Моби Дик» является и символико-философским романом
В романе используется известная средневековая аллегория: а) корабль как государство и б) корабль как человечество. Многозначительно название корабля «Пекод» - это название исчезнувших племен.
Корабль как государство является символическим обозначением «разноликойАмерики». На судне собрались представители 18 национальностей – белые американцы, туземец Квикег, индеец Тэштиго, негр Дэггу, перс Федалла и другие. Их истории позволяют представить сугубо американские проблемы:
а) проблему равенства всех людей, независимо от их происхождения, цвета кожи и вероисповедания;
б) проблему рабства: Мелвилл косвенно выступает перед нами как аболиционист. В свое время он был потрясен поправкой 1850 года к «Закону о беглых рабах»;
в) проблему религиозной терпимости, особенно актуальную в пуританской Америке, которая в романе великолепно представлена историей дружбы Измаила и Квикега. (раскрыть на примерах).
В то же время «Моби Дик» - роман о Человеке и Человечестве. С этой точки зрения, корабль является аллегорией человечества. «Пекод» - это человечество в миниатюре. Автор изучает различные варианты человеческого поведения в экстремальных ситуациях.
Философское начало подчеркнуто не только художественной формой произведения, но и библейскими именами героев. Каждый из них представляет определенный тип познающего человеческого сознания, и главной задачей автора было стремление познать их.
Измаил. По библии - изгнанник, отшельник, живущий в пустыне. В романе он – «странник» в этом мире, «искатель истины», носитель созерцательного сознания.
Капитан Ахав. По библии – нечестивец, царь Израиля. В романе – бунтарь, мятежник, носитель бунтующего сознания.
Старший помощник капитана Старбек, играющий большую роль в романе, - носитель индифферентного (регистрирующего) сознания.
С этими героями связана одна из главных проблем романа – проблема героя.
Роман Мелвилла создавался на рубеже 1840-50-х годов, в преддверии Гражданской войны. Но главным было не только это событие - Америка чувствовала приближение грядущей катастрофы. И Мелвилл обращает эту свою книгу к современнику.
Главный вопрос романа - кто из действующих лиц может быть назван героем? Существуют различные точки зрения. Одни считают главным героем романа капитана Ахава.
Действительно, этот герой является самой яркой и сильной личностью в романе. Ахав вступает в неравную борьбу со Злом (Моби Диком). Подобно Прометею, он готов отдать свою жизнь людям. Но, с другой стороны, он – безумец. Его героизм сродни фанатизму. Он заражает им весь экипаж и ведет его к гибели. См. знаменитую сцену с эквадорским дублоном.
Действия капитана Ахава являются искаженным проявлением трансцендентального принципа «доверия к себе», это сильная воля, переходящая в фанатизм. Это авторская идея передается в портрете героя через мотив обожженности, несгибаемости: «Он был словно приговоренный к сожжению заживо, которого в последний момент сняли с костра… Весь он, высокий и массивный, был точно отлит из чистой бронзы, получив раз и навсегда неизменную форму…». У Мелвилла этот персонаж, несомненно, ассоциируется с фанатизмом пуритан, особенно южан, боровшихся за сохранение рабства на Юге.
Главный герой – Измаил? Да, он «романтический странник», увлекательный рассказчик. Но в нем изображены черты обычного американца: стремление к свободе, веротерпимость, доброта.
Главный герой – туземец Квикег? Которого Измаил называет «каннибальским вариантом Джорджа Вашингтона», видит в нем «признаки простого честного сердца», «дух, который не дрогнет и перед тысячью дьяволов»?
Большинство исследователей главным героем романа считают Моби Дика. Это многозначный образ. Он представлен автором таким образом, что постепенно из морского животного превращается в продукт человеческого духа.
На сегодняшний день существует несколько трактовок этого образа. Каждая из них имеет право на существование.
1. Моби Дик – воплощение извечного мирового Зла как вечной философской категории. Косвенным доказательством является его портретная характеристика: у него «огромный ослепительный горб», «свирепая свернутая нижняя челюсть»,«огромное мраморное тело», устрашающим является его появление: «кит встает вертикально и приближается, потрясая множеством гарпунов, острог, зазубрин…». Самым страшным в нем является его белый цвет, описанию которого автор посвящает целую главу 42: « всецветная бесцветность безбожия», которая не под силу человеку…».
2. Противоположное толкование образа Моби Дика.
Он – часть Природы, следовательно, покушаясь на Кита, люди тем самым покушаются на самого Бога. Доказательством божественности Моби Дика является тот же белый цвет, где белое сочетается с синим (океаном), что напоминает нам цвета одежды Христа.
О божественном происхождении Кита свидетельствуют и его вездесущность и бессмертие, его противостояние акулам, которые изображены как «дьявольское отродье». Более того, в романе неоднократно подчеркивается, что Моби Дик никогда не нападал первым. Он предупреждал людей, потрясая гарпунами.
В контексте всего этого оказывается, что, бросая вызов Моби Дику, человек покушается на самого Бога. Поэтому Ахав и другие герои становятся носителями главного человеческого греха – гордыни.
Мелвилл признавался в том, что он написал «крамольную книгу», ибо в его романе Бог предстает как свирепая сила, не терпящая неповиновения. Он не видит присутствия Бога во всех земных делах. Его герою Измаилу открывается следующая истина: «Во Вселенной нет высших сил, которые направляют жизнь человека и общества. Человек сам ответственен за свою судьбу и должен полагаться только на самого себя. В мире нет ни бога, ни Высшего Духа».
Таким образом, получается, что спасение только в смирении? Частично об этом свидетельствует история спасения Измаила, героя с созерцательным сознанием. Он постоянно изучает универсальные законы бытия и человеческого разума, рассуждает о месте Зла в мире, раздумывает над соотношением Добра и Зла. Поэтому истина открывается только ему. Еще в начале романа он произносит следующие слова: «Не оставаясь глухим к добру, я тонко чувствую зло и могу в то же время вполне ужиться с ним - если только мне дозволено будет - поскольку надо ведь в дружбе быть со всеми теми, с кем приходится делить кров».
Эпилог романа неоднозначен: Измаил спасен, но человеком. Его подбирает проходящее мимо судно «Рахиль». Получается, что Природа равнодушна к человеку. Но все сложнее: зачем тогда сам Измаил пишет о том, что «акулы, не причиняя мне зла, скользили мимо, словно у каждой на пасти болтался висячий замок; кровожадные морские ястребы парили, будто всунув свои клювы в ножны»?
Роман Мелвилла сложен по своей художественной форме, глубок по своим идеям.
Он представляет собой синтез философского, морского, социального и даже фантастического романов. Его называют и романом-притчей. Многие исследователи творчества писателя считают, что его книга обращена в будущее, так как она насыщена размышлениями автора о мире и человеческих отношениях. Писатель хотел предсказать будущее на основе настоящего. Так как он был, прежде всего, романтиком, его размышления были облечены в романтическую форму. Роман Мелвилла до сих пор остается загадкой для читателей и исследователей.