Принципы управления персоналом
Основы управление персоналом
(учебное пособие)
Глава 1. Сущность управления персоналом. Методологические основы управления персоналом.
Предмет, цели и задачи курса. Место дисциплины в системе наук.
Управление персоналом самостоятельная функция менеджмента, выделившаяся в результате развития поведенческой школы.
Поведенческая школа менеджмента начала свое формирование в 1923 году с Э. Мэйо, который определил значимость человеческих отношений в менеджменте, представители бихевиористического направления создали теорию потребностей, сформировали сущность социального воздействия, мотивации, лидерства и выделили особую управленческую функцию - управления персоналом. К наиболее известным представителям этой школы относят: Э. Мэйо, Г. Мюнстенберга, М.П. Фоллет, Д. МакГрегора, А. Маслоу, Р. Лайкерта. В настоящее время поведенческая школа развивается как школа социальных систем, которая рассматривает человека в социальной группе как один из множества взаимозависимых и взаимодействующих факторов в сложном комплексе социальных отношений организации. Таким образом, управление персоналом – вид человеческой деятельности, направленной на формирование и развитие персонала организации.
Предметом курса является система знаний, связанных с целенаправленным воздействием на персонал организации для обеспечения его эффективного функционирования.
Основной целью дисциплины является раскрытие содержания и организационных форм проведения работы в области управления персоналом.
Задачи изучения дисциплины:
• исследование персонала как объекта управления;
• выяснение роли и места управления персоналом в системе управления предприятием;
• исследование рынка труда;
• усвоение принципов управления персоналом и формирование представлений о кадровой политике фирмы;
• изучение функционального разделения труда и организационной структуры современной службы управления персоналом, а также ее кадрового, информационного, технического и правового обеспечения;
• оценка персонала, изучение особенностей кадрового планирования;
• изучение процесса планирования и развития карьеры.
На рис.1 представлено место дисциплины «Управление персоналом» в системе наук.
Физиология труда Психология труда Эргономика Безопасность труда | Гражданское право | Экономическая теория Экономика организаций Менеджмент Маркетинг |
Управление персоналом | ||
Организация труда Нормирование труда Экономика труда Социология труда | Трудовое право | Философия Математика Информатика |
Рис. 1 Место дисциплины «Управление персоналом» в системе наук.
Принципы управления персоналом.
Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления.
Можно выделить следующие принципы управления персоналом:
• целенаправленность – предполагает установление целей и их соотнесение с необходимыми ресурсами.
• планомерность – разработка программы действий и распределение заданий между исполнителями в соответствие с предложенной программой.
• ответственность – формирование системы взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения взаимных требований. Различают юридическую и моральную ответственность. В процессе управления персоналом выделяют дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность.
Дисциплинарная ответственность – это форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины через дисциплинарные взыскания: замечания, выговоры и т.д.
Материальная ответственность – обязанность работника возместить причиненный им ущерб.
Уголовная ответственность – лицо, совершившее преступление, должно нести соответствующее наказание, предусмотренное законом.
Наличие ответственности обусловливает такие принципы управления как иерархичность и дисциплина.
• иерархичность – выделение уровней управления и последовательное подчинение нижестоящих уровней управления вышестоящим.
• дисциплина – выполнение полученных заданий и распоряжений.
• соответствие прав и обязанностей – ответственность должна быть равна полномочиям, т.е. власть должна быть ответственной.
• компетентность – знание объекта управления и своих профессиональных обязанностей.
• стимулирование – мотивация трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов.
Методы управления.
Методы управления – это конкретные приемы и способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей.
В системе управления предприятием выделяют субъект и объект управления.
Объект управления – это управляемая подсистема, подразделения предприятия, его персонал.
Субъект управления – это управляющая подсистема, т.е. аппарат управления.
Методы управления имеют отношение к субъекту и объекту управления.
Они подразделяются на четыре группы:
• экономические;
• административные (организационно – распорядительные);
• социально-психологические;
• идеологические.
Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, так как ориентированы на выполнение определенных показателей или заданий, требующих вознаграждение за результаты.
Административные (организационно-распорядительные) методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, руководителю. Властная мотивация создает необходимые условия для организации взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы управления призваны обеспечить эффективную деятельность системы управления любого уровня на основе ее оптимальной организации.
Духовная мотивация используется социально-психологическими и идеологическими методами, с помощью которых осуществляется воздействие на сознание работников, социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляется моральное стимулирование трудовой деятельности.
В таблице 1 представлено содержание методов управления.
Таблица 1
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ