Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова

Критическое отношение к традиционной системе обучения побуждало многих педагогов и психологов к поиску новых путей и методов обучения, обеспечивающих гармоничное развитие мышления и личности учащихся, более полное раскрытие их творческого, потенциала. В 1965 г. вышел сборник научных трудов под редакцией. Л.В. Занкова, в котором была представлена разработанная им и его сотрудниками экспериментальная дидактическая система как принципиально отличный от традиционной системы тип обучения.

Л. В. Занков выдвинул гипотезу, согласно которой изменение причин, обусловливающих ход общего развития школьников, явля­ется существенным фактором их умственного развития и эффек­тивности обучения.

Анализ учебников и учебных программ для начальных классов показал, что они не являются адекватными для полноценного обще­го развития младших школьников и не создают возможности для повышения эффективности усвоения знаний. В качестве основных характеристик учебного материала, ограничивающих познаватель­ные возможности учащихся, Л. В. Занков выделил следующие: пси­хологически не обоснованное облегчение учебного материала; мед­ленный темп его изучения; чрезмерное и не выполняющее полез­ных функций повторение; непропорционально малое количество теоретических знаний. В организации процессов усвоения знаний в качестве негативных факторов он отмечал вербализм в обучении; опору преимущественно на память, а не на мышление учащихся; слабое развитие либо полное отсутствие внутренних побуждений к учению.

Оценивая состояние образования в целом, Л. В. Занков резко отрицательно относился к унификации форм. обучения и процесса учебной деятельности, справедливо считая, что это препятствует развитию индивидуальности учащихся.

Основной принцип концепции развивающего обучения Л. В. Зан­кова — обучение на высоком уровне трудности, организация учеб­ной деятельности таким образом, чтобы в ходе ее осуществления перед школьниками возникали препятствия, которые им нужно пре­одолевать. Для повышения объективности в определении степени трудности заданий Л. В. Занков ввел понятие «мера трудности», которая позволяет оценивать их в соответствии с познавательны­ми возможностями учащихся каждой возрастной группы. Он счи­тал, что, если трудности на пути осмысления учебного материала будут слишком значительными, ученик не сможет в нем разобрать­ся и вынужден будет пойти по пути механического запоминания. Высокий уровень трудности в данном случае становится завышен­ным и из положительного фактора превращается в отрицательный. Большое значение он придавал также тому, какими задачами обу­чения и какими особенностями материала должны быть обусловле­ны трудности его изучения при овладении учащимися новыми зна­ниями для достижения максимального эффекта в развитии их мыш­ления. Положительного влияния в этом смысле не оказывают, Например, такие трудности, как объем материала или точное знание Деталей. Трудность учебных заданий как фактор развития мышления учащихся заключается, с точки зрения Л.В. Занкова, в познании взаимозависимости и внутренних существенных связей явлений.

Установление психологически обоснованной меры трудности учеб­ных заданий Л.В. Занков связывал с реализацией в обучении второ­го главного принципа своей системы, утверждающего ведущую роль теоретических знаний в обучении начиная с начальных классов. При традиционной системе основная задача психического развития млад­ших школьников заключалась в разработке методик и создании оп­тимальных условий для формирования у них учебных умений и навыков — чтения, письма, счета, а также для формирования некоторых исходных простых понятий. Л.В. Занков не отрицал, что это необходимо для вхождения в учебную деятельность и овладения более сложными знаниями и умениями. Однако он считал, что и на начальном этапе формирование умений и навыков должно происходить на основе общего психического развития и более глубокого осмысления формируемых понятий, отношений и зависимостей.

Третий принцип развивающего обучения Л.В. Занкова касается темпа обучения и роли повторения материала. Он исключает из своей системы многократные и однообразные повторения, считая, что быстрый темп учебной деятельности также является психологически важной и оправданной характеристикой обучения на высоком уровне трудности. При этом высокий темп обучения он связывал не с количественным показателем выполненных заданий и решенных задач, а с качественным преобразованием приобретенных знаний, их углублением и установлением взаимозависимостей.

Четвертый принцип в системе Л.В. Занкова — это принцип сознательности обучения. Совпадение с основным принципом объяснительно-иллюстративного обучения имеет чисто внешний характер при глубоких различиях во внутреннем содержании. Если в объяснительно-иллюстративном обучении осознание направлено преимущественно на объекты познания, умения и навыки, то, по Л.В. Занкову, основное значение сознательности учения заключается в обращении учащихся на протекание учебной деятельности. Реализовать принцип сознательности учения — значит раскрыть перед учащимися основания необходимости изучения данного материала, выделения и заучивания конкретных его элементов; научить их анализировать источники возникающих трудностей и ошибок.

Л.В. Занков считал, что сформулированные им принципы развивающего обучения останутся только декларированием, если не будут определены и целенаправленно созданы учителем в процессе организации учебной деятельности психологические условия, способные помочь учащимся преодолевать возникающие трудности. Прежде всего это формирование внутренних побуждений к учению и ограничение действия внешних стимулов, к которым отно­сится давление отметок и других подобных факторов. Внутренние побуждающие факторы возникают тогда, когда учителем создаются условия для раздумий, когда ребенок поощряется в стремлении са­мому доискаться до истины, испытать чувство удовлетворения от выполнения сложного задания. Усилия, связанные с преодолением трудностей, при этом также будут иметь место в действиях и пере­живаниях детей, но они будут обладать принципиально иным ха­рактером, нежели усилия, связанные с давлением извне. Они лиша­ются, как говорил Л.В. Занков, тягостного характера и не вызывают напряжения в учебной деятельности. Второе важное условие реа­лизации развивающего обучения — дать простор индивидуальнос­ти, выражающей уникальность побуждений, желаний, стремлений и возможностей каждого ученика.

Л.В. Занков неоднократно подчеркивал, что предложенная им дидактическая система направлена на оптимальное общее разви­тие учащихся. Не отрицая внутренней обусловленности процесса развития, он на основе теоретических и экспериментальных иссле­дований доказал, что тип обучения как его внешняя детерминация является важнейшим фактором умственного и личностного разви­тия учащихся.

Основные положения теории развивающего обучения Л.В. Зан­ков сформулировал в 1970-е гг. Эта теория сыграла большую роль в реформировании объяснительно-иллюстративного типа обучения. К настоящему времени поставленные им проблемы во многом уже решены. Интенсивно развиваются вариативные формы обучения, издаются альтернативные учебники. Сформулированные Л.В. Занковым психолого-педагогические принципы используются при со­ставлении учебников, программных и методических материалов. Особо широкое, применение они нашли в практике обучения млад­ших школьников. Во многих школах созданы экспериментальные классы, работающие по системе Л.В. Занкова. Исследование хода и результатов развития детей, обучающихся в них, доказывают ее дей­ственность и перспективность.

Наши рекомендации