Анализ современных подходов по формированию стрессоустойчивости

Современные подходы к исследованию устойчивости психики человека к стрессу показывают, что основной целью программ по нейтрализации и противодействию стресс-факторам и формированию стрессоустойчивости в спорте является регуляция различных психических состояний, которые способствуют наиболее эффективному проявлению физических, душевных и интеллектуальных возможностей спортсмена.

Определенные и заданные цели саморегуляции психолого-педагогического характера (воспитание личности, изменение характера, смена мотивационной модели, терапия пограничных состояний) достигаются через прохождение взаимообусловленной цепочки состояний, как психической, так и биологической природы (В.Ф. Сопов, 2003).

Опыт применения методов психической саморегуляции отечественными специалистами в спорте высших достижений позволил, во-первых -определить психотехнологии, а во-вторых - выделить несколько методологических направлений, по которым наиболее интенсивно идёт создание новых модификаций.

Наиболее распространенными в числе таких технологий являются следующие: психомышечная тренировка (ПМТ) с технологией описания оптимального боевого состояния (ОБС) (А.В. Алексеев, 1966-2003); ментальный тренинг (МТ) достижения успеха (Л.-Э. Унесталь, 1976-2003); психофизиологическая (управляемая) саморегуляция (Х.М.Алиев, 1982-1996),

Об эффективности и уникальности этих технологий говорит широкое их применение не только в спорте, но в других видах деятельности (космонавтика, военное дело, транспорт, бизнес, медицина, образование, искусство и др.) И практически в любом внедрении появляются новые модификации этих технологий в одном из четырёх методологических направлений.

Наиболее распространённый вариант модификаций - нацеленность на некий «общий результат» в виде оздоровления, восстановления, защиты от стресса, развития творческих возможностей и установления гармоничных отношений с окружающими. Упор делается на быстрое достижение результата. Это методики типа «Ключ» (Алиев, 1990), «Падающая капля» (Лыков, 2002), «кодирования» и др.

Второй подход опирается на последовательный тренинг систем организма с применением идеомоторики с последующим переносом полученного навыка на достижение оптимального профессионально важного состояния (ПВС), обеспечивающего достижение необходимого результата деятельности - ПРТ, ПМТ-ОБС: А.В. Алексеев, 1966, ЭВТ: А.Т. Филатов, 1991, АГИМ: А.В.Алексеев, 1995, «Пошаговое формирование специфических факторов-антогонистов»: В.Ф. Сопов, 1999.

Третий подход построен на сочетании так называемого «базового тренинга» (общая программа активации и регулирования нервно-психического напряжения), концентрации (отключения от сбивающих факторов), идеомоторной проработки деятельности в режиме воспроизведения прошлого и моделирования будущего на фоне позитивного мышления и восприятия событий.

Сюда входят все виды ментального, интеллектуального тренинга, тренинги достижения успеха, лидерства, использование подпороговой символической стимуляции.

Четвёртый подход, самый обширный, построен на разработке локальных (контекстуальных, В.Козлов, 2001) психотехнических игр-упражнений для отдельных психических процессов, навыков и умений (тренинги внимания, мышления, креативности, реакций, экстрасенсорики и т.д.)

Общие тенденции в разрабатываемых подходах следующие: сокращение сроков обучения: повышение стойкости приобретенного навыка саморегуляции; «привязывание» к особенностям деятельности; индивидуализация семантического наполнения программ самовнушений.

Особенностью процесса формирования системы психологической стрессоустойчивости является выделение проблемных зон спортсменов с последующим их усилением и развитие навыков произвольной регуляции функций организма и психики в процессе актуального отрезка спортивной деятельности. В частности, смещение акцента анализа в актуальном отрезке деятельности (АОД) «соревнование» с результата спортсмена на резервы его организма и психики и установление связи эффективности деятельности на каждом АОД со специфическими актуальными свойствами системы стрессоустойчивости (волевые качества, самоконтроль, саморегуляция поведения, адекватная мотивация).

Как указывалось выше, целями психической саморегуляции являются психические свойства, посредством которых спортсмен успешно справляется со стресс-факторами, и, тем самым, оптимизирует свою деятельность по достижению результата. Нашей задачей является формирование системы таких свойств и навыков, которые бы, прежде всего, способствовали спортсмену нейтрализовать и преодолевать стресс-факторы соревновательной деятельности. Данная системная стрессоустойчивость будет позволять действовать в автономном режиме в любых условиях соревнований.

По мнению В.Ф. Сопова психическое состояние - это переживание личностью конкретного отношения к возможным результатом актуального отрезка своей деятельности [122] .

При этом конкретность отношения будет обусловлена мотивами и силой мотивации, а актуальность отрезка деятельности - характером решаемых задач и целей, результаты деятельности (качество-количество работы и целесообразность возникновения состояния) будут зависеть от соответствия генетических и конституционных факторов характеру выполняемой деятельности.

Рассматривая спортивную деятельность как одну из сфер получения социально значимых результатов высокого ранга, можно утверждать, что для нее характерны все виды стресса. От физического, (вследствие тяжести нагрузки) и психологического (из-за неопределенности результата и ожиданий) - до социального, (как продукта оценок социума) и биологического, (при появлении страха смерти).

Аннотация. Успешность деятельности спортсменов, занимающихся бальными танцами, непосредственно зависит от их нервно-психической устойчивости. Особенности стрессоустойчивости и предстартового волнения связаны, прежде всего, с опытом танцевальной деятельности и достигнутым уровнем мастерства спортсмена. Цель исследования — определение особенностей нервно-психического напряжения (НПН) спортсменов в зависимости от успешности спортивной деятельности.Диагностика юниоров с низким и высоким уровнем спортивных результатов включала экспериментально-психологические методы и комплекс психофизиологических методов для исследования предсоревновательного психического состояния спортсменов.Результаты и выводы:

танцорам с высокими результатами достижений характерна личностная зрелость и самостоятельность, высокая самооценка, низкий уровень НПН, конструктивные копинг-стратегии;

танцоры с низким уровнем достижений склонны к внутренней конфликтности и самообвинению, что может быть следствием неудовлетворенности собой, своими достижениями. Для них характерна пресыщенность рутинной деятельностью, необходимость волевого контроля для ее осуществления, наличие признаков НПН, слабый тип нервной системы, наличие состояния «предстартовой лихорадки», а использование относительно конструктивных копинг-стратегий не всегда обеспечивает им достаточную стрессоустойчивость;

у всех танцоров НПН связано с переживанием стресса и самообвинения, однако если у танцоров с высокими результатами НПН оно взаимосвязано с особенностями работоспособности спортсменов, то у танцоров с низкими результатами — с особенностями самоотношения.

Заключение: юниоры с низкими результатами достижений нуждаются в психологическом сопровождении, не только для повышения спортивных достижений, но и для повышения стрессоустойчивости и адаптационных характеристик в различных сферах их жизни.

Ключевые слова: нервно-психическое напряжение; спортивные бальные танцы; уровень достижений; предстартовое волнение; копинг-стратегии.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

В последние годы интерес к такому виду деятельности, как спортивные бальные танцы, не ослабевает, этот вид спорта не только привлекает внимание своей зрелищностью и эстетичностью, но и требует огромной физической подготовки. Бальные танцы — это сочетание спорта и хореографического искусства.

В спортивных бальных танцах важную роль играют наличие волевых качеств, особенности мышечной памяти, а также эмоциональное состояние, устойчивость к препятствиям, которые возникают на пути спортсменов: это проблемы взаимодействия с партнерами, другими спортсменами и тренером, в частности в период перед предстоящими соревнованиями [11; 22; 26]. Для танцора-спортсмена, занимающегося бальными танцами, важна психологическая подготовка к соревнованиям, поскольку танцевальный спорт не только является красивым зрелищем, но и предполагает владение собой в период перед ожиданием выступления, способность принять поражение, адекватно подойти к анализу ошибок и промахов, предотвратить и преодолеть конфликты в паре [5; 6; 10; 25]. Именно поэтому возрастает актуальность исследования стрессоустойчивости спортсменов, занимающихся бальными танцами.

И.Н. Ронь, М.Ф. Секач, М.Ю. Соколов утверждают, что экстремальные условия тренировочной и соревновательной деятельности, ее интенсивность, высокая конкуренция в спорте высших достижений требуют от спортсменов высокого уровня психофизического напряжения, значительных затрат психической энергии [18; 20; 21].

В связи с этим в последние годы увеличилось количество исследований, посвященных изучению различных факторов, влияющих как на само выступление, так и на отдельные тренировочные процессы.

Наибольшее напряжение, по мнению самих спортсменов, вызывает период перед выступлением. Особенности предстартового волнения связаны прежде всего с опытом спортивной деятельности и показательных выступлений [13; 24]. У юных спортсменов (14—18 лет), по данным С.А. Бакунина, предстартовое повышение пульса, артериального давления и мышечной силы выражено больше, чем у взрослых [7; 8; 17]. Польский психолог В. Навроцка отмечает, что у большинства из 800 опрошенных спортсменов предстартовое волнение уменьшилось в ходе спортивной карьеры и только у незначительной части — увеличилось. Кроме того, у опытных спортсменов наблюдается меньшая частота сердечных сокращений, чем у начинающих [1].

Другой фактор, влияющий на стрессоустойчивость, — это уровень мастерства, достигнутый спортсменом [2; 3; 9; 12; 23]. Так, М.С. Новицкая на основании опроса юниоров в возрасте 14—15 лет исследовала значимость данного спорта в зависимости от уровня их успешности (высокие и низкие показатели турнирной деятельности). Она отмечает следующее: если высокорейтинговые пары подчеркивают приоритетность спорта в своей жизни (танцевальный спорт — это «дело всей жизни», «работа для достижения высоких результатов»), то пары, имеющие низкий рейтинг, пишут, что спорт — «счастье», «половина жизни», «главное занятие» [15].

Исследования, проведенные В.И. Вороновой, И.М. Соронович и Е.А. Спесивых среди танцоров различной квалификации (74 человека в возрасте 18—30 лет), показали, что для 52,2% спортсменов с уровнем высших достижений и для 36,7% спортсменов более низкой квалификации характерна высокая конфликтность [4]. Таким образом, показатели уровня внутриличностной конфликтности у спортсменов уровня заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса и мастеров спорта значительно выше, чем у кандидатов в мастера спорта и спортсменов 1 разряда [14; 16; 19].

Рассмотренные исследования позволяют предположить, что успешность спортсмена может быть связана со специфическими психологическими особенностями, в том числе с особенностями нервно-психического напряжения. Учитывая материалы предшествующих изысканий, мы сформулировали цель и гипотезу нашего исследования.

Цель исследования — определение особенностей нервно-психического напряжения (НПН) спортсменов в зависимости от успешности спортивной деятельности.

Гипотеза: для спортсменов, в зависимости от уровня достижений, характерны специфические особенности НПН.

В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Диагностировать особенности личности и самоотношения спортсменов, занимающихся спортивными бальными танцами.

2. Исследовать особенности работоспособности спортсменов.

3. Изучить особенности нервной системы, нервно-психического напряжения и предстартовых состояний испытуемых.

4. Сравнить особенности копинг-стратегий спортсменов.

5. Проанализировать взаимосвязи нервно-психического напряжения и других исследуемых показателей в изученных группах.

Предмет: нервно-психическое напряжение.

Объект: спортсмены, занимающиеся спортивными бальными танцами, в возрасте от 12 до 16 лет, из них:

1-я группа: спортсмены с высокими результатами достижений (12 пар).

2-я группа: спортсмены с низкими результатами достижений (9 пар).

Методики: методика «Уровень развития субъектности личности» М.А. Щукиной; «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантелеева; опросник ДОРС (дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности) А. Леоновой, С. Величковской; «Оценка нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина; «Исследование предсоревновательного психического состояния спортсменов» (теппинг-тест, пульсометрия) А.Ц. Пуни; «Измерение предсоревновательного состояния спортсменов» (тест-опросник предсоревновательного состояния спортсмена) И.П. Волкова; опросник «Копинг-механизмы» Е. Хайма.

Анализ результатов исследования показал:

Показатели, определяющие особенности личности спортсменов, такие как активность, опосредованность, креативность, самоценность (различия достоверны на уровне p ≤ 0,001), а также автономность и целостность (на уровне p ≤ 0,01), выше у танцоров с высокими результатами. Это говорит о том, что они более самостоятельны в постановке целей, в их достижении, более инициативны, интегрированы в социум. Для таких танцоров также характерно последовательное построение действий: планирование, прогнозирование результата собственных действий, склонность искать причины неверных действий и поступков. Следует отметить: танцоров с высокими результатами характеризует то, что они самодостаточны, ориентируются на собственное мнение и могут изменять стратегии поведения в изменяющихся условиях.

Показатели, определяющие особенности самоотношения, такие как закрытость, самоуверенность, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие (все различия достоверны на уровне p ≤ 0,001), выше у танцоров с высокими результатами. Это говорит о том, что они высоко оценивают свой статус в обществе, принимают собственные достоинства и недостатки, более уверены в себе, в отличие от танцоров с низкими результатами. У танцоров с низкими результатами более выражены следующие качества: самопривязанность (p ≤ 0,001), самообвинение и внутренняя конфликтность (p ≤ 0,01), что говорит о стремлении измениться, склонности к обвинению себя в случае неудач, негативном отношении к своим неудачам и недостаткам.

Особенности работоспособности. Показатели монотонии и пресыщения (p ≤ 0,01) у танцоров с низкими результатами выше, чем у танцоров с высокими результатами достижений. Соответственно, для них более характерно состояние, сопровождающееся снижением интереса и необходимостью в дополнительных волевых усилиях при однообразной деятельности. Показатель пресыщения у спортсменов групп находится на низком уровне, однако несколько значительнее выражен у группы с низкими результатами, для которой более характерно снижение качества результатов в ситуации однообразной работы.

Особенности нервно-психического напряжения. Для группы с высокими результатами достижений характерно преобладание низкого уровня НПН, что обеспечивает достаточную работоспособность и оптимальное психофизиологическое состояние по сравнению с группой танцоров с низкими результатами достижений, у которых преобладает средний уровень нервно-психического напряжения (p ≤ 0,001).

Особенности нервной системы. Для танцоров с высокими результатами более характерен слабый тип — 50%, а также средний тип — 38%, и только 12% танцоров имеют сильный тип нервной системы. При этом все танцоры с низкими результатами обладают слабым типом нервной системы (100%). Таким образом, для танцоров с низкими результатами более характерен слабый тип нервной системы, что обусловливает большую утомляемость, быстрое нарастание усталости, появление ошибок и промахов.

Далее в нашем исследовании сравнивались особенности предстартовых состояний спортсменов.

У танцоров с высокими результатами наиболее выражен оптимальный уровень физического компонента (p ≤ 0,01) при более низких значениях «предстартовой лихорадки» (p ≤ 0,05). Это говорит о том, что данная группа танцоров менее подвержена воздействию внешних раздражителей. Для них не характерны интенсивные переживания в период соревнований, что, по-видимому, обусловлено большей уверенностью в себе и своих спортивных результатах.

Сравнительный анализ результатов пульсометрии до и после соревнований выявил меньшую динамику пульса за время соревнований у танцоров с высокими результатами достижений. Возможно, это говорит о том, что у танцоров с высокими результатами достижений вырабатывается достаточно высокая стрессоустойчивость, связанная не только с общим опытом танцевальной деятельности, но и с многочисленностью выступлений, в том числе на соревнованиях более высокого уровня.

Доминирующей стратегией совладания со стрессом в эмоциональной сфере для всех танцоров является оптимизм, что характеризует уверенность в наличии выхода из любой, даже самой сложной ситуации, обеспечивает позитивный настрой на победу и веру в собственные достижения.

Ведущими стратегиями совладания со стрессом в когнитивной сфере для всех танцоров является стратегия придания смысла (относительно конструктивная копинг-стратегия). Однако танцоры с высоким уровнем результатов используют также проблемный анализ (конструктивная копинг-стратегия), что позволяет им на основе анализа возникших трудностей и достигнутых результатов найти возможные стратегии их разрешения, помогает рационально рассматривать имеющиеся проблемы и решать их во взаимодействии с партнерами и тренером.

В поведенческой сфере всем танцорам свойственно применение конструктивной стратегии сотрудничества, обеспечивающей взаимодействие в спортивной паре. Кроме того, спортсмены с высокими результатами используют конструктивную стратегию альтруизма, а танцоры с низкими результатами — относительно конструктивную стратегию отвлечения.

Корреляционный анализ позволил выявить, что у всех исследуемых танцоров вне зависимости от уровня достижений нервно-психическое напряжение связано с высокими уровнями самообвинения и стресса. Таким образом, различные стрессовые ситуации не только способствуют росту нервно-психического напряжения, но и сопровождаются низкой оценкой своих возможностей и достижений.

Существуют, однако, и специфические отличия.

У танцоров с высокими результатами нервно-психическое напряжение взаимосвязано с высокими уровнями утомления, монотонии и стресса, то есть оно проявляется в снижении работоспособности спортсменов. У танцоров с низкими результатами прослеживается взаимосвязь нервно-психического напряжения с особенностями самоотношения — высоким уровнем внутренней конфликтности, а также с высокой открытостью (то есть критичностью по отношению к себе, ориентацией на собственное видение ситуации) и самообвинением.

Выводы

На основании результатов экспериментально-психологического исследования мы сделали выводы:

1. Изучение особенностей личности показало, что для танцоров с высокими результатами достижений наиболее характерны личностные показатели, характеризующие большую личностную зрелость и самостоятельность по сравнению с танцорами с низкими результатами достижений.

2. Самоотношение лиц, занимающихся бальными танцами, характеризуется следующими особенностями: танцоры с высокими результатами оценивают себя достаточно высоко; скорее всего, это может быть связано с тем, что они достигли определенных высот в своей деятельности. В то же время у второй группы танцоров выявляется склонность к внутренней конфликтности и самообвинению, что может быть следствием неудовлетворенности собой и своими достижениями.

3. Анализ работоспособности спортсменов показал, что танцоры с высокими результатами достижений меньше пресыщены танцевальной деятельностью и легче переносят однообразные тренировки и повторение однотипных танцевальных движений по сравнению с танцорами с низкими результатами, которым свойственна пресыщенность рутинной деятельностью, они испытывают необходимость волевого контроля для ее осуществления.

4. В ходе исследования нервно-психического напряжения были выявлены следующие особенности: для группы с высокими результатами достижений характерно преобладание низкого уровня нервно-психического напряжения, для танцоров с низкими результатами достижений — среднего.

5. При исследовании нервной системы спортсменов было выявлено: для танцоров с низкими результатами характерен слабый тип нервной системы, у них часто отмечается состояние «предстартовой лихорадки».

6. Выявленные ведущие копинг-стратегии спортсменов включают в себя достаточно успешные способы разрешения стрессовых и проблемных ситуаций, однако танцоры с низким уровнем достижений чаще используют относительно конструктивные копинг-стратегии, что не всегда обеспечивает им достаточную стрессоустойчивость.

7. Корреляционный анализ выявил следующую специфику взаимосвязей НПН с другими исследуемыми параметрами: у всех танцоров нервно-психическое напряжение связано с высокими уровнями стресса и самообвинения, однако если у танцоров с высокими результатами нервно-психическое напряжение взаимосвязано с особенностями работоспособности, то у танцоров с низкими результатами — с особенностями самоотношения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: нервно-психическое напряжение имеет специфические особенности в зависимости от уровня достижений спортсменов.

Помимо высокого уровня НПН, для спортсменов с низким уровнем достижений характерны сниженная работоспособность, наличие предстартового волнения, меньшая конструктивность используемых копинг-механизмов, низкие значения показателей, определяющих самоотношение. Несомненно, такие спортсмены нуждаются в психологическом сопровождении, которое позволило бы оптимизировать данные характеристики. Это не только способствовало бы повышению уровня спортивных достижений, но и позволило бы повысить стрессоустойчивость и адаптационные характеристики спортсменов, значимые для различных сфер их жизни.

Литература

1. Акимова Л.Н. Психология спорта: курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 76 с.

2. Александрова В.А. Особенности нагрузки при выполнении стандартной соревновательной программы в спортивных бальных танцах // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 11(19).

3. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. – Владивосток, 2005. – 89 с.

4. Воронова В.И., Соронович И.М., Спесивых Е.А. Исследование уровня внутриличностной конфликтности спортсменов, занимающихся спортивным танцем // Сборник материалов IX-ой Международной научно-практической конференции психологов спорта и физической культуры «Рудиковские чтения». – М.: 2013. – С. 112.

5. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. – М.: Книга, 2005. – 345 с.

6. Ильин А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. – М.: Физкультура, образование и наука, 2000.

7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.

8. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005.

9. Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243–246.

10. Козлов В.В., Гиршон А.Е. Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. – М., 2005. – 286 с.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Академия, 2010. – 112 с.

12. Мельник Е.В., Силич Е.В. Нервно-психическая устойчивость как компонент индивидуализации психологической подготовки спортсменов // Вестник Гродненского университета Янки Купалы. Серия 3. Физиология, педагогика, психология. – 2009. – № 3(88).

13. Москвин В.А., Москвина Н.В. Психофизиология индивидуальных различий человека. – М.: Изд-во МИП, 2011 – 178 с.

14. Новак Д. Основы механики тела в латиноамериканских танцах. Современный спортивный бальный танец: исторический опыт, современные проблемы, перспективы развития: межвузовская научно-практическая конференция. – СПб.: СПбГУП, 2013. – 26 с.

15. Новицкая М.С. Психологические показатели успешности юниоров танцевального спорта // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. – М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2014. – С. 58.

16. Основы психофизиологии экстремальной деятельности: курс лекций / под ред. А.Н. Блеера. – М.: Анита Пресс, 2006. – 380 с.

17. Родионов В.А. Индивидуализация сопряженной деятельности педагогов и учащихся в педагогическом процессе. – М., 2003. –186 с.

18. Ронь И.Н. Психолого-педагогические условия формирования соревновательной эмоциональной устойчивости конкурсных танцевальных пар: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2006.

19. Секач М.Ф. Психическая устойчивость человека: монография. – М.: АПКиППРО, 2013. – 356 с.

20. Серова Л.К. Психология личности спортсмена. – М.: Совестский спорт, 2007. – 116 с.

21. Соколов М.Ю. Методическая разработка «Новая форма исполнения спортивного бального танца на примере собственного ансамбля бального танца». – М.: 2011. – 69 с.

22. Ханнафорд К.Л. Мудрое движение. Мы учимся не только головой / пер. с англ. – М., 1999. – 238 с.

23. Geoffrey B., Hearn D. A Technique of Advanced Latin-American Figure. – 2010.

24. Kleist H. About Marionettes. – Mindelheim: Three Kings Press, 1970.

25. Laird W. Chapman Graphics Corporation Limited. – Printed in England, 1998.

26. Mayer-Karakis B. Ballroom Icons. – Dusseldorf: Dancesport Publishing, 2009. – 295 p.

27. Weinberg R.S., Gould D. Foundations of Sport and Exercise Psychology. – 2001.

Наши рекомендации