Технологии развивающего обучения Л.В. Занкова

Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.

Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ

Цели обучения:

общее психическое развитие личности;

создание основы для всестороннего гармоничного развития.

Содержание образования:

Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.

Дидактические принципы системы:

обучение на высоком уровне трудности;

изучение программного материала быстрым темпом;

ведущая роль теоретических знаний;

осознание школьниками процесса учения;

общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.

Свойства методической системы

многогранность;

процессуальность познания;

разрешение коллизий;

вариативность

Особенности организационных форм

Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.


Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.

Дидактическая характеристика системы

Цели обучения:

формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);

обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.

Содержание образования

Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).

Свойства методической системы:

концепция целенаправленной учебной деятельности;

проблемное изложение знаний;

метод учебных задач;

коллективно-распределительная деятельность.

Вопросы для самоконтроля

Какова взаимосвязь обучения и развития? Обучение влечет за собой развитие или развитие способствует быстрейшему обучению?

Какие существуют уровни развития личности?

В чем сущность системы Л.В.Занкова?

В чем сущность системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Литература

Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М., 1973.

Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1987.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. – М., 86.

Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975

Верницкая Н.Н. Индивидуальность личности – Минск, 1990.

Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /под ред. И.С. Якиманской – М., 1989

Грибов Ю.А. психолого-педагогические условия развития творческого воображения учащихся и учителей //Вопросы психологии – 1989. - № 2.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М.: Педагогика. – 1986.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

Давыдов В.В. и др. Организация развивающего обучения в V-IX классах средней школы //Психологическая наука и образование. – 1997 - № 1.

Занков Л.В. Наглядность и активизация обучающихся в обучении – М.: Учпедгиз, 1960.

Занков Л.В. О начальном обучении – М., 1963.

Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся – М., 1968.

Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.

Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя – М., 1989.

Леви В. Нестандартный ребенок. – М., 1983.

Лук А.М. психология творчества. – М.: Наука, 1979

Обучение и развитие /Под ред. Л.В.Занкова – М., 1975

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений /Под ред. С.А.Смирнвоа. – М.; 1998.

Психологические критерии качества знаний школьников /под рук. И.С.Якиманской – М., 1990.

Репкин В.В, Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика – Томск, 1997.

Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности //Народное образование – 1995. - № 8.

Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников – М. - № 6, 1999.

Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение – Ярославль: ИПК, 1996.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: НО, 1998

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпакс, 1995.

Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение //Педагогика – 1994. - № 5.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996.

Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: “внешние” и “внутренние” формы // Директор школы – 1995 - № 3.

Якиманская И.С. Развивающее обучение – М., 1979.

Наши рекомендации