Вопрос. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза. Причины слабовыраженных отклонений

== http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met28/node2.html ==По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80% случаевсистематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниямиинтеллектуальной недостаточности, включая дебильность и так называемую задержкупсихического развития. Достаточного уровня школьной зрелости в 6-летнемвозрасте достигают менее 50% детей, а недоразвитие познавательных способностейотмечается у каждого 10-го ребенка школьного возраста (Т.Я.Сафонова,А.Д.Фролова). По данным Министерства образования РФ, за последние 10 летколичество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15%, а количестводетей с ЗПР увеличилось в 2 раза. К 2000 году число дошкольников с ЗПРсоставляло 25% от детской популяции.

Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалиидетского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е гг. Острейшаянеобходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностейпсихического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, атакже в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главнымобразом нуждами педагогической практики. Переход школы на новые усложненныепрограммы усугубил проблемы стойко не успевающих учащихся. В то же времяразвертыванию комплексного клинико-психолого-педагогического изученияобозначенной детской категории способствовал накопленный к этому времени опытуглубленной разработки проблем дифференциальной диагностики. В конце ХХ векаспециальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвященныхизучению псих. особенностей детей с ЗПР:

- памяти (Н.Г.Поддубная,1975; Н.Г.Лутонян,1977;В.Л.Подобед,1981);

- речи (В.И.Лубовский,1978; Е.С.Слепович,1978;Р.Д.Триггер,1981; Н.Ю.Борякова,1983);

- мышления (Т.В.Егорова,1975;С.А.Домишкевич,1987;И.А.Коробейников, 1980; Т.А.Стрекалова,1982);

- игровой деятельности (Л.В.Кузнецова,1984;Е.С.Слепович,1990);

- учебной деятельности (Г.И.Жаренкова, 1975;С.Г.Шевченко,1994);

- личности (Е.Е.Дмитриева, 1990; Е.Н.Васильева, 1994;Г.Н.Ефремова, 1997).

И все же на сегодняшний день психолого-педагогическийаспект многих проблем задержки психического развития дошкольников продолжаетоставаться мало разработанным:

- нет теоретически обоснованной и практическицелесообразной системы диагностики ЗПР у дошкольников,

- нет общепринятой достаточно конкретной классификацииЗПР с учетом взаимодействия биологических и социальных факторов,

- не изучены специфические особенности психики детейразличных форм ЗПР в сравнении с нормой и олигофренией,

- не изучены возможности психического продвижениядетей с ЗПР в различных педагогических условиях,

- нет научно обоснованных программ педагогическойкоррекции различных форм задержки (У.В.Ульенкова, 1990),

- низкий уровень дифференциальной диагностикизатрудняет возможности успешного отграничения детей с ЗПР от детей "группы риска".

Подобная ситуация не облегчает работу школ идошкольных учреждений с такими детьми.
Изучение Т.А.Власовой и В.И.Лубовским зарубежногоопыта исследований детей, испытывающих трудности в обучении, показало, чтооднозначной трактовки сущности и причин этих затруднений нет. В США, Англии,Германии эта категория детей обозначалась как "дети с трудностями вобучении", "дети, имеющие недостаточные способности к обучению","неприспособленные", "педагогически запущенные", "детис нарушением поведения", "дети с минимальными повреждениямимозга". Отечественные медики, психологи и педагоги учитывают различныеаспекты этой проблемы. Исследования Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой, М.С.Певзнер,В.И.Лубовского, К.С.Лебединской позволили выделить особую категорию детей сзадержкой темпа психического развития. Сам термин "задержка психическогоразвития" был предложен Г.Е.Сухаревой. Основываясь на положенияхЛ.С.Выготского, В.В.Лебединский предложил типологию нарушений психическогоразвития, где среди прочих типов присутствует типзадержанное развитие. Некоторыеисследователи (И.А.Юркова, М.С.Певзнер) отождествляют психофизическийинфантилизм с задержкой психического развития. Психиатры для обозначенияуказанной категории детей используют термин "смешанное специфическоерасстройство". В настоящее время в психологической и педагогическойпрактике понятие "задержка психического развития" употребляется поотношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральнойнервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения,опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являютсяумственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфнаяклиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленнойдеятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности,энцефалопатических расстройств. Патогенетической базой этих симптомов являетсяперенесенное ребенком органическое поражение ЦНС и ее резидуально-органическаянедостаточность (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский,И.Ф.Марковская, и др.). Другой причиной может быть функциональная незрелостьЦНС (Н.Ю.Борякова,2000).

ЗПР возникает, как правило, в связи с экзогеннымивредностями. Неблагоприятные факторы внешней среды приводят к нарушению темпаразвития наиболее молодых отделов нервной системы. В большинстве случаевсимптомы обратимы.

Вероятные причины ЗПР у детей:

- легкие внутриутробные поражения,

- легкие родовые травмы, - эндокринные нарушения,

- хромосомные абберации (по последним данным, на 1000новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями),

- тяжелые кишечно-желудочные заболевания на раннихэтапах жизни ребенка,

- недоношенность,

- близнецовость,

- алкоголизм родителей,

- психические заболевания родителей,

- патологические черты характера у родителей,

- постнатальные заболевания воспалительного итравматического характера,

- асфиксии.

У.В.Ульенкова приводит цифровые данные распределенияпричин ЗПР по степени значимости:

67,32% - патология внутриутробного развития и тяжелыезаболевания на первом году жизни, 39% - внутриутробные инфекции, 33% - родовые и постнатальные травмы, 14% - стрессы во время беременности, до 14% - генетический фактор.

Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, Е.С.Иванов идр. в качестве первопричины ЗПР называют:

- церебральные астении ( астеническая ЦНС,характеризующаяся повышенной утомляемостью, истощаемостью, низкойработоспособностью, быстрым выключением из деятельности, колебаниями внимания,вялостью, пассивностью, может быть возбудимость,неуравновешенность,двигательные беспокойства, суетливость),

- аффективную расположенность,

- психопатоподобные расстройства.

Л.О.Бадалян в число причин ЗПР включает педагогическуюзапущенность, понимая под этим недостаточность развития функций ипедагогического воздействия в целом. Педагогическая запущенность развивается наопределенных этапах, а именно в период интенсивного развития функций(сензитивный период), например при становлении речи. Другой причиной ЗПР можетбыть информационный голод (недостаточность зрительных, слуховых, эмоциональныхи др. раздражителей).

Н.Н.Данилова указывает на острый и хронический стресскак на возможную причину ЗПР, т.к. он способен тормозить и деформироватьразвитие и протекание когнитивных процессов.

В.В.Ковалев дифференцирует возрастные уровнинервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различныевредности следующим образом:

1) соматовегетативный (0-3 года);

2) психомоторный (4-10 лет);

3) аффективный (7-12 лет);

4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны своипреимущественные "возрастные" симптомы. По выражению И.А.Скворцова,растущий организм на каждом возрастном этапе "одевает" заболеваниямозга в новые "одежды" внешних проявлений в соответствии со степеньюзрелости тех образований НС, которые организуют болезненный ответ. Незрелость"отвечающих" образований, неспособность их обеспечить адекватнуюреакцию организма, что нередко характерно для первых недель и месяцев жизни,могут превратить "одежды" клинической картины заболевания в"шапку-невидимку": болезнь не проявляет себя до той поры, пока незрелыеобразования "не понадобятся". Степень вредоносности неблагоприятныхфакторов зависит также от "возраста" мозга, подвергнутого ихвоздействию. Наиболее опасна встреча с ними в критические периоды формированиямозга. В этом случае мозг "выходит из расписания " своего развития.Формирование важнейших функций не успевает "укладываться" вотведенный для этого оптимальный возрастной период, нарушается преемственностьдвигательных автоматизмов: новые запаздывают, а старые не уходят и мешаютвыполнению новых. 

Классификации ЗПР

На тяжесть задержки влияют:

1) характер патогенного фактора, время его воздействияи интенсивность (сила);

2) социальные условия, в которых живет и воспитываетсяребенок.

Е.М.Мастюкована основе неврологического анализа у детей раннего возраставыделяет два типа задержки психического развития:

Наши рекомендации