Социальная терапия при индивидуальной работе с пожилыми людьми и в учреждениях социального обслуживания
Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации общества.
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии: индивидуальная и групповая. Последняя подразделяется на семейную и сетевую.
Семейная терапия - форма групповой терапии, ориентированная на системную работу с семьей. При этом семья рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист раскрывает внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побуждает их к более гибкому поведению и т. п.
Сетевая терапия - эффективный способ восстановления отношений между индивидом и его социальным окружением, социумом. Основа сетевого метода заключается во включении социального окружения в терапевтическую работу. Оно наряду с клиентом становится субъектом. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь участникам сетевой встречи найти имеющиеся ресурсы, поддержать и укрепить их. Обращение к ближайшему окружению (друзья, родственники, соседи, учителя и др.) в трудной ситуации является или должно было быть естественной реакцией.
Оккупационная терапия (ОК) - терапия повседневными занятиями, форма профессиональной социальной работы. Это необходимая форма помощи людям, испытывающим отклонения в поведении, взаимодействии. В зависимости от специфики объекта воздействия, целей и задач определяются и методики терапевтического воздействия.В работе с пожилыми и инвалидами ОК направлена на облегчение привыкания к протезам; увеличение мобильности, силы и выносливости; стимулирование здоровья и продуктивные взаимоотношения; преодоление депрессии и шизофрении; неврологической дисфункции, включая опухоли мозга, склероз; помощь в поддержании и развитии выносливости, применяя техники консервации энергии и упрощения работы; поиск ресурсов в социальном окружении.
Арт-терапия,ее цель - помощь в адаптации, психоррекции и реабилитации. Арт-терапия предоставляет возможность человеку понять самого себя, помогает произвести изменения в жизни в сторону гармонизации, развития глубинной уверенности в себе, повышения гибкости мышления и восприятия пожилого человека. Эффективным методом является использование арт-терапии и с целью мотивирования жизненной активности пожилых людей, т.к. она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, своеобразным мостиком между специалистом и подопечным, облегчает включение последнего в общественную жизнь. Продукты изобразительного творчества являются объективным
свидетельством настроений и состояний пожилого человека, что позволяет их использовать в качестве диагностического материала, и как средство обеспечения обратной связи, позволяющее отслеживать характеристики процесса изменения состояний.
Арт-терапия приносит огромную пользу для пожилых людей: улучшается их память, мелкая моторика пальцев, сохраняются физическая и интеллектуальная форма. Групповой формат занятий благоприятно сказывается на коммуникативных способностях человека, что немаловажно в преклонном возрасте.
Арт-терапия для пожилых включает в себя разнообразие вариантов творческого самовыражения: чтение; танцы; пение; просмотр кино; фотография. Кроме этого, терапия искусством для пожилых людей возможна в виде живописи, художественной лепки, шитья, росписи, декорирования предметов.
В группе арт-терапия используется для раскрытия каждого члена группы, для его раскрепощения, для решения общей проблемы усилиями всей группы.
Музыкотерапия -психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии:
- эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
- развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и
способностей);
- регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
- повышение эстетических потребностей.
При групповой психотерапии с пожилыми людьми музыкотерапия применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.