РАЗДЕЛ 3. «Stakeholder analysis» как методика решения кейсов в этике науки
1. Лекция «Этика и аксиология науки» План: 1.1. Этика науки: понятие и история формирования 1.2. Этика науки как профессиональная этика 1.3. Социальная ответственность науки | ||||
1.1. Этика науки: понятие и история формирования | ||||
1.1.1. Определение понятия «этика науки». Этика науки как философская и научная дисциплина | ||||
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: КАНОН, 2009. - с. 1174 Лебедев С.А. Философия науки. Словарь основных терминов – 2-е изд.,перераб и доп. – М.: Академический Проект. – 2006, с.294. | Этика науки – область философской и внутринаучной рефлексии, направленной на моральные аспекты как собственно научной деятельности (в т.ч. взаимодействие внутри научного сообщества), так и взаимоотношения науки и научного сообщества с обществом в целом. Этика науки – предмет философии науки и общего науковедения, изучающий закономерности этического регулирования научной деятельности. Этика науки – совокупность моральных норм, регулирующая поведение ученых по отношению: - к научному знанию (когнитивная свобода и ответственность); - друг к другу (коммуникационная свобода и ответственность); - к обществу и государству (социальная свобода и ответственность); - к самому себе (экзистенциальная свобода и ответственность). Первый тип морального отношения обусловлен творческой, конструктивной природой научного познания и связан с когнитивной ответственностью ученого за принимаемые научные решения (ответственностью перед Истиной). Второй тип моральных отношений известен как «этос науки». Третий тип этического поведения ученых определяется мерой их ответственности за развитие и применение науки перед обществом и государством. Четвертый тип – осознание своего личного предназначения как ученого. | |||
1.1.2. История формирования и проблемное поле этики науки | ||||
Этап от древности до Просвещения | Описывая историю взаимоотношений этики и науки, специалисты выделяют два основных этапа: от древности до Просвещения; от Просвещения до современности. Уже в древней философии возникает дискуссия о соотношении науки и нравственности, истины и добра. В философии античности сложилось два аспекта данной темы: 1) соотношение знания и добродетели; 2) определение нравственных оснований научной деятельности (В.Н.Назаров. Прикладная этика. М.: Гардарики, 2005. – С.229). | |||
ХХ век – комплексное рассмотрение отношений «наука-этика» | Комплексное и систематическое рассмотрение этих аспектов стало возможным во второй половине ХХ века, когда вопрос о последствиях использования научно-технических достижений и социальной ответственности ученых вышел за рамки социально-философских дискуссий и переместился в центр общественного внимания. Причина этого - научно-технический «шок». Поскольку техника – деяние человека, а не космическая судьба, то вызов, бросаемый ею, носит этический характер и требует этической теории (Г.Йонас). Проблематичность этической оценки науки начинает осознаваться после Второй мировой войны, когда на фоне убедительной беспрецедентной мощи научно-технических достижений становится очевидной неоднозначность и даже опасность как их социальных и человеческих последствий, так и самих процедур, и процессов получения новых научных знаний (Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: КАНОН, 2009. - с. 1174). | |||
Особенности современного этапа | Создание оружия массового уничтожения, проведение жестоких научных экспериментов над заключенными в нацистских концлагерях – это лишь некоторые из причин того, что в 60-70-х годах ХХ века начинают подвергаться критике и моральной оценке многообразные негативные последствия развития науки, которые обнаруживаются во взаимодействии человечества со средой своего обитания. Главным объектом дискуссий станет вопрос о социальной ответственности ученого. | |||
2. Этика науки как профессиональная этика | ||||
Профессиональная ответственность ученого | Профессиональная ответственность – ответственность ученого перед научным сообществом за качество проводимых им исследований и получаемых результатов, за добросовестное выполнение других профессиональных ролей, за сохранение ценностей сообщества (Б.Г.Юдин). | |||
2.1. Научное сообщество и его нормы | ||||
Понятие научного сообщества и ценность профессионализма в науке | Научное сообщество – совокупность ученых профессионалов, организация которой отражает специфику профессии. Научное сообщество ответственно за целостность науки как профессии и ее эффективное функционирование, несмотря на то что профессионалы рассредоточены в пространстве и работают в различном общественном, культурном и организационном окружении. | |||
Особенности профессии, определяющие этические проблемы в сфере науки http://courier-edu.ru/pril/posobie/opred.htm#01 | Деятельность институтов и механизмов сообщества по реализации основной цели науки – увеличение массива достоверного знания – обеспечивает следующие главные характеристики профессии: 1) обладание совокупностью специальных знаний, за хранение, трансляцию и постоянное расширение которых ответственно научное сообщество; 2) относительная автономность профессии в привлечении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения; 3) заинтересованность социального окружения профессии в продукте деятельности ее членов (новом знании и владеющих им специалистах), гарантирующая как существование профессии, так и действенность профессиональных институтов; 4) наличие внутри профессии форм вознаграждения, выступающих достаточным стимулом для специалистов и обеспечивающих их высокую мотивацию относительно профессиональной карьеры в различных социально-культурных структурах; 5) поддержание инфраструктуры, гарантирующей координацию и оперативное взаимодействие профессионалов и их объединений в режиме, обеспечивающем высокий темп развития системы научного знания (Э.М.Мирский). Перечисленные особенности определяют функционирование профессиональной этики ученого, предъявляют требования к деловым и нравственным качествам людей, профессионально занятых в сфере науки. | |||
2.1.1. Аксиология науки: ценности научной деятельности | ||||
В науке, как и в любой области человеческой деятельности, действует система этических норм, определяющих, что допустимо, а что считается непозволительным (неприемлемым)в различных ситуациях. Эти нормы распространяются на взаимоотношения тех, кто занят в науке как особой сфере деятельности; на действия каждого представителя научного сообщества в отдельности. Эти нормы возникают и изменяются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории. | ||||
БЕСКОРЫСТНОЕ ОТСТАИВАНИЕ ИСТИНЫ – базовый императив научной этики | В нормах научной этики находят свое воплощение: - общечеловеческие моральные требования и запреты (например, «не лги», «не укради»), приспособленные к особенностям научной деятельности (подобием кражи в науке является плагиат – представление чужих научных идей как собственных; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента; - специфические, характерные только для науки ценности, первая из которых – бескорыстное отстаивание истины! Примером такого высоконравственного поведения в науке можно считать судьбы ученых как далеких времен (Джордано Бруно), так и недавнего времени (Н.И.Вавилов). Знаменитому русскому биологу принадлежат слова «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся», которые подтверждены его трагической судьбой. | |||
В повседневной научной деятельности достаточно непросто сразу оценить полученное новое знание как истину или как заблуждение. Поэтому нормы научной этики не требуют, чтобы результат каждого исследования был непременно истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием, и знанием обоснованным (логически, экспериментально и т.д.). | ||||
Эти требования легко прослеживаются, к примеру, в структуре автореферата диссертации. | Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: - хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; - публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим; - в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; - при этом он должен давать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов. | |||
2.2. Миссия и этос науки | ||||
Проблемы этоса науки – предмет постоянного анализа на сайте Курьера Российской академической науки и высшей школы http://www.courier-edu.ru/ | Этос науки – множество этических ценностей, регулирующих отношения между членами научного сообщества в ходе осуществления ими научной деятельности (Лебедев С.А. Философия науки. Словарь основных терминов – 2-е изд.,перераб и доп. – М.: Академический Проект. 2006, с.295). Одна из первых экспликаций этоса науки была предложена американским социологом науки Р.Мертоном. Он считал, что научный этос включает в себя четыре ценностных императива – универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Позднее к ним было добавлено еще два императива: рационализм и эмоциональная нейтральность. | |||
Базовые ценности науки | ||||
Императив универсализма утверждает внеличностный, объективный характер научного знания | Универсализм –убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Принцип универсализма в отношении этических норм предполагает, к примеру, что результаты известного ученого должны подвергаться такой же строгой критике и проверке, как и результаты молодого исследователя. | |||
Императив коллективизма: результаты научного исследования являются собственностью всего научного сообщества и общества в целом, а не отдельных ученых и научных коллективов. | Общность (коллективизм) – требование того, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами. | |||
Императив бескорыстности: главная цель деятельности ученых - служение объективной истине, а не достижение личных выгод. | Бескорыстность. Этическое требование, при котором первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений выгоды (обретения славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования. | |||
Императив организованного скептицизма предполагает не только запрет на догматическое понимание Истины в науке, но и вменяет в профессиональную обязанность ученому критику взглядов своих коллег и своих собственных, если на то имеются малейшие основания. | Организованный скептицизм:каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность используемых данных. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был. В научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам. Ученый должен не только мужественно и настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему средства логической и эмпирической аргументации, но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, если будет обнаружена их ошибочность. | |||
Рационализм и научная нейтральность | Ценность рационализма утверждает, что ученый должен стремиться не просто к истине, а к доказательному знанию. Наконец, императив эмоциональной нейтральности запрещает ученым использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии и антипатии. Научный этос – это понимание науки с точки зрения должного характера взаимоотношений между учеными. Реальное же (эмпирическое) поведение ученых, как показывают исследования, амбивалентно по отношению к нормам научного этоса, но вне определения ценностей научного этоса, оказывается сложно отличить науку от других социальных подсистем. | |||
2.3. Дилемма этоса науки Единой точки зрения на природу ценностей науки как профессиональной сферы не существует (В.Н.Назаров. Прикладная этика. М.: Гардарики, 2005. – С.229). Способны ли эти ценности подчинить себе и трансформировать черты характера отдельного ученого, от которых может зависеть судьба научного открытия? Образы безнравственных гениев описаны в научной фантастике: «человек невидимка» Г.Уэллса, инженер Гарин А.Толстого и др. дилеммы. Таблица 1.Дилеммы научного этоса
Сами ученые говорят о том, что при ближайшем рассмотрении этос науки не выглядит идиллически: действительные мотивы ученых сложнее и противоречивее. Так, люди науки редко бывают беспристрастными или верными одной лишь истине; они также стремятся к профессиональному признанию, личному успеху и материальной выгоде, они говорят о всеобщности и сотрудничестве, а сами нередко устраивают секретность, чтобы обеспечить приоритет открытия и государственную монополию, особенно в сфере прикладных технологий и т.п. Сегодня в общественном сознании наступило «разочарование» в научном этосе, поскольку с доминированием «большой науки» исследовательские задачи ученым ставят промышленность и правительство, которые стремятся к знанию не ради истины, а ради власти и прибыли. Поэтому в характеристике этоса науки, вслед за Р.Мэртоном, констатируют амбивалентный и противоречивый характер научных ценностей |
Таблица 2. Амбивалентный характер научных ценностей
Как можно быстрее делать результаты своих исследований доступными для коллег | Тщательно проверять их перед тем, как вынести на суд научной общественности |
Быть восприимчивым к новым идеям | Не следовать слепо интеллектуальной моде |
Знать все относящееся к области его интересов, работы коллег, быть глубоко эрудированным | Сохранять самостоятельность мышления и независимость суждений, быть свободным от давления эрудиции |
| |
Развитие науки подчинено объективной логике, так что отказ отдельного ученого в потенциально опасных для человека и общества исследованиях ничего не изменит | Социально ответственное поведение ученого позволяет, хотя бы в принципе, избежать негативных последствий |
| |
Негативные эффекты научно-технического прогресса порождаются не собственно научной деятельностью, а теми социальными силами, которые контролируют практическое внедрение научно-технических достижений | Наука и ученые могут играть положительную роль в применении и использовании научно-технических достижений |
| |
Результаты фундаментальных научных исследований принципиально непредсказуемы, поэтому проблема социальной ответственности имеет смысл лишь в отношении прикладных разработок | При проведении фундаментальных исследований следует, учитывая опыт человечества, по возможности предвидеть и предотвращать потенциально негативные последствия |
Вопросы к лекции «Этика и аксиология науки».
1. Что такое этика науки и профессиональная ответственность ученого?
2. Назовите базовые ценности науки?
3. Для чего создаются комитеты по этике?
4. Перечислите основные дилеммы социальной ответственности науки?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Введение в философию: Учеб.пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2004. – 623 с.
2. Ведомости НИИПЭ № 26 - Этика образования номер 26 - Этика образования
3. Ведомости НИИПЭ № 34 - Этический кодекс университета номер 34 - Этический кодекс университета
4. Ведомости НИИПЭ,№ 38 - Прикладная этика для магистрантов и профессоров номер 38 - Прикладная этика для магистрантов и профессоров
5. Викторук, Е.Н. Этика для аспирантов и соискателей Эпистемология и философия науки. Ежеквартальный журнал 2009, т. XXI, №3. / Научно-теоретический журнал по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. – Институт философии Российской Академии наук. Москва: Канон+, 2009. – С. 95-106.
6. Журнал "Ведомости", издаваемый НИИ прикладной этики при Тюменском государственном нефтегазовом университете http://www.tsogu.ru/nii/ethics/zhurnal-vedomosti
7. Йонас, Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. пер. с нем. / Ганс Йонас – М.: Айрис-Пресс. – 408 с.
8. Курьер Российской академической науки и высшей школы. http://www.courier-edu.ru/
9. Лебедев, С.А. Философия науки. Словарь основных терминов – 2-е изд.,перераб и доп. – М.: Академический Проект. 2006, с.294.
10. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА: Хранитель, 2006. – 873 с.
11. Митчем, К. Что такое философия техники: Пер. с английского под ред.В.Г.Горохова. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 149 с.
12. Назаров, В.Н. Прикладная этика / В.Н.Назаров. – М.: Гардарики, 2005. – 229 с.
13. Курьер Российской академической науки и высшей школы[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.courier-edu.ru/
14. Томпсон, М. Философия науки. – Пер.с англ. А.Гарькавого. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 304 с.
15. Скворцов, А.А. Этика науки. Программа дисциплины [интернет-ресурс], адрес доступа: http://www.ethicscenter.ru/teach/prog/applied/science.html
16. Фролов, И.Т. Этика науки: проблемы и дискуссии / И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: URSS, 2009. - 252 с.
17. Фролов, И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
18. Черникова, И.В. Философия и история науки: Учебное пособие /И.В.Черникова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – 352 с.
19. Шаповалов, В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 320 с.
20. Экологическая этика, научно-образовательный ресурсный центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecoethics.mrsu.ru
21. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: КАНОН+, 2009. – 1248 с.
22. Translated from: Committee on Publication Ethics (COPE). Guidelines on Good Publication Practice. Available from: URL: http://www.publicationethics.org.uk
2. Семинар-практикум «Принятие решений в этике науки» План: 1. Ответственные решения – показатель этической компетентности 2. Стейкхолдеранализ как метод принятия решений 3. Алгоритм стейкхолдеранализа | |
1.Ответственные решения – показатель этической компетентности. Этическая компетентность - условие высокой конкурентоспособности специалиста, это то, что повышает его стоимость на «рынке жизненных шансов» и позволяет ему быть действительно «лидером» в современном обществе с его знаниевой экономикой. В предыдущем разделе мы обратили внимание на формирование этической синзитивности, умения работать с информацией (информационная компетентность), и др. В этом разделе основное внимание будет уделено важнейшей этической составляющей ключевых компетенций – способности осуществлять выбор с учетом последствий принимаемого решения. | |
Громова, Л. А. Этика управления: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 183 с. | Принятие решений – неотъемлемая часть этики ответственности. Этика принятия решений, пишет Л.А.Громова, – процесс выбора одного из альтернативных способов действий, направленных на решение проблемы, основанный на предвидении ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений и ответственности за них. В повседневной практике принятие решений основывается либо на интуиции, импульсивном порыве, либо на суждениях, базирующихся на личном опыте, знаниях, компетенциях. Интуитивные решения не обременены сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждаются в рациональном понимании ситуации. |
Шаги принятия решений с этической составляющей | В учебной литературе по менеджменту излагаются традиционные пошаговые технологии принятия решений с этической доминантой. 1. Оцените еще раз цель принимаемого решения (Цель – это определение того, что мы хотим получить после того, как решение будет принято. Инструментом проверки цели является SMART – принцип. 2. Оцените ситуацию, в которой данное решение будет наиболее эффективным из других, альтернативных. 3. Самооценка. Будьте искренни, отвечая на вопросы: «Готов ли я взять на себя ответственность за последствия принимаемого решения?»; «Доверяют ли мне люди, которых я привлекаю к выполнению решения?» 4. Уточните задание (это способ получения обратной связи от людей, которые будут выполнять ваши решения). |
Рекомендации пошагового решения моральной дилеммы в менеджменте | Алгоритмы решения этических дилемм для руководителей можно найти в учебниках по менеджменту, практический навык выбора этичных решений отрабатывается и на тренингах. Вот еще одна пошаговая рекомендация этичного морального выбора. Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму. Шаг 2. Получить все возможные факты. Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора. Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса: 1. "Это законно?" 2. "Это правильно?" 3. "Это полезно?" Шаг 5. Принятие решения. Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса: 1. "Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?" 2. "Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?" Шаг 7. Предпринять действие. |
Рациональные оправдания неэтичного поведения | Полезно знать рациональные способы оправдания неэтичного поведения, вот четыре основных: - убедить себя в том, что поведение на самом деле не является неэтичным или противоправным; - извинить поведение утверждением, что действуешь в интересах организации или в своих наивысших интересах; - притвориться, будто поведение вполне нормальное, потому что больше никто не узнает о нем; - надеяться, что ваше начальство поддержит вас и поможет вам, если что-нибудь получится плохо. |
Кен Бланшар Рекомендации по компетентному подходу к решению этических проблем в управлении Бланшар, К. Лидерство: к вершинам успеха. – СПб., 2008. 416с. | Кен Бланшар предлагает эффективным лидерам учитывать несколько важных аспектов уточнения задания: 1. Убедитесь, что люди знают, что проблема, на которую направлено принимаемое решение, действительно существует. Будьте конкретны в разъяснении ее сути. 2. Объясните, что к существованию проблемы причастны конкретные люди, в том числе и те, к кому вы обращаетесь. 3. Признайте свои недостатки в сложившейся проблемной ситуации. 4. Уточните задание по совместным действиям и роли каждого в разрешении ситуации. 5. Демонстрируйте доверие к тем, от кого зависит выполнение принятого решения. |
2. Стейкхолдеранализ как метод принятия решений | |
Фритцше, Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива [Текст] / пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. - 336с. Лузин А., ведущий эксперт Международной организации труда – поиск неординарного решения традиционных задач | Нетрадиционные технологии принятия решений характерны для инновационных процессов в организации, сопряжены с интенсивными изменениями как среды, так и самих людей – агентов изменений и требуют неалгоритмизированных решений. Этика управления принятием решений в ситуации неопределенности и риска рекомендует полагаться на гармоничное сочетание индивидуального и группового творчества, интуиции и ответственности. В ситуациях, когда этические дилеммы кажутся неразрешимыми, специалисты говорят о «нацелености на невозможное» (А.Лузин) так как это важно для развития самих организаций по следующим причинам: поиск неординарного решения традиционных задач; создание принципиально новых продуктов и открытие новых рыночных ниш; ломка старых стереотипов, культивирование духа и новаторов – победителей, не признающих преград. Стейкхолдеранализ (stakeholderanalysis) – анализ заинтересованных сторон как этический подход был сформулирован профессором социологии Питером Друкером, и используется в современном менеджменте, в сфере принятия эффективных управленческих решений. В качестве метода принятия управленческих решений высокой степени этичности он подробно представлен в учебнике Дейвида Дж. Фритцше «Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива». Нам удалось расширить спектр применения стейкхолжеранализа, используя его для решения этически проблемных ситуаций в сфере науки. |
3. Алгоритм стейкхолдеранализа | |
Шаги «Stakeholder analysis» На занятиях, раскрывающих применение методики stakeholder analysis, преподаватель предлагает для анализа уже разобранные «мертвые» кейсы, приводящие к однозначным, заранее известным решениям | Разбор сомнительных или конфликтных в этическом аспекте научных проблем в соответствии с методикой stakeholder analysis предполагает следующий порядок: 1. Перечислить все заинтересованные стороны, определив кто в данной ситуации выигрывает и кто проигрывает, выявить основные разновидности ущерба и выгод для каждой стороны; 2. Выявить характер этического нарушения (обман, воровство, несправедливая дискриминация, принуждение и т.д.); 3. Определить, нарушены ли гипернормы (личная свобода, физическая безопасность, здоровье, право на средства к существованию, участие в политике, согласие, основанное на осведомленности, равное достоинство каждого человека); 4. Определить, нарушены ли нормы макросоциального контракта и микросоциального контракта; микросоциальный контракт включает в себя нормы локальных сообществ, к примеру, положения о персональной ответственности ученого за добросовестность своих исследований и выводов; 5. Выявить аспекты, сопряженные с этическим, и определить, какие из них более весомы в свете перечисленных стейкхолдеров; 6. Измерить степень остроты этического аспекта; 7. Применить модель поддержки этичных управленческих решений 8. Предложить решения, повышающие степень этичности в решении данной проблемы. |
Шкала этической оценки в сейкхолдеранализе | Метод стейкхолдеранализа, функционируя в утилитаристской, а не деонтологической моральной логике, не выносит однозначных оценок «этично/неэтично», а предлагает более гибкую оценочную шкалу ситуаций: - этически неприемлемая; - этически приемлема; - этически желательная. |
Задача при решении кейса | Задача при решении кейса – выявить этически неприемлемые решения и по возможности «трансформировать» их в этически желательные. В ходе семинара-практикума для обучающихся ставятся следующие задачи: - знакомство с базовыми положениями теории принятия этичных управленческих решений; - выработка умений классификации проблемы, имеющей этический контекст (в стратегии и тактике, личностных и организационных особенностях), и определение аспектов ее решения; - отработка умений и навыков по оценке степени этичности принимаемых решений. |
Главные параметры модели процесса принятия этических решений: 1. свойства личности, 2. организационные особенности; 3. процесс принятия решений. | На степень этичности деловых решений оказывают воздействие многие факторы. Некоторые из них носят личный характер, и зависят от человека, принимающего решения; другие же имеют организационную природу. Главные параметры модели процесса принятия этических решений: свойства личности, организационные особенности и процесс принятия решений. Организационные особенности и процесс принятия решений. На этику принимаемых решений в значительной степени влияет организация: ее политика, культура, стадия развития. Известно, что в «хорошие времена» организации повышают этику, а в «плохие», кризисные склонны вести себя неэтично. |
Критерии, сопряженные с этическим | Степень этичности принимаемых решений обусловлена тем, что ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ всегда связан с экономическим, политическим, социальным, и технологическим. В разных случаях эти аспекты имеют различное значение (весомость) и в некоторых ситуациях играют более значимую роль, чем этический. |
Экономический критерий | Экономический критерий. В большинстве этически-проблемных ситуаций этот критерий является ведущим. Рассматривая этот аспект в связи с этическим следует помнить, что организации, стремящиеся к обогащению любыми путями в последствии оказываются без клиентов и имеют короткий срок жизни. |
Политический критерий | Политические критерии могут быть как внутренними (внутри организации), так и внешними (политика страны и международная). |
Технологический критерий | Технологические аспекты при принятии решений связаны с определением их значения в настоящее время и в будущем. Решение, удовлетворяющее технологическим критериям в настоящее время через какое-то время может перестать удовлетворять им. |
Социальный критерий | Социальные критерии. К социальным аспектам принятия решений относятся воздействия решений на местную общину и общество в целом, а также возможные реакции социальных групп. Поскольку организации, чаже всего, провозглашают своей целью благо общества, то для лиц, принимающих эти решения важным будет социетальный фактор (Фритцше, Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива [Текст] / пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. - с.162-163) |
Этические критерии | Этические критерии. Этический аспект связан с определением того, что в вариантах решения правильно (или неправильно) с точки зрения морали. Вероятность выбрать правильное с точки зрения морали решение возрастает по мере усиления остроты этического аспекта (Фритцше, Дейвид Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива [Текст] / пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. – с. 164-165). |
Факторы организационного климата, которые оказывают влияние на поведение на субъекта, принимающего решения (ЛПР)