Типология межличностного взаимодействия Бейлса
Бейлс зафиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Бейлс предположил, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам: I. область позитивных эмоций: 1) солидарность; 2) снятие напряжения; 3) согласие; II. область решения проблем: 4) предложение, указание; 5) мнение, 6) ориентация других; III. Область постановки проблем: 7) просьба об инф.; 8) просьба высказать мнение; 9) просьба об указании; IV. область негативн. эмоций: 10) несогласие; 11) создание напряденности; 12) демонстрация антогонизма.
Схема Бейлса получила довольно широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес. Самое элементарное возражение состоит в том, что никакого логического обоснования существования именно двенадцати возможных видов не приводится, равным образом как и определения именно четырех (а не трех, пяти и т.д.) категорий. Второе возражение - нет единого основания, по которому взаимодействия были бы выделены: в списке присутствуют вперемешку как чисто коммуникативные проявления индивидов, так и непосредственные проявления их в «действиях». Главный аргумент, не позволяющий придавать этой схеме слишком большого значения, состоит в том, что в ней полностью опущена характеристика содержания общей групповой деятельности, т.е. схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.
63. НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.Нормы - разделяемые способы рассмотрения объектов и обращения с ними. Нормы включаются в систему социального контроля, обеспечивают существование и функционирование как отдельных членов общества так и его институтов, образуя нормативно-ценностную систему культуры. Благодаря социальным нормам обеспечивается стабильность, устойчивость, сбалансированность общества. Таким образом, социальные нормы выступают в качестве средства осуществления важнейших социальных функций и средства социальной регуляции поведения. Нормы включаются в другие средства и способы социальной регуляции поведения, существующие и используемые в обществе: ролевые ожидания, обряды, обычаи, ритуалы и т. п. Будучи усвоенными, интериоризированными, социальные нормы воздействуют на поведение через систему внутренних факторов регуляции - самосознание и самооценку, мотивационную систему, понимание и установки, т. е. становятся собственно личностными средствами регуляции поведения. Социальные нормы участвуют в формировании идеалов, убеждений, мировоззренческих установок, высших нормативных представлений и нравственных образований - чувства долга, совести. В основе ролевого поведения также лежит нормативная регуляция.
Социальные нормы важнейший компонент системы социальной регуляции поведения и регуляции социального поведения, своеобразный «цемент общества». Нормы проясняют поведенческий выбор, помогают определить направление действий и мотивацию, организуют социальное взаимодействие, а так же помогают сориентироваться в возможных линиях поведения других людей, тем самым создавая основания для прогноза.
Психологические механизмы формирования и действия социальных норм.Одним из механизмов нормообразования выступает идентификация с групповым решением или нормой.
Исследования Шерифа процесса формирования групповых норм показывает необходимость нахождения в ситуации выбора приемлемых социальных эталонов. Для осуществления выбора человек оценивает решения значимых других, либо «примеряет» наработанные обществом и зафиксированные в культуре эталоны поведения. Осуществив этот выбор социального эталона он берет на себя обязательства, влияние которых и определяет приверженность установленной норме в последующих действиях известное как эффект принятых обязательств.
Наряду с идентификацией в качестве возможных механизмов нормообразования в истории социальной психологии рассматривались «заражение», подражание и др., общим для которых является интернализация нормы, как производной от авторитетности их первоисточника с последующей ее экстернализацией в поведении.
Трансляция же норм осуществляется в процессе социализации в рамках которой осуществляется приобщение индивида к ценностям культуры.
Теория норм:формирование норм или эталонов осуществляется в рамках любого индивидуального опыта Причем, специфика индивидуального отношения к норме определяется тем, что разные ее аспекты оцениваются субъективно отличным образом. Исследования свидетельствую, что по отношению к норме может иметь место большое количество альтернатив в рамках опыта конкретного субъекта. Однако некоторые из альтернатив кажутся более естественными нежели другие или быстрее воспроизводятся в памяти. Ситуативно установленная норма, в случае ее признания субъектом начинает признаваться как стандартная и обретает сильно выраженным инерционным эффектом. В целом, основной вывод теории норм сводится к двум постулатам: 1)жизненный опыт формирует собственные оценочные эталоны или нормы; и 2) нормы формируемые жизненным опытом, включают одни элементы и не включают другие.
Кроме того, многие авторы подчеркивают, что нормы могут и не осознаваться человеком, т.е. социальные нормы могут и не присутствовать в сознании в виде четких, точно сформулированных правил или предписаний. Но даже в этом случае (когда в сознании человека нет строгих привил), присутствует нормативная регуляция поведения. Даже в этом случае нормы будут определять и оказывать влияние на поведение человека.
64. ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
В советской психологии принимается идея единства общения и деятельности. Вывод логически вытекает из понимания того, что общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Но ни одна из точек зрения не отрицает главного – несомненной связи между деят. и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. В равной степени важен анализ предмета общения и предмета деятельности. Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение, и что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности индивидуальных участников. Структура общения включает: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. 1) Коммуникативная сторонаобщения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. 2) Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. 3) Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Б.Ломов выделяет в общении три функции: 1) информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), 2) регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия – Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.) 3) аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.
65. КОММУНИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S - S). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Различают: вербальную и невербальную коммуникацию.
Панфилова А.П. различает пять видов коммуникации:
· познавательную (Цель: передать необходимую информацию),
· убеждающую (Цель: вызвать у партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; сделать своим единомышленником),
· экспрессивная (Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию),
· суггестивную(Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения),
· ритуальную(Цель: закрепить и поддерживать конвенциональные отношения).
Функции коммуникации:
· Информационная
· Социальная (Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события).
· Экспрессивная функция (Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга).
· Прагматическая функция (Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия).
Интерпретативная функция (Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний).
66. СТРУКТУРА КОММУНИКАЦИИ: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В СТРУКТУРЕ КОММУНИКАЦИИ.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент). Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собойпоследовательную смену коммуникативных ролей.
Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.
1) Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор
2) Что? (передается) — Сообщение (текст)
3) Как? (осуществляется передача) — Канал
4) Кому? (направлено сообщение) — Аудитория
5) С каким эффектом? — Эффективность
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, выявлены типы позиции коммуникатора во время процесса. Их может быть три: открытая –коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстраненная – к-р держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения; закрытая –к-р умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть. Каждая из названных позиций обладает опред. возможностями для повышения эффекта воздействия.
Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр., а также включить в систему другие- неречевые –знаковые системы.
67. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ.1) оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику и пантомимику. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому ее включение в ситуацию коммуникации придает общению нюансы, которые оказываются неодназначными при употреблении одних и тех же жестов, например в разл. нац. культурах. 2) Паралингвистическая и3) экстралингвистичесская системы знаков- это «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингв-я с-ма — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эксталингв-я с-ма –включение в речь пауз, других вкраплений, например покачивания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. 4) Проксемика это спец. область, заним. нормами пространственной и временной организации общения. Например, показано каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения «удобства» дискуссии.
5) Специфическая знаковая с-ма, исп. в коммуникативном процессе – это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении.В первоначальных исследованиях «контакт глазами» был привязан к изучению интимного общения. Сейчас знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. 6) Альфакторная система-передача информации, связанная с запахом. Естественные запахи – пот и запах изо рта. Искусственные – запах духов, с помощью которого идет сознательное сообщение информации.7) Такесика– это тактильная кинестетичесская система. Проявляется она при встрече (пожатие рук, похлопывание, поцелуй). Чтобы все системы невербальной коммуникации дали смысловую прибавку к вербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это то кол-во информации, которое дано не на входе, а на выходе с-мы, т.е. которое только и «срабатывает». В челов. коммун-и семантически значимая информация – это как раз та, кот. и влияет на изменения поведения, т.е. кот. имеет смысл.
68. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ СЕТЯХ.Согласно традиционным представлениям, коммуникация есть процесс передачи информации между адресантом (отправителем информации) и адресатом (получателем информации). Однако каждый элемент данной схемы меняется в условиях массового развития коммуникаций в киберпространстве. Интернет «играет» с традиционной схемой «источник - сообщение - получатель», иногда сохраняет ее в первоначальном виде, иногда придает ей совершенно новый характер. Источником сообщения может быть как один человек, если это касается, к примеру, электронных писем, так и целая социальная группа. Само сообщение может быть традиционной статьей, написанной журналистом или редактором, историей, создававшейся долгое время различными людьми, и даже простой беседой в чате. Получатель (или аудитория) данного послания также может варьироваться от одного до нескольких миллионов, может изменяться, а может и не изменяться в зависимости от роли, которую выполняет сам получатель (например, будучи создателем сообщения).В силу изначальной анонимности и невидимости, являющихся следствием отсутствия визуального ряда в сетевых коммуникациях человек обычно творит себе виртуальный образ сообразно своим желаниям и возможностям. Особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору. Можно выделить следующие особенности виртуальной коммуникации: 1) Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере. 2) Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. 3) Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).