Тема Групповая динамика, лидерство и руководство
Группа - немногочисленная по составу общность, члены которой объединены совместной социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.
Основные причины вступления людей в малые группы:
организационно-производственные;
материальные;
социально-психологические.
Менеджмент, учитывая психологические и социальные факторы развития личности и группы, разрабатывает принципы и методы управления ими с целью повышения эффективности организационной деятельности.
Формирование и функционирование формальных и неформальных групп в организации представляет собой динамичный процесс.
Первыми экспериментами, которые продемонстрировали, что организация является социальной системой, были Хоторнские исследования Э. Мэйо. Они доказали, что, помимо экономических потребностей, у работников есть и социальные потребности, удовлетворение которых ведет к взаимодействию отдельных личностей в группах.
Каждая группа в организации отличается совокупностью присущих только ей характеристик, среди которых выделяют:
размер и композицию группы (Размер — количественный состав группы; Композиция - характеристика, отражающая индивидуальный состав группы. Состав может быть однородный, т. е. люди похожи друг на друга, тогда композиция будет гомогенной. Если же в группу входят индивидуально очень различные люди, то композиция будет гетерогенна);
статусно-ролевое расположение членов группы (Статус - реальное положение человека в системе внутригрупповых отношений, степень авторитетности для остальных участников);
каналы коммуникаций;
групповые нормы;
уровень сплоченности и конформизма;
социально-психологический климат.
В организациях функционирует два основных типа групп:
формальные группы, которые создаются по воле руководства и существуют в рамках официальной организации;
неформальные группы, возникающие стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми и являющиеся спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.
Виды формальных групп:
комитеты,
рабочие группы,
руководящие группы.
Они отличаются между собой кругом решаемых проблем и составом участников.
рабочая (целевая) группа - группа внутри предприятия, члены которой работают над одним заданием, задачей, проектом. Целевые группы могут быть специальные и постоянные. Эти группы представляют собой отдельные взаимосвязанные производственные элементы, образующие организацию как систему. При этом важным является то, что задачи каждой из рабочих групп должны быть взаимосвязаны с задачами других структурных подразделений и организации в целом;
руководящая группа (командная группа) — группа управления, состоящая из руководителя и его непосредственных подчиненных, руководителей отдельных подразделений, отделов, бригад;
комитет — группа людей внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. В состав комитетов входят как руководители разных уровней управления, так и рядовые сотрудники. Иногда комитеты называют «комиссии» или «советы».
Выделяют два типа комитетов:
постоянный комитет, создаваемый как постоянно действующая группа, с целью осуществления конкретной задачи, чаще всего стратегической;
специальный комитет, формируемый для выполнения отдельной временной задачи.
Формальные группы всех видов могут создаваться в любых организациях: правительственных, религиозных, коммерчески учреждениях. Они реализуют вспомогательные, совещательные, координационные, информационные функции и могут наделяться правом принятия окончательного решения. Например, Совет безопасности, является постоянным комитетом, выполняющим координационные функции и имеющим право принимать решения, а Госсовет РФ — комитет с консультационно-совещательными функциями.
На наш взгляд, эффективность деятельности советов и комиссий значительно повысится, если будут четко определены их права и обязанности, а также регламентировано время на процесс принятия и реализацию решения.
Прибегать к групповой форме принятия решений исследователи менеджмента советуют, когда группа может выполнить эту работу лучше, чем один руководитель.
Ученые приводят ситуации, когда управление с помощью групп может быть предпочтительнее:
в случае, если проблема требует большого опыта в какой-то определенной области, то необходима консультативная помощь специалистов для принятия решения;
когда предлагаемое решение является непопулярным, то использование групп будет способствовать ослаблению недовольства и сопротивления сотрудников организации;
в случае, если нецелесообразно сосредоточивать власть в руках одного руководителя, использование комитетов поможет распределить полномочия между несколькими лицами.
Взаимовлияние личности и группы может носить как положительный, так и отрицательный характер. Руководителю следует учитывать, что изменения, порождаемые этим взаимовлиянием, могут превращаться в личностные черты или групповые нормы.
Одним из важных аспектов функционирования организации является межгрупповое взаимодействие. Для формирования позитивных отношений между группами в организации руководителю целесообразно увеличивать количество межгрупповых контактов и обмен работниками.
К основным факторам повышения эффективности деятельности групп относятся:
Ø наличие сильного лидера;
Ø оптимальный размер группы;
Ø рациональная социальная структура;
Ø четкая формулировка целей группы и ее членов;
Ø уровень конформизма;
Ø благоприятный социально-психологический климат.