Мотивационные теории эмоций
Эта группа теорий либо указывает на тесную и непосредственную связь проблемы эмоций с потребностно-мотивационной сферой человека, либо подчеркивает их побудительную, мотивирующую роль в его поведении и деятельности.
Психоаналитическая теория эмоций. Сформулировать точное определение эмоций (или аффектов) в рамках классической психоаналитической теории довольно затруднительно. Сложность вызвана тем, что З. Фрейд и его последователи крайне широко трактовали этот термин, нагружая его по мере развития теории все более и более разнообразными значениями. Так, в своих ранних работах Фрейд пишет, что аффект — это единственная побудительная сила психической жизни, а в своих поздних трудах он уже говорит об аффектах как об интрапсихических факторах, пробуждающих фантазии и желания индивида. Следовательно, 3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории о влечениях и по сути отождествлял и аффект, и влечение с мотивацией. При этом, и Фрейд и его последователи рассматривали преимущественно негативные переживания, возникающие в результате конфликта влечений или основных подструктур личности («Оно», «Я» и «Сверх-Я»). Аффект, согласно психоаналитической теории, включает три аспекта: 1) энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта); 2) процесс «разрядки»; 3) восприятие окончательной разрядки (ощущение, или переживание эмоции).
Наиболее четкое и обобщенное представление психоаналитиков о механизмах возникновения эмоций было сформулировано Д. Рапапортом (1960). Воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит мобилизация инстинктивной энергии. Если эта энергия не может открыто и непосредственно реализоваться (в том случае, если инстинктивные требования конфликтны), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности, основные видами которой являются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание». Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга. Открытое проявление инстинктивного влечения табуировано культурой, поэтому у человека и возникает необходимость постоянно эмоционально разряжаться.
Психоанализу, по мнению В. К. Вилюнаса, современная психология эмоций обязана возникновением того сомнения в открытости и доступности феноменологии эмоциональных переживаний, которое сегодня кажется само собой разумеющимся. Сознательное скрывание человеком своих эмоциональных переживаний является лишь самым простым случаем их искажения, гораздо чаще это происходит бессознательно и направлено на избегание, вытеснение их психотравмирующего воздействия. Заслугой психоанализа в развитии теории эмоций является и разработка феномена «амбивалентности» эмоциональных переживаний.
«Гормическая» теория эмоций У. Мак-Дауголла (1908). Этот автор в своих рассуждениях исходил из факта целенаправленного поведения живых существ. Источник этой целенаправленности он видел в существовании «жизненного импульса» (horme), или влечения.
По мнению Мак-Дауголла, главным регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты. Каждый инстинкт состоит из трех компонентов: 1) предрасположенности к восприятию некоторых раздражителей; 2) эмоции и 3) предрасположенности к выполнению определенных действий. Побуждающая сила инстинкта заключена именно в среднем звене — в эмоции. Эмоция направляет индивида к определенным целям, она свидетельствует о возбуждении (актуализации) инстинкта.
Отдельным инстинктам соответствуют специфические эмоции (инстинкту бегства — эмоция страха, инстинкту борьбы — эмоция гнева, родительскому инстинкту — эмоция нежности и т. д.). Существуют также вторичные эмоции, возникающие вследствие одновременного проявления нескольких инстинктов (например, инстинктам любопытства и бегства соответствует эмоция, сочетающая черты удивления и страха). Мак-Дауголл выделял также производные эмоции, не связанные с отдельными инстинктами и зависящие от специфических представлений и мыслей, которые могут возникнуть при актуализации любого инстинкта, такие, например, как надежда, беспокойство, радость и т. п.
Эмоция содержит в себе импульс к действию. Однако то, как человек будет вести себя в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований — сложных чувств (sentiments). Чувства — это приобретенные (а не врожденные) психические структуры, это некоторые волевые тенденции. Они представляют собой индивидуальные тенденции к переживанию определенных эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта, который индивид приобретает по отношению именно к этому объекту.
Хотя теория Мак-Дауголла не получила большого распространения, ее идеи имели известный резонанс, оставив определенный след в ряде современных концепций («психоэволюционной» теории Плутчика, «дифференциальной» теории эмоций К. Изарда и др.).
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.Согласно К. Изарду, эмоции являются детерминантами поведения в широчайшем диапазоне его проявлений. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, что необходимо для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой. В основе теории лежат пять ключевых тезисов:
1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, удивление, интерес;
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;
3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
В целом, автор определяет эмоции как сложный феномен, включающий нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственно-переживательный компоненты. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные (гормоны и др.), аффективные (боль, половое влечение, другая эмоция) и когнитивные (оценка, атрибуция, память, антиципация) активаторы.
Объектом детального изучения в этой теории являются частные (базовые, фундаментальные) эмоции, которые рассматриваются как различающиеся «переживательно-мотивационные» процессы, влияющие на когнитивную сферу и поведение человека. Изард называет следующие основные признаки базовых эмоций: 1) они всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты; 2) проявляют себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) сопровождаются отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком; 4) возникли в результате эволюционно-биологических процессов; 5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. Наряду с фундаментальными эмоциями в данной теории изучаются и эмоциональные комплексы, такие как тревога, депрессия, удовольствие и враждебность, представляющие собой комбинации базовых эмоций, которые появляются одновременно или в определенной последовательности (см. более подробную характеристику базовых эмоций по К. Изарду в гл. 3).
Потребностно-информационная теория эмоций П. В. Симонова. Данная теория является одной из наиболее известных и хорошо разработанных в современной психологии эмоций. П. В. Симонов (1964) считает, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Это представлено автором в виде специальной «формулы эмоций»:
Э = f [П, (Ин – Ис), …]
где Э— эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин— информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которой субъект располагает в данный момент.
Кроме того, эмоция зависит и от других факторов: а) индивидуальных (типологических) особенностей субъекта (мотивационной сферы, эмоциональности, волевых качеств и т.п.); б) фактора времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер аффекта или настроения; в) качественных особенностей потребности (чувства возникают на основе социальных и духовных потребностей, тревога – низкой вероятности избегания нежелательного воздействия, фрустрация – низкой вероятности достижения желаемой цели и т.п.). Однако эти факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.
Из формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности: нет потребности, нет и эмоции. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (Ин — Ис) = 0, т. е. если человек полностью обладает необходимой для удовлетворения потребности информацией (Ин = Ис).
С позиции теории Симонова наиболее фундаментальной классификацией эмоций является деление их на положительные и отрицательные. Ситуация избытка прагматической информации по сравнению с прогнозируемой или возрастание вероятности удовлетворения актуальной потребности (Ин < Ис) порождает положительные эмоциональные состояния, дефицит информации или падение вероятности достижения цели (Ин > Ис) – отрицательные.
Также предлагается возможность классификации эмоций в зависимости от величины потребности, вероятности ее удовлетворения и характера взаимодействия с объектами (см. табл. 2.5).
7Таблица 2.5
Классификация эмоций в зависимости от величины потребности, вероятности ее удовлетворения и характера действий (по П. В. Симонову)
Величина потребности | Оценка вероятности ее удовлетворения | Контактное взаимодействие с объектом | Дистанционные действия | ||
Овладения, обладания объектом | Защиты, сохранения объекта | Преодоления, борьбы за объект | |||
Нарастает | Превышает имеющийся прогноз | Наслаждение, удовольствие | Восторг, счастье, радость | Бесстрашие, смелость, уверенность | Торжество, воодушевление, бодрость |
Небольшая | Высокая | Безразличие | Спокойствие | Расслабление | Невозмутимость |
Нарастает | Падает | Неудовольствие, отвращение, страдание | Беспокойство, печаль, горе, отчаяние | Настороженность, тревога, страх, ужас | Нетерпение, негодование, гнев, ярость, бешенство |
Как отмечает Е. П. Ильин, в классификации Симонова присутствуют не только эмоции, но и волевые качества (смелость, бесстрашие) и эмоционально-личностные особенности (невозмутимость, оптимизм).
С физиологической точки зрения, считает Симонов, эмоции – это активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (ослабления, прерывания) или максимизации (усиления, продления, повторения) этого состояния. Кроме того, автором была выявлена ведущая роль в обеспечении эмоционального поведения единого интегративного комплекса из четырех мозговых структур: гипоталамуса – миндалины – гиппокампа – передних и височных отделов неокортекса.
Как отмечают Г. А. Вартанян и Е. С. Петров, некоторые эмоциональные реакции, связанные с биологическими потребностями, возникают вне зависимости от вероятности достижения цели и являются как бы безусловными или фатальными.
Несмотря на определенные различия и противоречия, обусловленные разными методологическими подходами, между рассмотренными выше теориями, при более подробном анализе можно обнаружить в них и много схожих моментов. Кроме того, некоторые теории, отличающиеся упрощенным или односторонним пониманием проблемы эмоций, раскрывают вместе с тем важные ее аспекты.