Основные виды деятельности и их развитие у человека
Тема 2. Деятельность, труд, профессия, специальность
1. Понятия и свойства деятельности1
Категория «деятельность» наряду с другими понятиями, такими, как «сознание», «личность», «общение», является не только психологической, а имеет статус общенаучного понятия и даже междисциплинарного.
Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии, поэтому существует множество определений этой категории. Одним из наиболее удачных является следующее определение деятельности.
Деятельность — это формаактивного отношениясубъекта к действительности, направленная на достижениесознательнопоставленныхцелейи связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (В.Д. Щадриков).
В данном определении отражены наиболее важные психологические свойствадеятельности. Деятельность — это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака.
Во-первых, деятельность — это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата.
Во-вторых, это отношение продуктивноготипа, предполагающее получение некоторого результата в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.) или освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности — не только собственно трудовой, но также игровой и учебной.
Цель выступает главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
Деятельность является чрезвычайно сложной и внутренне дифференцированной системой. Системность организации деятельности обусловливает и существование двух основных планов ее психофизиологического анализа — внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психофизиологического).
Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия «субъект» и «объект» труда (а также игры и учения), «предмет», «условия и средства деятельности».
Субъект труда – это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.
Предмет труда — совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.
Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.
Условия труда — система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности.
Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.
Внутреннюю, психическую, деятельность можно рассматривать как результат интериоризации (буквально—превращение во внутреннее) внешней, предметной, деятельности. Соответственно внешнюю, предметную, деятельность можно рассматривать как экстериоризацию (буквально—превращение во внешнее) внутренней, психической деятельности.
В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (предметно-действенная) н внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона—движения, действия, с помощью которых человек воздействует на внешний мир—определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляторной.
Основные виды деятельности и их развитие у человека
Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Виды деятельности в принципе не могут быть упорядочены, систематизированы на базе какого-либо одного параметра — основания классификации. Полная систематизация видов деятельности и, следовательно, их классификация требуют использования cpазу нескольких оснований, критериев выделения видов и типов деятельности.
Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую (рис.2).
Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а неее результат.
Рис. 2. Типы деятельности в зависимости от цели
Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая — это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.
Предельно общим является разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются проявлениями ее исполнительских компонентов — движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр.
Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Как говорилось выше, между внешней и внутренней деятельностями существует связь. Столь же фундаментальным и общим является разделение деятельности на индивидуальную и совместную. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т.е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель.
Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность вместе», например, деятельность экипажа самолета; опосредствованно-совместную — «деятельность рядом», к такому виду деятельности можно отнести деятельность рабочих на конвейере;и «деятельность напротив» - деятельность продавца и покупателя .
Все большее значение придается сегодня еще одной общей дифференциации деятельности на два типа — субъект-объектный и субъект-субъектный. Важность такого разделения обусловлена тем, что оно осуществляется по основному признаку деятельности — ее предмету.
В субъект-объектном типе деятельностей предметом выступает неодушевленный объект, а в субъект-субъектном типе им является другой человек, т.е. личность, субъект, точнее, ряд субъектов (например, деятельность руководителя, педагога и др.).
Все три типа деятельности можно разделить также на предметную, коммуникативную и теоретическую (рис. 3)..
Рис. 3. Классификация деятельности по разным основаниям
3. Деятельность, труд, профессия, специальность2
Одним из основных видов осознанной активности человека является труд. Труд служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка.
Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека.В труде реализуются следующие его функции: познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная, функция создания и потребления ценностей.
В рамках деятельностного подхода принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте. Свойства личности социально детерминированы. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость, действует активно. Список свойств личности безграничен и задается многообразием видов деятельности.
Труд — это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья и т. д. Особенности конкретной профессии отражают содержание определенной трудовой деятельности, хотя ее элементы могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности.
Профессия — это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда.В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:
1) объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;
2) целевая функция и характер результата труда;
3) особенности субъекта труда — его знания, навыки, умения, способности;
4) экономические и социальные стороны — трудоустройство, удовлетворение материальных потребностей, утверждение социального статуса;
Специальность — это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда.
Понятие «специальность» обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия — врач, специальность — терапевт, хирург, окулист и т. д.).