Основные виды деятельности и их развитие у человека.

Можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее – тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

Каждый возрастной период характеризуется определенным видом ведущей деятельности. Ведущая деятельность – это деятельность, определяющая возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном возрастном этапе; соответствует основным потребностям ребенка.

Ведущим видом деятельности периода младенчества является эмоциональное общение ребенка со взрослыми. В раннем детстве (1 – 3 года) ведущий вид деятельности – предметная деятельность. В дошкольном возрасте – игра. Ведущим видом деятельности у подростка является общение со сверстниками. В юношеском возрасте ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная деятельность.

Игра – это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

· индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек,

· групповые – включают несколько индивидов.

· предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

· сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

· ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Предпосылки к возникновению ролевой игры создаются внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста. Предметная деятельность направлена на усвоение социального назначения предметов, общественно выработанных способов их употребления.

Для первого года жизни ребенка характерна ознакомительная игра. Она заключается в обследовательских действиях с игрушками. В начале второго года наблюдается отобразительная игра. Ребенок в своих игровых действиях с предметами воспроизводит то, чему научился, подражая взрослым, напр., кормит куклу. Весь третий год жизни развивается и усложняется сюжетно-отобразительная игра. Отдельные отобразительные действия дети объединяют сюжетом (кукла спит, гуляет). Во втором полугодии третьего года жизни возникает сюжетно-ролевая игра (отражение отношений между людьми, которые переносятся на куклу или другого ребенка). До 3-х лет дети преимущественно играют в одиночку, наблюдая друг за другом.

В дальнейшем сюжетно-ролевая игра развивается, обогащается. Учение в школе не прекращает игровую деятельность детей, но содержание и направленность игры меняются. В первом классе большое место в игре отводится школе (учат кукол, друг друга). К концу начального обучения игры со школьной тематикой исчезают. К концу младшего школьного возраста большое место начинают занимать игры с правилами без сюжета, что приводит к спортивным играм. И чем старше дети, тем большее место занимает в игре соревнование.

Мотивация игровой деятельности есть стремление к подражанию взрослым. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи. Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.

Еще один вид деятельности – это учение. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: как и в труде, нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая. Основная цель учения заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; осваивая итоги пошлого общественного труда, человек подготовляется к собственной трудовой деятельности.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение складывается из следующих компонентов:

· усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);

· овладения приемами и операциями, из которых складываются основные виды деятельности (навыки);

· овладения способами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. Напр., ребенок первоначально овладевает речью, пользуясь ею в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения. Ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается, он развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь. Развитие и формирование способностей общих в ходе общеобразовательной работы и специальных (музыкальных, художественных, изобразительных и т.д.) в ходе специального образования составляет одну из .У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида. Основными мотивами сознательного учения являются естественные стремления подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию. Для того, чтобы дети и вообще люди учились сколько-нибудь усердно и эффективно, у них должна быть какая-то заинтересованность в учебе или интерес к ней. Но наряду с этими основными мотивами в процессе учения фактически выступает , конечно, и ряд других, начиная со стремления испытать и выявить свои силы и способности: поскольку организация занятий включает публичную проверку знаний в классе, испытания – экзамены, учение легко может выступить для учащегося и как такая личная проблема.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Это исторически первичный вид человеческой деятельности. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Направленный в соответствии со своей установкой на создание определенного результата, труд, вместе с тем, и основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.

В труде существенна не только его техника, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение к труду обусловливается насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде находят отражение все стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более или менее сложную технику, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда определенную роль играют знания и навыки. Без знаний и навыков невозможен никакой труд.

Всякий труд включает в той или иной мере интеллектуальные, мыслительные процессы более или менее высокого уровня. В какой-то мере всегда представлен в труде и момент изобретения, творчества.

Деятельность человека – это сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный

Наши рекомендации