Сравнительный анализ эмоций и чувств
Несомненно, что нет непроходимых границ между эмоциями и чувствами, но основную трудность представляет содержательный анализ чувств как более высоких по степени сложности и организованности эмоциональных явлений.
В психологической литературе термином "эмоция" обычно обозначают:
1)отнесенность явления к сфере эмоциональной жизни животных и человека;
2)отчетливо выраженную реакцию на определенную ситуацию как сам факт переживания;
3)один из видов переживаний;
4)психофизиологический механизм, посредством " на психическом уровне отражения действительности под влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя среда организма" (12, с. 5).
Термин "чувство" употребляют для обозначения:
1)эмоционального явления как такового (10);
2)проявления активного момента потребности (10);
3)специфических, присущих только человеку эмоций в отличие от эмоций животных (10);
4)закрепившихся эмоциональных отношений (чувства-переживания) к различным объектам, которые, абстрагируясь от конкретной потребности, устойчиво связаны с объектом и могут быть источником импульсивного поведения - (5);
5)потребностно-подобных установок личности (чувства-потребности), инициирующих поведение, целью которого является само переживание и осуществление определенного отношения (5);
6)устойчивого эмоционального отношения, устойчивого психического состояния, "привязанного" к определенному объекту (13).
Из приведенного следует, что эмоции и чувства, относясь к эмоциональной сфере, означают различные ее проявления.
Различия между эмоциями и чувствами в рамках психофизиологии усматриваются в плане характеристик перво- и второсигнальности. Чувства, как второсигнальные и условнорефлекторные, связывались с работой коры головного мозга, в то время как первосигнальные и безусловнорефлекторные эмоции - с работой коры и подкорки. Физиологической основой чувств называлась работа нервных процессов при поддержании и установлении динамического стереотипа.
В рамках психологического анализа и с момента возникновения научной психологии исследователи указывали на наличие низших и высших эмоций, различающихся как по степени их телесной выраженности, так и по их обусловленности центростремительными и центробежными причинами (4). Высшие человеческие чувства связывались с работой интеллекта, с воздействием социальных, моральных, эстетических переменных (9). Следовательно, первый, внешний признак, отличающий эмоции от чувств, есть сильная телесная (мимическая, пантомимическая и т.п.) выраженность одной, по сравнению с другим. Но это только внешний, несущественный признак. Так, Леонтьев А.Н. (7) отмечал, что эмоции могут слабо проявляться во внешнем поведении, а их выражение может кодироваться на основе социально сформированного языка. По данным Анохина П.К. (1), если эмоция частично (а так и бывает) контролируется за счет более или менее успешного подавления ее мимического компонента, то она все же остается эмоцией, выражаясь в изменении сердечно-сосудистой, двигательной, дыхательной функций.
В качестве другого дифференцирующего эмоции и чувства признака называют выраженный интеллектуальных характер последних. В современной трактовке и с позиции двойственной детерминации целостного эмоционального явления этот признак представляется более существенным. В случае эмоции в сознании субъекта дано, главным образом, собственное состояние субъекта, а в случае чувства - устойчивое эмоциональное отношение к его объекту в связи с представлением или понятием об этом объекте (7).
Эмоции и чувства дифференцируются по их предметности. Эмоции малопредметны, представляя сам факт переживания, а чувства - предметны, т.к. устойчиво связываются человеком на основе результатов работы познавательных процессов с конкретным объектом. Предметность чувств позволяет наметить в связи с различными по обобщенности (в образе, в понятии) объектами чувств их уровни: предметные и обобщенные мировоззренческие чувства (10); чувства к конкретному объекту и высшие чувства, относящиеся к социальным ценностям и идеалам человека (7).
Предметность чувств означает и возможность осознания их содержания. Если эмоции сигнализируют о событиях собственной внутренней жизни человека, о факте психического, то в чувстве открывается возможность соотнести его с тем объектом, который его вызвал и на который оно направлено. "Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания" (10, с. 167). Характеризуя так называемое "неосознанное чувство" (синоним эмоции как переживания), Рубинштейн С.Л. отмечал, что оно может "представлять особую прелесть своей наивной непосредственностью. Оно не способно ни к притворству, ни к маскировке… Человек, который сам не знает о своей склонности к определенной сфере жизни (интеллектуальной или эстетической и т.п.) ее прямо выдает… особенной интенсивностью эмоциональных переживаний во всем, что ее касается" (10, с. 165).
Из большей степени осознанности чувств следует и большая возможность их произвольной регуляции.
Эмоции и чувства дифференцируются по признаку ситуативности-устойчивости. В этом плане эмоция понимается как определенный момент, эпизодический отклик человека на те или иные явления, в то время как чувства устойчиво "привязаны" к определенным явлениям действительности.
Для характеристики различий между эмоциями и чувствами обращается внимание на преимущественное отношение первых к гомеостазу и на общественно-исторический характер вторых (12). Чувства человека - это "чувства исторического человека" (10, с. 145). Не исчерпываются лишь физиологическими проявлениями, а "опосредованы и обусловлены реальными общественными отношениями, в которые включен человек, нравами или обычаями данной общественной среды (там же, с. 147), являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания (7). Несмотря на то, что общественно-историческая обусловленность, как характеристика, может быть вообще присуща эмоциям человека, все же необходимость ее акцентирования при определении чувств представляется правомерной.
Можно обозначить еще одно существенное различие между эмоциями и чувствами. Если первые в большей степени связываются с таким уровнем изучения человека, как индивид, то вторые - с субъектом деятельности и с личностью.
Итак, чувства человека, относясь к эмоциональным явлениям, по предметности, осознанности, устойчивости, возможной произвольной регуляции, общественно-исторической обусловленности представляют высокий их уровень, особый их подкласс. Чувства - это устойчивые и обобщенные отношения человека к явлениям действительности, к другим людям, к себе самому.