Понятие, структура и особенности формирования учебной деятельности

«Учебная деятельность» - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.

Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия [11, с. 34].

Так же необходимо выделить, что учебная деятельность является:

- общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);

- общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);

- общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).

Очень важно будет отметить, что усвоение знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.

Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).

В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Говоря об учебной деятельности необходимо выделить ее структуру.

Структуру учебной деятельности рассматривали многие ученые, в нашей работе мы на структуре В. В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

Структура учебной деятельности В.В.Давыдова:

1. Потребность в учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте в процессе развития сюжетной игры у детей формируется познавательный интерес, а в младшем школьном возрасте на его базе формируется потребность в учебной деятельности, т.е. в усвоении теоретических знаний.

2. Мотивы учебных действий.

Потребность в учебной деятельности конкретизуется у школьников в многообразии мотивов, требующих от них выполнения учебных действий. Мотивы учебных действий побуждают школьников к овладению способами построения теоретических знаний, направленными на решение учебных задач.

3. Учебная задача.

Суть учебной задачи состоит в том, что при её решении посредством действий школьники раскрывают происхождение «клеточки» некоторого целостного объекта и используют эту «клеточку» для мысленного воспроизведения этого объекта. Тем самым, школьники осуществляют микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний (при решении задачи школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой конкретной задаче).

4. Учебные действия (от общего к конкретному): а) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; б) моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; в) преобразование модели отношения для изучения свойств в «чистом виде»; г) построение системы частных задач, решаемых общим способом; д) контроль за выполнением предыдущих действий; и) оценка усвоения общего способа как результата решения данной задачи.

5. Учебные операции

Каждое действие состоит из определённых операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий, входящих в ту или иную учебную задачу (действие соотносится с целью задачи, а его операции – с условиями задачи).

Структура учебной деятельности Д.Б. Эльконина:

1. Учебно-познавательные мотивы, сущность которых состоит в усвоении обобщённых способов действий в конкретной области изучаемого предмета;

2. Учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия;

3. Учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируются представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца;

4. Действия контроля (самоконтроля), которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ;

5. Действия оценки (самооценки) степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.

Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности ученику для самостоятельного осуществления. Наиболее активно этот процесс осуществляется в период младшего школьного возраста.

Наши рекомендации