ССР: Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений
Лекция 5. Психологические особенности дошкольного возраста.
Дошкольное детство (3 –7 лет).
Особенности ССР в дошкольном возрасте – возникшая у ребенка потребность быть взрослым реализуется в особом виде деятельности – игровой (сюжетно-ролевая игра), ее особенности зависят от окружающей ребенка среды. В связи с этим особое значение для развития ребенка приобретает образ идеального взрослого. Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций: водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.
ССР: Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений.
Потребность быть взрослым с раннего возраста – предпосылки, мотив игры. Но нужны еще операционально-технические предпосылки игры – способность замещать, овладение функцией замещения: брать роль, создавать воображаемые ситуации, замещать предметы.
Игра – особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности (в.П. Зинченко: содержит в себе «культурный код» детского развития).
Сущностью игровой деятельности как ведущей деятельности дошкольного возраста является то, что в ней отражаются особенности жизни и деятельности взрослого, естественного мира и общества, в котором живет ребенок – игры с сюжетом отражают микросоциум, игра – зеркало нашей жизни (Игра – образование историческое, возникает тогда, когда ребенок не может участвовать в общественном труде, возникает «пустой» промежуток, когда надо подождать чтобы ребенок подрос, кроме того исторически содержание игр менялось: «Крестьяне и барин», Гражданская война, новые русские).
Меняется содержание игры и на протяжении дошкольного возраста. Взаимодействия с куклой будут меняться четко – это образ не конкретного взрослого, а собирательный образ взрослого человека, может быть носителя каких-либо функций. Образ является мотивом игровой деятельности (знания о профессии врача воплощает в своей деятельности). Этот образ в сознании ребенка – совокупность сведений о взрослом.
Изменения игровой деятельности от возраста к возрасту (младший, средний, старший дошкольный возраст) описан Д.Б. Элькониным в «Психологии игры»:
1. Закон развития игр выражает генетическую связь между играми детства. Развитие игры идет от игр, в которых основное содержание предметная деятельность людей к играм, отражающим отношение между людьми, затем к играм, в которых главным содержание является подчинение правилам общественного поведения. Самое высокое содержание – правила общественно-нормативных отношений между людьми.
2. В структуре игры выделяют ядро – роль, игровые действия, перенос значений (не все может быть всем – замещать может только предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия) и игровые правила.
Игры с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами характерны для младших дошкольников (подражательно-процессуальные).
Игры со свернутой системой действий, ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами характерны для средних дошкольников (сюжетно-ролевая игра).
Игры с ясно выраженными открытыми, четкими правилами и скрытыми за ними ролями характерны для старшего дошкольного возраста (игры с правилами).
3. Изменение игровых действий: на ранних этапах они носят развернутый характер, не бывают сокращенными, не заменяются словесным обозначением – «действие ради действий». В старшем дошкольном возрасте – игровые действия сокращаются, приобретают обобщенный характер, часто не требуют материальной основы и заменяются словами. На этом этапе игровые действия совершаются ради того, чтобы через них передать какое-либо отношение в соответствии с взятой ролью.
4. Мотив игровой деятельности лежит не в результате, а в процессе этой деятельности, следовательно и мотивация также будет меняться.
В младшем дошкольном возрасте преобладающими мотивами будут: интерес к миру взрослого, интерес к процессу игры, стремление к установлению позитивных взаимоотношений с окружающими людьми (особенно значим для дошкольников из-за специфики игровой деятельности, хотя характерен для всех возрастов), самоутверждение. Мотивы развиваются по мере развития игры: имея представления о себе как о взрослом, поиграв, понял, что мало знает, есть чему поучиться, что обуславливает появление новых: познавательного, нравственного и соревновательного мотивов. Интерес к процессу игры уступает место результату игры (строительство, обустройство квартир), направленность на результат, что обуславливает следующую ведущую деятельность. Познавательный мотив (Хочу быть умным) – мы его настраиваем, что надо обогатить себя знаниями. Общаясь со взрослыми и детьми, понимает, что умным необходимо быть, их любят взрослые и дети (по социометрии, он умный с ним интересно). Нравственный мотив (Хочу жить по нормам закона): усвоение норм, правил, все 4 предыдущих мотива младшего дошкольного возраста способствуют возникновению нравственного мотива как стремление жить с общепринятыми нормами и правилами.Соревновательный мотив(хочу сравнить себя со сверстниками)– утвердился со взрослыми, что хороший, на новом витке спирали самоутверждение со сверстниками (ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая формы общения со сверстниками): в чем я преуспеваю, в чем отстаю?
Следовательно, только учебная деятельность может удовлетворить все потребности, поэтому появляются следующие новообразования (личностная сфера):
· Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности (потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции) игра символична, реальной деятельности нет) – учебной – ключевое, фундаментальное образование
· Усвоение нравственных норм (лучше усвоение норм жизни окружающего ребенка общества – не нравственных)
· Формирование иерархии (соподчиненности) мотивов – выделение главных и второстепенных – появление волевого поведения. В игре выстраивает мотивы от имени не себя, а роли, которую взял, от потребностей детей (а иначе не возьмут). Забыл, что труслив, замкнут, преодолевает смертельный испуг – по роли демонстрирует смелость, решительность, открытость. Осеева «Честное слово». Произвольность поведения (по воле с целью) играя в игры по правилам, требованиям, в свою очередь учатся подчиняться
· Развивается вся познавательная сфера, но в первую очередь воображение(развивается из раннего возраста – предметы-заместители: блин-платок, чехол от кассеты – варежка. Что первично: воображение или игра? Сначала замысел, потом действие – исходя из основного принципа единства сознания и деятельности: воображение развивается под влиянием игровой деятельности. (стремясь к образу идеального взрослого), наглядно-образное мышление (воображаемые образы интериоризируются), а отсюда и память. В мышлении феномен децентрации– в начале дошкольного возраста ребенок рассматривал все явления только от себя, со своей позиции (эгоцентризм – особая интеллектуальная позиция ребенка – не может представить, что кукла видит макет гор по-другому), вследствие игровых действий (планирование, действия всех) позволяет взглянуть на происходящее с точки зрения других, в конце дошкольного возраста – нормальное видение ситуации. Это необходимо для дальнейшей организации взаимоотношений – начинает формироваться рефлексия – способность взглянуть на себя со стороны другого человека. Ведь действия в игре должны быть соблюдены – партнер по игре видит, то ли я делаю, как пограничник. Очень острое желание занять новую позицию.
Кризис 7 лет (мировоззренческий): Потеря детской непосредственности (манерничание, кривляние– выполняет защитную функцию от травмирующих переживаний – ребенок ориентируется в чувствах и переживаниях и относится к самому себе на основе обобщения переживаний). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции
Возникновение паузы между обращением и его ответной реакцией, оспаривание родительских просьб, непослушание, хитрость как нарушение сложившихся правил, демонстративно-карикатурная взрослость, обостренное внимание к внешнему облику, не как маленький. Позитив: заинтересованность в общении со взрослым и новые темы, самостоятельность в занятиях – хобби и отдельных самостоятельных обязанностях, взятых на себя по собственному решению, рассудительность. Психологический смысл этих особенностей поведения – осознание правил, повышение внутренней ценности самостоятельно организованных ребенком действий.
Общение с родным взрослым – 3-5 лет внеситуативно-познавательное,