Раздел 6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов по дисциплине 4 страница
Тема 20. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)
Вопросы семинара
Базовый уровень
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних: общие вопросы.
2. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Особенности назначения наказания несовершеннолетнему.
3. Понятие, содержание и применение принудительных мер воспитательного воздействия.
Повышенный уровень
4. Освобождение от наказания несовершеннолетних.
5. Особенности применения сроков давности и погашения судимости в отношении несовершеннолетних.
Кейсы
Базовый уровень
1. Назовите виды наказаний, которые применяются к несовершеннолетним.
2. Являются ли меры воспитательного воздействия самостоятельной формой уголовной ответственности?
3. Раскройте особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в возрасте от восемнадцати до двадцати лет.
4. Проанализируйте содержание ч. 1 ст. 90 УК РФ и ч. 1 ст. 92 УК РФ, раскройте их отличия.
5. 14-летний Иванов и 15-летний Петров совершили из городского музея хищение предметов, имеющих особую историческую ценность. Подлежат ли Иванов и Петров уголовной ответственности по п. «а» ч. 2 ст. 164 УК РФ?
6. Сидоров совершил убийство. Данные о его возрасте отсутствовали. Психолого-психиатрическая экспертиза установила, что его возраст 14-15 лет. Как определяется возраст в подобных случаях? Подлежит ли Сидоров уголовной ответственности по ч. 1 ст. 105 УК РФ?
7. 17-летний Павлов и 18-летний Соболев совершили в мае разбойное нападение (ч. 2 ст. 162 УК РФ), в августе — убийство (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Какой срок наказания в виде лишения свободы может определить суд указанным лицам по совокупности преступлений?
8. Несовершеннолетний Никифоров был осужден за кражу по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Может ли суд освободить Никифорова от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия?
9. Несовершеннолетний Скляров (15 лет) был участником банды, совершившей ряд разбойных нападений на граждан. Членами банды при участии Склярова было совершено убийство Маголядова. Понесет ли ответственность Скляров за бандитизм?
Повышенный уровень
10. 17-летний Григорьев, ранее не судимый, совершил хулиганство (ч. 1 ст. 213 УК РФ). Возможно ли освобождение от наказания Григорьева по основаниям, предусмотренным ст. 92 УК РФ?
11. 17-летний Плетнев за убийство был осужден к лишению свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. В 19-летнем возрасте Плетнев, отбывая наказание в исправительном учреждении, совершил убийство осужденного Валиева. Определите вид множественности в деяниях Плетнева. Обоснуйте назначение вида режима исправительной колонии.
12. По совокупности преступлений — за кражу и за неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения — несовершеннолетний Иванов приговором суда осужден к 3 годам лишения свободы. После вынесения приговора адвокат Иванова ходатайствовал перед судом об освобождении подзащитного от уголовного наказания с помещением его в специальное воспитательное учреждение. Может ли суд удовлетворить ходатайство адвоката?
13. Следователем Севидовым несовершеннолетний Завьялов привлечен к уголовной ответственности по ст. 117 УК РФ. По совету следователя родные Завьялова предложили потерпевшей Валовой крупную сумму денег, попросив ее написать заявление о непривлечении Завьялова к уголовной ответственности. Согласившаяся Валова написала заявление с просьбой не привлекать Завьялова к уголовной ответственности. Постановлением следователя Завьялов освобожден от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшей. Правомерно ли освобожден Завьялов от уголовной ответственности?
14. Несовершеннолетний Козлов совершил разбойное нападение с применением оружия. К моменту рассмотрения дела в суде Козлову исполнилось 18 лет. Районный суд приговорил Козлова к 5 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Правильно ли суд определил вид колонии для отбывания наказания?
15. Иркин, отбывая наказание за умышленное убийство (ст. 105 УК РФ), которое он совершил еще в шестнадцатилетнем возрасте, напал на начальника медицинской части Витамову, ударил ее несколько раз за то, что та пожаловалась на него администрации, после чего его лишили очередного свидания с невестой. По приговору суда Иркин осужден по ст. 321 УК РФ к 7 годам лишения свободы, а с присоединением неотбытой части наказания — к 10 годам. Правилен ли приговор суда?
Тема 21. Иные меры уголовно-правового характера
Вопросы семинара
Базовый уровень
1. Понятие, юридическая природа принудительных мер медицинского характера; их отличие от наказания.
2. Основание и цели применения принудительных мер медицинского характера.
3. Виды принудительных мер медицинского характера.
Повышенный уровень
4. Порядок применения, продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера.
5. Конфискация имущества. Возмещение вреда, причиненного преступлением.
Вопросы для самоконтроля
Базовый уровень
1. Дайте понятие принудительных мер медицинского характера.
2. Назовите виды принудительных мер медицинского характера и их правовой режим.
3. Какова уголовно-правовая природа принудительных мер медицинского характера, и каков порядок их назначения?
4. Являются ли принудительные меры медицинского характера наказанием?
Повышенный уровень
5. В чем заключаются правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера?
6. Как исполняются принудительные меры медицинского характера при отбывании наказания в виде лишения свободы?
Тема 22. Зарубежное уголовное право
Занятие проходит в интерактивной форме дискуссия с использованием слайд-шоу.
Студенты заранее выбирают зарубежное государство, которое они будут исследовать и выявлять особенности в основных институтах уголовного права: понятие преступления, состав преступления, уголовная ответственность, институт соучастия, институт наказания, институт освобождения от уголовной ответственности
Контрольное тестирование по Разделу 5.
РАЗДЕЛ 6. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
Тема 23. Преступления против жизни и здоровья
Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)
Вопросы семинара
Базовый уровень
1. Общая характеристика преступлений против жизни и здоровья.
2. Простой и квалифицированный составы убийства (ст. 105 УК РФ).
3. Преступления против жизни, совершённые при смягчающих обстоятельствах (ст. 106-108 УК РФ).
4. Иные преступления против жизни (ст. 109, 110 УК РФ).
Повышенный уровень
5. Преступления против здоровья личности, связанные с умышленным причинением вреда здоровью (ст. 111, 112, 115 УК РФ).
6. Иные преступления, связанные с причинением вреда здоровью (ст. 113, 114, 118 УК РФ).
7. Преступления против здоровья, связанные с совершением систематических насильственных действий (ст. 116, 117 УК РФ).
8. Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье (ст. 119-125 УК РФ).
Вопросы для самоконтроля
Базовый уровень
1. Какой признак положен в основу классификации преступлений против личности?
2. Какое определение можно дать преступлениям против жизни и здоровья?
3. Что понимается под убийством?
4. Что следует понимать под начальным и конечным моментами жизни человека?
5. Какие виды убийства известны уголовному закону?
6. Каковы наиболее распространенные виды квалифицированного убийства?
7. Какие виды «привилегированного» убийства указаны в УК РФ?
8. Какие виды аффекта известны уголовному праву?
9. Возможно ли совершить убийство по неосторожности?
10. С какого момента считается оконченным преступление, предусмотренное ст. 110 УК РФ?
Повышенный уровень
11. По каким критериям дифференцируется ответственность за причинение вреда здоровью?
12. Какие виды тяжкого вреда здоровью, предусмотрены в ч. 1 ст. 111 УК РФ?
13. Какова особенность субъективной стороны преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ?
14. Каково отличие умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, от убийства?
15. Что понимается под кратковременным и длительным расстройством здоровья?
16. В чем состоит особенность объективной стороны истязания?
17. Каков объём насилия, указанный в ч. 1 ст. 120 УК РФ?
18. Каковы объективные признаки криминального аборта?
19. Какие лица обязаны оказывать помощь больному?
20. Каков вид сторона преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ, по конструкции его объективной стороны?
Темы рефератов
Базовый уровень
1. Жизнь человека – объект уголовно-правовой охраны.
Повышенный уровень
2. Проблемы эвтаназии в уголовном праве.
3. Ответственность медицинских работников за причинение вреда жизни и здоровью.
4. Правовое регулирование донорства в РФ.
Кейсы
Базовый уровень
1. Зуйков часто ссорился со своей сожительницей Тимофеевой. Однажды после очередной ссоры он с криком: "Убью"! ударил ее топором по голове, причинив открытый вдавленный перелом лоботеменной кости с повреждением вещества головного мозга. По заключению судебно-медицинской экспертизы, этот вред здоровью относится к категории тяжкого, опасного для жизни.
1. Квалифицируйте действия Зуйкова.
2. Чем отличается покушение на убийство от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека?
2. Веревкин, в нетрезвом состоянии и вооружившись двуствольным охотничьим ружьем, пришел к дому Казанкова, с которым у него сложились неприязненные отношения. Войдя в палисадник, Веревкин постучал в окно и, когда в комнате загорелся свет, произвел выстрел через стекло в глубь комнаты, однако Казанкову какого-либо вреда здоровью причинено не было. На следствии и в суде Веревкин показал, что стрелял в окно комнаты Казанкова без цели убийства, так как хотел только лишь попугать последнего.
1. Дайте правовую оценку содеянному Веревкиным.
2. Что понимается под убийством?
3. Братья Сергей и Александр Чесноковы проживали вместе с матерью в одной квартире. В связи с выселением Александра из квартиры матери на жилплощадь жены между братьями сложились неприязненные отношения, имели место ссоры и драки. После очередной ссоры Александр в нетрезвом состоянии внезапно напал на брата и ударом ножа убил его.
1. Квалифицируйте содеянное Александром Чесноковым.
2. Раскройте объективные признаки убийства.
Повышенный уровень
4. 17-летний Седов длительное время конфликтовал со своей матерью, которая вторично вышла замуж после смерти мужа. Однажды вечером Седов, воспользовавшись отсутствием матери и отчима, обманным путем увлек в лес 3-летнюю Наташу (ребенка матери от второго брака), связал ее и запер в заброшенной постройке. Затем он подбросил в почтовый ящик анонимную записку на имя матери, в которой предлагал уплатить выкуп за жизнь девочки. Мать и отчим обратились в милицию. Проведенными оперативными мероприятиями удалось установить место нахождения ребенка. Однако девочка была мертва. Задержанный Седов показал, что задушил девочку через несколько часов после похищения.
1. Квалифицируйте содеянное Седовым.
2. Как изменится квалификация содеянного, если смерть девочки наступила вследствие того, что она задохнулась, находясь в душной постройке?
5. Между Орловским и Скородумовым сложились неприязненные отношения, поскольку Скородумов в прошлом наказал Орловского в дисциплинарном порядке за совершенный им прогул. Увидев Скородумова на улице, Орловский подошел к нему, чтобы выяснить их взаимоотношения. Скородумов согласился поговорить с ним и предложил присесть. Однако увидев, что Орловский находится в нетрезвом состоянии, отказался продолжать беседу. В ответ Орловский вытащил самодельный финский нож и нанес два удара в живот и грудь Скородумову, причинив проникающие ранения с повреждением плевры, сальника и стенки желудка. По заключению судебно-медицинской экспертизы причиненные повреждения относится к опасным для жизни. Орловский был осужден за незаконное ношение оружия и за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью лицу в связи с осуществлением им служебной деятельности.
1. Правильно ли был осужден Орловский?
2. Что понимается под причинением тяжкого вреда здоровью?
6. Коротаевский, желая избавиться от жены, Каратаевской М., заведомо для него находящейся в состоянии беременности, привел ее на набережную реки, сдавил ее шею руками, а затем сбросил в воду. Убедившись, что тело Каратаевской течением затянуло под лед, он с места происшествия ушел. По заключению медицинской экспертизы смерть потерпевшей наступила от утопления.
1. Квалифицируйте содеянное Каратаевским.
2. Совершил ли Каратаевский оконченное преступление в данном случае?
Тема 24. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
Вопросы семинара
Базовый уровень
1.Общая характеристика преступлений против свободы, чести и достоинства личности.
Повышенный уровень
2. Преступления против личной свободы (ст. 126-128 УК РФ).
3. Преступления против чести, достоинства и деловой репутации.
Вопросы для самоконтроля
Базовый уровень
1. Какое определение можно дать преступлениям против свободы, чести и достоинства личности?
2. В чём заключается объективная сторона похищения человека?
3. Какие квалифицированные виды похищения человека предусматривает уголовный закон?
4. Может ли лицо, похитившее человека, освобождаться от уголовной ответственности?
5. Как разграничить незаконное лишение свободы и похищение человека?
Повышенный уровень
6. Что относится к «иным тяжким последствиям», указанным в ч. 2 ст. 128 УК РФ?
7. Что следует понимать под честью, достоинством и репутацией?
8. Можно ли квалифицировать распространение ложных, но не порочащих сведений как клевету?
9. В чём состоят отличия оскорбления от клеветы?
Темы рефератов
Базовый уровень
1. Клевета и оскорбление: общее и отличительное.
Повышенный уровень
2. Сравнительный уголовно-правовой анализ похищения человека и захвата заложника.
Тема 25. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)
Вопросы семинара
Базовый уровень
1. Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Повышенный уровень
2. Насильственные сексуальные преступления (ст. 131-133 УК РФ).
3. Ненасильственные сексуальные преступления (ст. 134, 135 УК РФ).
Вопросы для самоконтроля
Базовый уровень
1. Какое определение можно дать преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности?
2. Что понимается под беспомощным состоянием потерпевшей при изнасиловании?
3. Возможно ли привлечение женщины к уголовной ответственности по ст. 131 УК РФ?
4. Каковы квалифицированные и особо квалифицированные виды изнасилования?
5. Как определяются приготовление, покушение и добровольный отказ при изнасиловании?
6. Как квалифицируется убийство потерпевшей при изнасиловании?
7. В чём состоят отличия насильственных действий сексуального характера от изнасилования?
Повышенный уровень
8. Каковы способы понуждения к действиям сексуального характера?
9. Каковы признаки субъекта преступления, предусмотренного ст. 134 УК РФ?
10. Кто является потерпевшим от развратных действий?
Темы рефератов
Базовый уровень
1. Вопросы квалификации группового изнасилования.
Повышенный уровень
2. Отграничение развратных действий от иных действий сексуального характера в отношении малолетних лиц.
Кейсы
Базовый уровень
1. Самородов признан виновным в изнасиловании В. Встретив ее вечером на пустынной улице, он толкнул В. в сторону кустов, она упала, сильно ударилась головой о твердую поверхность и на некоторое время потеряла сознание. Воспользовавшись этим, Самородов совершил с ней половой акт, а когда потерпевшая пришла в сознание он, угрожая ей убийством, вторично совершил с ней половой акт. Уходя, Самородов заявил, что если В. сообщит о случившемся, он найдет возможность свести с ней счеты. Экспертизой установлено, что В. было причинено легкое расстройство здоровья и, кроме того, она была заражена венерическим заболеванием - сифилисом. На следствии и в суде Самородов утверждал, что не собирался убивать В., если бы та оказала ему сопротивление, а лишь запугивал ее.
1. Квалифицируйте действия Самородова.
2. Оцените приведенные им доводы в свою защиту.
3. Укажите отягчающие обстоятельства, содержащиеся в его деянии.
2. Панов и Лучкин осуждены за групповое изнасилование Т., совершенное при следующих обстоятельствах. Катаясь втроем со своей знакомой Т. на катере, они пристали к острову и стали загорать. Панов стал ухаживать за Т. и настойчиво предлагать ей вступить в половую связь с ним. Т. категорически отказалась, тогда Панов заявил, что ей лучше согласиться, потому что в противном случае они вдвоем с Лучкиным изнасилуют ее. После этого Панов совершил с Т. половой акт и предложил сделать то же самое Лучкину. Однако Т. отказалась вступать с ним в половую связь, тогда Лучкин с помощью Панова, который силой удерживал Т., совершил в отношении нее насильственные действия сексуального характера.
1. Правильно ли решение суда?
2. Состав какого преступления содержится в действиях Панова?
3. Какое преступление должно быть вменено Лучкину?
3. Гребешков, Мирзоев и Симонов в 22 часа пришли в общежитие техникума, зашли в комнату, где спали П. и Р., и решили их изнасиловать. Симонов встал у двери, препятствуя выходу из комнаты, а Гребешков и Мирзоев стали снимать с П. и Р. одежду. Девушки оказывали сопротивление, подняли крик, тогда Гребешков достал нож, а Мирзоев заявил, что "лучше им согласиться по-хорошему, а не то потом придется сильно пожалеть". После этого Гребешков и Мирзоев совершили половые акты с П. и Р. и предложили Симонову последовать их примеру. В это время в дверь стали стучать, девушки подняли крик и Гребешков, Мирзоев и Симонов выпрыгнули в окно. В процессе следствия выяснилось, что Мирзоев ранее был судим за половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, а также что потерпевшим исполнилось одной 15, а другой 17,5 лет.
1. Квалифицируйте действия каждого из участников преступления.
2. Укажите, имеется ли в действиях Гребешкова и Мирзоева состав группового изнасилования?
3. Может ли Симонов нести ответственность за действия Гребешкова и Мирзоева, если он не знал о том, что у них есть нож?
Повышенный уровень
4. Дундыкин познакомился с Ю., которая ранее состояла в браке и имела малолетнюю дочь. Однажды, находясь на квартире Ю., Дундыкин предложил ей вступить с ним в половую связь, но Ю. отказалась. Тогда Дундыкин заявил, что в противном случае он изнасилует пятилетнюю дочь Ю., которая в это время находилась на улице. Ю. позволила Дундыкину совершить с ней половой акт, но тот сказал, что завтра ей вновь придется платить ему натурой, иначе он будет вынужден использовать для секса дочь.
1. Содержится ли в действиях Дундыкина состав изнасилования?
2. Следует пи вменять ему понуждение к действиям сексуального характера или он должен отвечать за неоконченное неоднократное изнасилование?
5. Гандилов привлечен к уголовной ответственности за развратные действия. Он признан виновным в том, что неоднократно приглашал к себе домой учащихся 8-10 классов, устраивал для них "вечера сексуальной разрядки": демонстрировал им откровенно порнографические видеофильмы, а затем предлагал позировать ему, снимая танцующих обнаженных девочек и мальчиков на видеокамеру. Гандилов отрицал свою вину на том основании, что все участники "сексуальных вечеров" приходили к нему добровольно, ни в какие половые отношения с ним и между собой не вступали.
1. Совершены ли Гандиповым развратные действия?
2. Оцените его аргументы и квалифицируйте содеянное им,
6. 40-летний Нарциссов, работник полиграфического комбината, подходил на улице к привлекательным, но скромно одетым молодым женщинам, представлялся полковником службы внешней разведки и предлагал вместе с ним отправиться за рубеж для выполнения секретной миссии. Для пущей убедительности демонстрировал изготовленное им удостоверение сотрудника службы внешней разведки. Некоторые из женщин соглашались. Тогда Нарциссов при помощи удостоверения снимал номер «люкс» в гостинице, где дамам предлагалось пройти школу молодого бойца невидимого фронта. Занятие проводили по следующей схеме: алкоголь - тренаж, а также «секс-подготовка», в ходе которой Нарциссов вступал с женщинами в половую связь. Дамы соглашались, так как им предстояло в будущем, по мысли «инструктора», соблазнять президентов и премьер-министров экзотических стран. - Одна из «подготовленных» таким образом «агентесс», продав мебель и вещи, пришла в Управление ФСБ с претензией, где найти полковника, так как она ждет его вызова. Во время «инструктажа» очередной претендентки Нарциссов был задержан сотрудниками ФСБ, которым рассказал, что таким образом он воплощал в жизнь свою мечту - служить в органах госбезопасности.
1. Дайте оценку действиям Нарциссова.
2. Нет ли в его действиях состава того или иного преступления?
Тема 26. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)
Вопросы семинара
Базовый уровень
- Общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Повышенный уровень
- Преступления против политических прав и свобод (ст. 136, 141-1421, 149 УК РФ).
- Преступления против социальных прав и свобод (ст. 143-147 УК РФ).
- Преступления против личных прав и свобод (ст. 137-140, 148 УК РФ).
Вопросы для самоконтроля
Базовый уровень
1. Какое определение можно дать преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина?
2. В чём состоит нарушение неприкосновенности частной жизни?
3. Что понимается под жилищем в контексте ст. 139?
4. Отказ в предоставлении гражданину какой информации представляет собой преступление?
Повышенный уровень
5. В каких формах могут быть нарушены избирательные права граждан?
6. В чём может проявляться уголовно наказуемая фальсификация итогов голосования?
7. Кто является субъектом нарушения правил охраны труда?
8. Что выступает предметом преступления, предусмотренного ст. 1451?
9. Что понимается под крупным и особо крупным размерами ущерба, указанными в ст. 146 УК РФ?
10. Какова характеристика субъекта преступления в ст. 149?
Темы рефератов
Базовый уровень
1. Уголовно-правовые аспект производственного травматизма.
Повышенный уровень
2. Нарушение авторских и смежных прав: вопросы уголовно-правовой и гражданско-правовой ответственности.
Кейсы
Базовый уровень
1. Спиридонов поместил объявление в газете о сдаче жилья в наем. По объявлению обратился военнослужащий Шамшурия, приехавший в Москву вместе с семьей на учебу в военную Академию. Однако Спиридонов в жилье последнему отказал, аргументируя свое решение отрицательным отношением ко всем кавказцам.
1.Содержатся ли в отказе Спиридонова признаки преступления?
2. Раскройте признаки объективной стороны преступления,
предусмотренного ст. 136 УК.
2. Иванов нанял частного детектива Павлова с целью сбора информации о личной жизни своей жены, которую подозревал в измене. Павлов несколько недель следил за Ивановой, в результате чего подозрения супруга подтвердились. Оплатив расходы детектива, Иванов обратился в суд с заявлением о расторжении брака. В свою очередь, Иванова обратилась в прокуратуру с требованием привлечь частного детектива Павлова к уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни.
1. Дайте правовую оценку изложенным фактам.
2. Что понимается под нарушением неприкосновенности частной жизни?
3. Новосильцева, желая показать окружающим свою осведомленность о личной жизни жильцов дома, рассказала знакомым, что ее соседка Абросимова часто приводит в квартиру незнакомых мужчин, нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками. При этом Новосильцева указала, что может доказать свои слова и поэтому не боится ответственности.
1. Установите, имеются ли в высказываниях Новосильцевой признаки нарушения неприкосновенности частной жизни Абросимовой?
2. Раскройте признаки объективной стороны нарушения неприкосновенности частной жизни.
3. Имеет ли для состава преступления мотив и цель, с которыми действует лицо, допускающее подобное нарушение?
Повышенный уровень
4. Авдеев находился в неприязненных отношениях с Самсоновым, выдвинутым кандидатом в депутаты городского собрания. За три дня до выборов Авдеев уговорил своих приятелей Лопухина, Кияшко и Мизулина голосовать против Самсонова, за что обещал устроить для них банкет.
1. Имеются ли в действиях Авдеева признаки состава преступления?
2. Дайте характеристику объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 141 УК.
5. Владелец полиграфического комбината Сюртуков, член политсовета партии «Орлы России», в период избирательной кампании изготовил за свой счет 300 тыс. листовок, содержавших агитационный материал в пользу выдвиженца этой партии на выборах в Государственную Думу Адамова.
1. Есть ли признаки состава преступления в действиях Сюртукова?
2. Проанализируйте признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 141-1 УК?
6. Члены избирательной комиссии по выборам главы городской администрации Фомин и Кротова были направлены с избирательными бюллетенями и урной к больным и престарелым гражданам, которые не смогли прийти и проголосовать. Не доходя до места, Фомин и Кротова сами опустили бюллетени в урну, а затем вернулись на избирательный участок и сообщили, что все граждане проголосовали.
1. Решите вопрос об ответственности указанных лиц, обоснуйте свое решение.
2. Раскройте содержание объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 142 УК.
Тема 27. Преступления против семьи и несовершеннолетних
Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)
Вопросы семинара
Базовый уровень
1. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних.
2. Преступления, связанные с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественные действия (ст. 150, 151 УК РФ).
Повышенный уровень
3. Иные преступления против несовершеннолетних (ст. 152, 156 УК РФ).
4. Преступления против семьи (ст. 153-155, 157 УК РФ).
Вопросы для самоконтроля
Базовый уровень
1. Какое определение можно дать преступлениям против семьи и несовершеннолетних?
2. С какого момента окончено вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления?
3. Что следует понимать под антиобщественными действиями?
4. Что понимается под торговлей несовершеннолетними?
5. Каковы квалифицированные и особо квалифицированные виды торговли несовершеннолетними?
Повышенный уровень
6. Какова особенность субъективной стороны подмены ребенка?
7. Есть ли бланкетность в ст. 154?
8. Каковы признаки субъекта преступления, предусмотренного ст. 155 УК РФ?
9. Какие способы неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего делают его преступлением?
10. В каких случаях уклонение от уплаты алиментов признается злостным?
Темы рефератов
Базовый уровень
1. Способы вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Повышенный уровень
2. Проблемы ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию ребёнка.