнос. Этнос понимается как пространственно ограниченные «сгустки» специфической культурной информации, амежэтнические контакты – обмен такой информацией, т. е. главным и определяющим признаком этноса является культурная информация, ее содержание, специфичность, подлежащая обмену на другую специфичность в межэтническом контакте, который тоже предстает как новое явление, а именно – как процесс информационного обмена.
Этническое сознание определяется как широкое явление, содержащее в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. Этническое самосознаниеявляетсячастью этнического сознания, которая отражает восприятие и представление индивидов о себекак представителях определенной, своей этнической общности.
Важная составляющая этнического самосознания – этническая идентичность. Этническая идентичность – это часть социальной идентичности, а именно – представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.
На первый взгляд кажется, что определение термина «этническая идентичность» близко к определению понятия «этническое самосознание». Однако между ними существует принципиальное различие, поскольку в отличие от этнической идентичности, существующей на сознательном уровне, этническое самосознание содержит слой бессознательного.
В социальной психологии существует теория, согласно которой индивиду свойственно оценивать этническую группу, к которой он принадлежит, позитивно, и этот положительный когнитивный уклон в пользу «своей» группы получил название ингруппового фаворитизма. Такая позитивная оценка своей этнической группы является естественным социально-психологическим механизмом, обеспечивающим на индивидуальном уровне необходимое личности самоуважение, а на групповом уровне – сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям.
Обратной стороной ингруппового фаворитизма считается такое явление, как аутгрупповая враждебность, или негативная оценка других этнических групп, внешних по отношению к своей собственной. Как показывают исследования, аутгрупповая враждебность может возникнуть и без выраженного межэтнического противостояния или конфликта, являясь когнитивным следствием деления человечества на группы – «свои» и «чужие».
Иллюстрацией бытования в этническом сознании ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности являются этнические стереотипы – упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые наустойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей.
Виды стереотипов
В современной этнопсихологии выделяют этнические автостереотипы – представления и характеристики членов своей этнической группы и этнические гетеростереотипы – образы представителей других этнических групп. Как показывают многочисленные эмпирические исследования, практически всегда этнические автостереотипы отличаются значительно большей позитивностью, чем этнические гетеростереотипы.
Выделяют три основных функции этнического стереотипа:
Познавательная функкция.
Коммуникативная функция.
3. Функция защиты позитивной этнической идентичности.
Последняя функция, а именно – защита позитивной этнической идентичности, осуществляется с помощью вышеописанного социально-психологического феномена ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности, который также имеет и другое название – этноцентризм.
Этноцентризм – восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры. Оценки различий между группами по типу «мы лучше, они – хуже» известны давно. Термин этноцентризм был введен У.Самнером в 1906 г., который считал, что в сознании людей существует тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою труппу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие.
Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называемую «картину мира». Если мы все время живем в одной культуре, то естественным для нас будет считать свою культуру стандартом.
Исследования этноцентризма показали, что всем людям свойственно:
∙ считать то, что происходит в их культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, – неестественным и неправильным;
∙ рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;
∙ считать нормы, роли и ценности своей группы безусловно верными;
∙считать помощь и кооперацию с членами своей группы естественной;
∙действовать так, чтобы члены своей группы были в выигрыше;
∙ гордиться своей группой;
∙чувствовать неприязнь по отношению к внешним группам.
Общее правило гласит: чем больше культурные или поведенческие различия, тем больше потенциальный негативизм их оценки.
Чтобы уменьшить этноцентризм, мы должны научиться ценить лучшее из того, что производится людьми, вне зависимости от того, где это делается. Нам следует научиться анализировать культуры, поэтому мы нуждаемся в культурном научении, чтобы понять механизмы социального поведения в других культурах и овладеть навыками, которые способствуют успешности взаимодействия представителей разных культур.
Влияние культуры