Информационные системы и оперативные учеты, как основные формы и источники информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов

В связи с тем, что значительная часть разнообразной по форме, со­держанию и источникам получения информации реализуется компетентными органамине одновременно, должно быть обеспечено ее соответст­вующее хранение и возможность использования по мере возникновения такой необходимости. С этой целью согласно ч. 1 ст. 10 Федерального за­кона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятель­ность, для решения возложенных на них задач могут создавать и использо­вать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Эти предписания Федерального закона об ОРД конкретизируют конститу­ционные положения о том, что хранение сведений о личной жизни граж­данина без его согласия возможно только на основании федерального за­кона (ст. 24, ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции). Вместе с тем большинство предписаний ст. 10 Федерального Закона об ОРД носят бланкетный (отсы­лочный) характер. Для их правильного уяснения и применения требуется руководствоваться нормами ряда предписаний ведомственных норматив­но-правовых актов.

Как уже отмечалось ранее, информационное обеспечение в опера­тивно-розыскной деятельности осуществляется путем использования соот­ветствующих информационных систем. Причем законодатель связывает изложенную в ч. 1 ст. 10 Федерального закона об ОРД возможность созда­ния и использования информационных систем (и заведения дел оператив­ного учета) условием - это допускается только для решения задач, возло­женных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ст. 2).

Информационные системы различаются по степени их автоматиза­ции (в зависимости от видов информационных носителей и технологии информационных процессов) на автоматизированные (АИС) информаци­онные и информационно-поисковые (ИПС и АИПС) системы и неавтома­тизированные (ИС) системы; автоматизированные (АБД) и неавтоматизи­рованные (БД) банки данных.

В зависимости от назначения информационных систем в них ведутся централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розы­скные учеты. Наряду с ними предусмотрено ведение экспертно- криминалистических коллекций и картотек, которые образуются и хранят­ся в экспертно-криминалистических подразделениях и экспертно-криминалистическом центре. Все они имеют важное значение для информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Содержащиеся в них сведения нахо­дят повсеместное широкое применение не только следователями при рас­следовании уголовных дел, но и сотрудниками оперативных подразделе­ний при решении задач выявления, предупреждения, пресечения и раскры­тия преступлений, розыска различных категорий лиц, возложенных на ор­ганы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ст. 2 Феде­рального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Информационные системы создаются для сбора, хранения и распро­странения необходимой оперативно-розыскным органам информации, под которой согласно ст. 2 Закона «Об информации, информационных техно­логиях и о защите информации» понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их пред­ставления.

В зависимости от объекта, о котором имеется информация, различа­ют (достаточно условно) три вида учитываемых сведений:

о лицах - подготавливающих, совершающих или совершивших пре­ступление; скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; укло­няющихся от уголовного наказания (в том числе совершивших побег из мест лишения свободы); без вести пропавших; а также от которых можно (исходя из имеющейся о них информации) реально ожидать совершения преступлений. Кроме того, здесь же учитывают информацию об обнару­жении неопознанных трупов, приметах неустановленных лиц, подозревае­мых в совершении преступления;

о фактах и событиях - информация о фактах зарегистрированных преступлений, независимо от того, раскрыты они или нет, и относящиеся к ним сведения справочного и оперативно-розыскного характера (например, об установленных и подозреваемых лицах, их приметах, обстоятельствах и способах совершения преступления и т. д.). Здесь же учитывают оператив­ную информацию о подготавливаемых и совершенных преступлениях, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, во­енной, экономической или экологической безопасности России;

о предметах - информация об орудиях, способах и средствах совер­шения преступления; об огнестрельном оружии, которое находится в поль­зовании граждан и организаций на законных основаниях, а также о похи­щенном (при этом разыскиваемое учитывается отдельно); об автомото- транспортных средствах; о разыскиваемых похищенных предметах, доку­ментах и вещах, служивших предметом преступления, а также изъятых и обнаруженных, принадлежность которых не установлена.

Данные о лицах, привлеченных к конфиденциальному содействию (сотрудничеству на контрактной основе) органам, осуществляющим опе­ративно-розыскную деятельность, также отражаются в соответствующих учетах.

Совокупность различных по целевому назначению и степени автома­тизации информационных систем позволяет органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, вести централизованный учет разно­образной по содержанию информации.

Нельзя не отметить, что на практике учеты органов внутренних дел, а также учеты иных оперативно-розыскных ведомств по степени концен­трации содержащихся сведений и уровню размещения информации делят­ся на следующие:

- централизованные учеты федерального значения;

- местные (региональные) учеты.

Уровни централизации того или иного вида учета, основания, поря­док формирования, ведения, пользования и обращения к информационным системам определяются ведомственными нормативными актами оперативно- розыскных органов МВД, ФСБ, ФСКН Российской Федерации и др.

Например, в органах внутренних дел на федеральном уровне функ­ционирует специализированное информационное подразделение МВД Рос­сии - Главный информационный центр (ГИАЦ), располагающее уникаль­ными многопрофильными централизованными массивами информации.

В своей деятельности ГИАЦ использует передовые информационные технологии, внедряет новейшие технические средства обработки инфор­мации, а также реализует политику министерства в области компьютери­зации органов внутренних дел. ГИАЦ - это головная организация и самый крупный хранитель информационных массивов. Его возникновение и развитие как центра, обеспечивающего информацией органы внутренних дел, другие правоохранительные органы на территории России, объективно обусловлено жесткими условиями борьбы с преступ­ностью.

Централизованные учеты федерального значения предназначены в первую очередь для оперативного информационного обслуживания рас­крытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных, межрегиональных и региональных преступлений. Информационной основой этих учетов являются сбор, накопление и анализ значимых сведений о субъектах и объектах преступлений и связанных с ними событиях.

Результативность федеральных учетов компетентных органов Рос­сийской Федерации в значительной степени определяется полнотой и дос­товерностью информации первичных учетных документов (дактилоскопи­ческих карт и т. п.), своевременностью их подготовки и направления в ГИЦ МВД России.

На местном уровне сбор, обработка и систематизация информации, представляющей интерес для органов внутренних дел, осуществляется в информационных центрах (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

В целом, ГИЦ МВД России и ИЦ субъектов Российской Федерации решают комплекс задач по информационному обеспечению раскрытия и расследования преступлений, осуществляют автоматизацию оперативно- справочных, криминалистических и розыскных учетов, содействуют соз­данию интегрированных банков данных, а также совершенствуют их ин­формационное и нормативно-методическое обеспечение. Указанные функ­ции ими реализуются с помощью оперативно-справочных учетов, сосредо­точенных в пофамильной оперативно-справочной и дактилоскопической картотеке, автоматизированных систем оперативно-розыскного и крими­налистического назначения (АБД, АИПС «Опознание», «Оружие», «Авто­поиск», «Антиквариат», АИС «ФР-Оповещение», «Криминал-И» и др.), а также путем автоматизации централизованных учетов и совершенствова­ния криминалистической информации.

Так, например, пофамильный оперативно-справочный и дактилоско­пический учеты позволяют получать следующие сведения о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства (ЛБГ):

- о судимости, сроке, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения;

- о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, ам­нистии или помиловании с освобождением от наказания или замене более мягким видом наказания, номере уголовного дела;

- о месте жительства и работе до осуждения;

- о розыске лиц, задержанных за бродяжничество, перемещении осу­жденных;

- о группе крови, дактилоформуле.

Кроме этого, по дактилоскопическому учету можно:

- идентифицировать арестованных, задержанных, неопознанных тру­пов, неизвестных больных;

- по следам пальцев рук установить личность преступника.

В автоматизированных розыскных и криминалистических учетах ве­дется:

- учет правонарушений и преступлений, совершенных на террито­рии Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без граж­данства (ЛБГ), а также в отношении их;

- учет похищенных и изъятых документов, а также номерных вещей;

- учет разыскиваемых транспортных средств;

- учет похищенных и изъятых предметов, имеющих особую истори­ческую, научную, художественную или культурную ценность, и т. д.

В составе АИС «Криминал-И» функционируют подсистемы:

«Административная практика» («Адмпрактика») - позволяет полу­чить сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданствах, со­вершивших административные правонарушения;

«Преступление» - позволяет получить сведения о происшествиях и преступлениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ);

«Дорожно-транспортное происшествие» («ДТП-И») - позволяет по­лучить сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства (ЛБГ) - участниках ДТП на территории России;

«Розыск» - позволяет получить сведения о находящихся в розыске или разысканных иностранцах;

«Наказание» - позволяет получить сведения об иностранцах, прожи­вающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или от­бывающих наказание в России.

Для обращения к информационным системам используются теле­коммуникационные средства доступа к базе данных по коммутируемым телефонным линиям.

АИС «Сейф» обеспечивает сбор, обработку и выдачу сведений о преступлениях, зарегистрированных по линии уголовного розыска за пе­риод с 1 января 1990 года, при совершении которых взламывались или вскрывались металлические хранилища (сейфы, шкафы и ящики).

Учет пропавших без вести, неопознанных трупов, больных и детей, личность которых не установлена, осуществляется путем ведения картотек и автоматизированного информационного банка данных (АИПС «Опозна­ние»).

По АИС «ФР-Оповещение» осуществляется учет лиц, объявленных в федеральный розыск (преступников и лиц, разыскиваемых по искам пред­приятий и организаций (госдолжников) или граждан (неплательщиков али­ментов); без вести пропавших; иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации и уклоняющихся от регистрации).

АИС «ФР-Оповещение» осуществляет автоматизированную подго­товку розыскных циркуляров на объявление и прекращение розыска для передачи их по каналам связи, обрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске.

АИПС «Оружие» обеспечивает учет утраченного (похищенного, утерянного), установление принадлежности выявленного (изъятого, най­денного, добровольно сданного) вооружения; содействует в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.

АИПС «Автопоиск» предназначена для сбора, систематизации, хра­нения, обработки и выдачи в установленном порядке информации (опера­тивных и иных сведений общего характера) о разыскиваемых транспорт­ных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не ус­тановлена, имеющих номерную маркировку предприятия-изготовителя. Система сверяет или выдает сведения по следующим установочным дан­ным: госномер, номер двигателя, номер кузова, номер шасси.

В рамках АИПС «Автопоиск» ГИЦ МВД России осуществляет взаи­модействие с оперативным учетом АИПС «Розыск» ГУ ГИБДД МВД Рос­сии, созданным в интересах подразделений ГИБДД.

В базе данных АИПС «Розыск» содержатся все сведения о разыски­ваемых транспортных средствах базы данных АИПС «Автопоиск», а также информация, поставленная на оперативный учет подразделениями ГИБДД.

В базе данных АИПС «Антиквариат» учету подлежат похищенные, утраченные или выявленные предметы, представляющие историческую, научную, художественную или культурную ценность: археологические на­ходки, предметы древности; исторические реликвии; художественные произведения и предметы искусства; старинные книги, издания, редкие рукописи и документальные памятники; старинные монеты, ордена, меда­ли и т. п.

Кроме перечисленных АИПС и АИС на уровне ГИЦ МВД России создан и функционирует как составная часть интегрированного банка дан­ных (ИБД) автоматизированный банк данных оперативно-розыскного на­значения «АБД - Центр», а на региональном уровне внедрены и действуют автоматизированные банки данных оперативно-розыскного и профилактического назначения для МВД, ГУВД, УВД под условным наименованием «АБД - Республика, область». В них сосредоточен также большой пере­чень сведений информационного характера о лицах, предметах и фактах, которые являются объектами различного вида учетов (криминалистиче­ского, оперативного, справочного и др.), коллекций и картотек, ведущихся в масштабах республики, города, края, области субъектов Российской Фе­дерации. В указанных АБД сосредоточены сведения о различной катего­рии подучетного элемента, преступлениях и административных правона­рушениях, различного рода предметах и документах, которые могут иметь отношение к сфере оперативно-розыскной деятельности. Следует, конеч­но, иметь в виду, что содержание информации, находящейся в АБД, будет иметь оперативно-розыскное значение при условии постоянного ее обнов­ления, пополнения (накопления), своевременного изъятия ненужных, уста­ревших сведений и данных, возможностей быстрого получения ее заинте­ресованными пользователями.

Исходя из технических возможностей на базе картотечных учетов в оперативных подразделениях компетентных органов могут создаваться собственные информационно-поисковые системы при условии соблюдения требований режима секретности, если в таких системах содержатся сведе­ния, составляющие государственную тайну.

Ответственность за формирование информационных подразделений, организацию, порядок ведения, использования картотек и автоматизиро­ванных информационно-поисковых систем (АИПС), автоматизированных банков данных (АБД), контроль за использованием по назначению имею­щейся в них информации, обеспечение проверки их состояния (своевре­менность заполнения, перемещения, изъятия карточек учета и сведений) возлагаются на соответствующих руководителей органов внутренних дел.

Анализ практики свидетельствует, что непосредственно в горрай- линорганах внутренних дел повсеместно ведутся следующие картотеки:

- нераскрытых преступлений, зарегистрированных на обслуживае­мой территории;

- похищенных бесхозных, изъятых вещей и имущества;

- учета огнестрельного оружия (включая охотничье), находящегося в законном владении у граждан.

Картотека нераскрытых преступлений формируется из карточек справочного характера на нераскрытое преступление (СК-НП). Содержа­щиеся в таких карточках сведения позволяют проверять на причастность к этим преступлениям лиц, доставленных в органы внутренних дел, задер­жанных и арестованных за другие правонарушения, могут помочь выяв­лять преступления, совершаемые аналогичным способом, одним и тем же лицом (лицами) и т. п.

Картотека похищенных бесхозных и изъятых вещей и имущества (автотранспортных средств, скота, оружия, антиквариата и т. п.) также дает возможность проверять вещи, изъятые у задержанных, на предмет их при­надлежности, использовать ее для проверки сообщений негласных сотруд­ников о наличии у разрабатываемых тех или иных вещей и предметов, свя­занных с криминальными событиями, и т. п. Такая картотека состоит из справочных карточек (СК-В), содержащих возможно подробные сведения об указанных предметах, вещах, имуществе.

В экспертно-криминалистических подразделениях ведется также ряд картотек и коллекций, хотя и не входящих в учеты, но широко используе­мых в оперативных целях.

Сведения, содержащиеся в вышеперечисленных картотеках, находят повсеместное применение при решении различных задач оперативно- розыскной деятельности. Такие сведения, конечно, способствовали более оптимальному информационному обеспечению оперативно-розыскной деятельности. Потребность ведения картотек не отпала и в данный период, и практика идет по пути продолжения картотечного учета таких сведений.

В ведомственных нормативно-правовых актах ведение таких картотек в обязательном порядке не предусмотрено.

В настоящее время в некоторых МВД, ГУВД, УВД накапливается опыт создания систем информационного обеспечения оперативно- розыскной деятельности. Одна из основных идей, положенных в основу их создания, - это идея интеграции локальных банков оперативной информа­ции. Она основана на том, что значимые для решения задач оперативно- розыскной деятельности сведения могут быть рассредоточены по различ­ным источникам, и их отсутствие в одном каком-либо информационном массиве еще не означает их полного отсутствия. Оперативные аппараты и иные службы компетентных органов располагают огромными массивами информации. Однако большая ее часть по различным причинам не исполь­зуется или просто игнорируется. Среди этих причин: ведомственная и межведомственная разрозненность и закрытость информационных масси­вов, узкоцелевой подход оперативных сотрудников к получаемой ими ин­формации и практическое не использование той ее части, которая не связа­на с решением актуальной (сиюминутной) задачи. Привлечение иных бан­ков информации рассчитано на то, что в них могут содержаться какие-либо представляющие интерес сведения. В этом смысле интеграция - это, по существу, расширение информационного пространства за счет объедине­ния различных разрозненных массивов информации, что, конечно, уже са­мо по себе увеличивает мощность ведущихся информационных банков, т. е. повышает вероятность получения сведений, представляющих оперативный интерес, хотя автоматически и не гарантирует этого.

Необходимо иметь в виду, что любая информационная система мо­жет дать только те сведения, которые в ней содержатся, и не более того. Дать каких-либо новых знаний она не может принципиально. То новое знание, которое может быть получено на основе содержащейся в банке данных информации, - это результат деятельности не машины, а человека - пользователя, выражающийся в характере запроса, т. е. в постановке зада­чи, а также возможностей программного обеспечения, определяющего способы манипулирования с введенными в банк данных единицами ин­формации. Поэтому многое зависит от программы ЭВМ и мощности банка данных.

Между любыми объектами учета могут существовать явные или скрытые связи. Существующее и используемое в ОВД программное обес­печение позволяет выявлять эти связи и анализировать их. Конечно, сама возможность установления таких связей, т. е. эффективность банков дан­ных, во многом зависит от качества заполнения документов первичного учета, от занесения в них достаточно полных сведений об объектах учета и их связях.

Наличие единых автоматизированных банков оперативно-розыскной информации освобождает оперативные подразделения от многократного обращения к различным учетам отраслевых служб для поиска и проверки нужных сведений, повышает оперативность и качество принимаемых ре­шений по реализации оперативной информации. Они позволяют осущест­влять как инициативно (соответствующими специализированными подраз­делениями), так и по заданиям отраслевых служб системный анализ интег­рированных данных и подготовку решений по их дальнейшему использо­ванию по наиболее сложным межотраслевым и межрегиональным престу­плениям.

Исходя из содержания хранимых в указанных банках сведений их формирование и использование нуждается в очень жестком нормативном регулировании как на законодательном, так и на ведомственном уровнях.

Помимо задекларированного права создавать и использовать инфор­мационные системы в целях решения задач борьбы с преступностью, ст. 10 ФЗ об ОРД предоставляет органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, заводить и осуществлять производство по делам оперативного учета. В связи с этим следует остановиться более подробно на оперативных учетах органов внутренних дел.

В теории оперативно-розыскной деятельности под оперативным уче­том подразумевается система сбора, классификации, регистрации и хране­ния данных о лицах, предметах и нераскрытых преступлениях по их при­знакам, предназначенная для эффективного информационного обеспече­ния деятельности компетентных органов и их оперативных аппаратов в целях предупреждения, раскрытия, расследования преступлений, розыска скрывшихся преступников и иных категорий разыскиваемых лиц[81].

Не вдаваясь в дискуссию о понятии оперативного учета, отметим, что их содержание должна составлять не только информация о лицах, предметах и нераскрытых преступлениях, но и оперативно значимые све­дения, собираемые и используемые в качестве средства решения или обес­печения решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Наличие оперативного учета позволяет систематизировать обшир­ный перечень сведений, содержащийся в различных источниках, и создать условия для их использования в борьбе с преступностью не одним, а мно­гими оперативными подразделениями. Его значение состоит в том, что сконцентрированные в нем сведения способствуют более эффективному решению задач, возложенных Федеральным законом «Об оперативно- розыскной деятельности» на оперативные подразделения органов внутрен­них дел: выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступле­ний, установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совер­шивших, осуществления розыска различной категории лиц и др.

Все вопросы формирования и ведения оперативного учета регламен­тируются ведомственными нормативными актами закрытого содержания, доступ и ознакомление с которыми строго определены законом.

Специфика оперативного учета заключается, в первую очередь, в том, что основные содержащиеся в нем сведения имеют строго конфиден­циальный характер, а его пользователями является строго ограниченный круг должностных лиц - сотрудников оперативных служб - субъектов опе­ративно-розыскной деятельности. Поэтому порядок его формирования, как было отмечено, регулируется специальными ведомственными норматив­ными актами закрытого характера.

Для уяснения сущности использования сведений, содержащихся в оперативном учете, в целях информационного обеспечения оперативно- розыскной деятельности необходимо вкратце рассмотреть систему и объекты оперативного учета, порядок его ведения в органах внутренних дел.

Объектами оперативного учета являются строго определенные кате­гории людей (например, лица, сотрудничающие с оперативными подразде­лениями на конфиденциальной основе, и др.), документы (дела) и факты, представляющие оперативный интерес для органов внутренних дел. Све­дения о таких лицах, документах, событиях и фактах носят, как отмеча­лось, конфиденциальный характер, доступ к ним имеют только должност­ные лица, перечень которых определен ведомственными нормативными актами МВД России. Для каждого вида сведений, содержащихся в опера­тивном учете, разработаны подробные указания о порядке их получения, фиксации, документального отражения и т. п., положения которых явля­ются обязательными для выполнения всеми должностными лицами опера­тивных подразделений.

Сведения, сосредоточенные в оперативном учете, находят отражение в различных носителях информации: в делах оперативного учета, журна­лах, картотеках, списках, в лицевых счетах, информационно-поисковых картах, автоматизированных поисковых системах, банках данных и других носителях информации.

В общих чертах оперативный учет можно рассматривать в виде оп­ределенной системы с установленным порядком расположения и связи, входящих в него объектов, составления носителей сведений о них, органи­зации сбора (накопления), хранения и выдачи таких сведений пользовате­лям, а также уровней его ведения с позиций охвата определенной террито­рии (страны, края, области и т. д.).

В обобщенном виде система оперативного учета включает в себя:

1) регистрацию и учет определенной категории граждан;

2) регистрацию и учет дел и иных документов оперативного назна­чения;

3) регистрацию и учет фактов и предметов, представляющих опера­тивный интерес.

Рассмотрим более подробно категории граждан, сведения о которых сосредоточиваются в оперативном учете. В их число входят лица, образ жизни и поведение которых характеризуются маскируемым криминаль­ным поведением, ранее судимые, не вставшие на путь исправления, наме­ревающиеся совершать преступления и др.

К их числу относятся лица, поставленные на учет по делам опера­тивного учета. Основанием постановки на учет таких лиц является уста­новление оперативным путем их маскируемой антиобщественной деятель­ности, имеющей признаки криминального характера. Это могут быть лица, совершившие преступления, но еще не разоблаченные, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда, готовящиеся к совершению преступ­лений, требующие оперативно-профилактического наблюдения и контроля за их поведением.

Здесь необходимо иметь в виду, что лица, поставленные на учет по делам оперативного учета, регистрируются и учитываются непосредствен­но в горрайлинорганах, а также централизованно - в МВД России, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

На лиц, проходящих по делам оперативного учета, заводятся дела по правилам секретного делопроизводства, производство по которым осуще­ствляется в соответствии с Наставлением по организации и тактике опера­тивно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

В горрайлинорганах внутренних дел исходя из потребностей практи­ки ведутся картотеки лиц, представляющих оперативный интерес разыски­ваемых по ориентировкам других органов внутренних дел, освобожденных из мест лишения свободы, психически больных, представляющих опас­ность для окружающих, хронических алкоголиков, наркоманов и др. Кар­тотека на такую категорию лиц формируется из алфавитно-справочных карточек (АСК) и ведется в алфавитном порядке по фамилиям.

Учет данной категории лиц способствует организации осуществле­ния оперативного наблюдения за ними, изучению их образа жизни, выяв­лению причин, условий, побудительных мотивов их преступной деятель­ности. Все эти сведения позволяют оперативным работникам принимать соответствующие меры для пресечения подготавливаемых преступлений, документировать действия лиц о причастности их к подготовке или со­вершению преступлений, осуществлять при необходимости их розыск.

В связи с тем, что материалы, отражающие процесс подготовки и осуществления ОРМ по факту, например, преступления, или ОРМ, прово­димых в отношении конкретного лица (группы лиц), сосредотачиваются в деле оперативного учета, их заведение предполагает соблюдение опреде­ленных правил. Во-первых, дела заводятся при наличии определенных ос­нований, аналогичных тем, что необходимы для проведения оперативно- розыскных мероприятий (пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД). Во-вторых, ведом­ственными нормативными актами устанавливается строго регламентиро­ванная процедура заведения дел оперативного учета. В-третьих, поскольку дело - это собрание оперативно-служебных документов, большая часть которых закрытого характера, то оперативно-розыскные мероприятия проводятся в процессе оперативного производства по ним в форме непроцессуального расследования при условии оформления их подготовки и ре­зультатов соответствующими постановлениями, планами, справками и т. п. согласно ведомственным нормативным актам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

С учетом того, что законодатель не сделал специальной оговорки о закрытом (исключительном) перечне оснований для заведения дела опера­тивного учета, допустимо конкретизировать такие основания, указанные в пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД, в нормативных актах опе­ративно-розыскных органов, что и происходит на практике. Это правомер­но также потому, что дело оперативного учета есть лишь одна из форм ор­ганизации ОРД, а согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, полномочны изда­вать нормативные акты, регламентирующие именно организацию проведе­ния оперативно-розыскных мероприятий.

Важнейшим условием при этом является недопустимость расшире­ний оснований для заведения дела оперативного учета, предусмотренных пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД. В нормативных актах опе­ративно-розыскных органов можно только их конкретизировать, исходя из специфики работы.

На сегодняшний день проблема оперативно-розыскного производст­ва по делам оперативного учета вдвойне актуальна, так как на базе добы­той информации в процессе производства по делам оцениваются результа­ты работы и принимаются решения в отношении конкретных лиц, прохо­дящих по делу.

Таким образом, под делом оперативного учета понимается преду­смотренная Федеральным законом об ОРД форма концентрации мате­риалов оперативно-служебного характера в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации), проверки и оценки итогов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Иными словами, дело оперативного учета служит способом обобщения полученных (полу­чаемых) в ходе оперативно-розыскных мероприятий сведений. Законода­тель особо оговорил, что факт заведения дела оперативного учета не явля­ется основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД). Включением данного указания в Закон об ОРД обращено внимание правоприменителей на то, что согласно Конституции РФ (ст. 23 и ст. 25) ограни­чение прав и свобод человека и гражданина допустимо только при наличии судебного решения и в случаях, указанных в федеральном законе. На это же обратил внимание и Конституционный Суд РФ. В своем определении он установил, что заведение дела оперативного учета не дает оснований проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, с на­рушением требований Конституции и федерального закона.

Дело оперативного учета следует отличать от уголовного дела. Сре­ди многих отличий выделим два:

1) наличие дела оперативного учета не влечет каких-либо юридиче­ски значимых последствий для проходящих по нему лиц;

2) заведение дела оперативного учета не связано с возможностью со­вершать (не совершать) предусмотренные Федеральным законом об ОРД оперативно-розыскные мероприятия.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона об ОРД перечень дел оперативно­го учета (виды дел) определяется в нормативных правовых актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Заведение дела оперативного учета - это практически реализованное решение должностного лица оперативно-розыскного органа (соответст­вующего руководителя) начать производство того или иного дела оперативного учета. Единственным должностным лицом, которое может его за­вести, является руководитель оперативного подразделения (перечни этих руководителей изложены в нормативных актах соответствующих опера­тивно-розыскных органов).

Отметим, что законодатель не связывает напрямую факт заведения дела оперативного учета с возможностью подготовки и проведения какого- либо оперативно-розыскного мероприятия. Тем не менее, оперативно- розыскная практика свидетельствует, что отдельные оперативно- розыскные мероприятия, которые требуют значительных организационных усилий (например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент), проводятся, как правило, в рамках дела оперативного учета. Другие же (например, наблюдение, опрос, отожествление личности), наоборот, могут послужить средством получения информации, содержащей основания для заведения дела оперативного учета.

Заведение дела оперативного учета определенного вида имеет и иное значение - оно свидетельствует, во-первых, о начале оперативно- розыскного производства (путем заведения оперативной проверки) и, во- вторых, о переходе рассмотрения оперативно значимой информации из одной стадии оперативно-розыскного производства в другую (например, о преобразовании дела оперативной проверки в дело оперативной разработки).

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона об ОРД различают три цели заведения дел оперативного учета:

1) собирание и систематизация сведений;

2) проверка и оценка результатов оперативно-розыскной деятель­ности;

3) принятие на их основе соответствующих решений оперативно- розыскными органами.

Регистрация дел оперативного учета, заводимых непосредственно оперативными подразделениями МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, осуществляется соответствующими информа­ционными подразделениями (группами) либо специально назначенным со­трудником, имеющим опыт оперативной работы и допуск к документам, составляющим государственную тайну.

Общие положения производства по делам оперативного учета

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона об ОРД порядок ведения дел оперативного учета определяется нормативными актами орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вместе с тем известны общие требования.

Дело оперативного учета классифицируют в соответствии с призна­ками конкретного состава преступления, проверка обстоятельств вероят­ного совершения которого проводится по данному делу оперативного уче­та (т. е. дается «окраска» дела в итоге проведенной сыскной квалификации деяния). Заведению дела оперативного учета предшествует вынесение со­ответствующим должностным лицом (оперативником) постановления, которое подлежит утверждению руководителем оперативно-розыскного органа.

Решения, принимаемые по материалам дела оперативного учета, оформляются, прежде всего, в виде постановлений. Различают постанов­ления о заведении дела оперативного учета, его продлении и прекращении. Постановление может быть вынесено и в других случаях, предусмотрен­ных нормативными актами оперативно-розыскных органов.

Работа по делам оперативного учета строится по специальному пла­ну (организационных и оперативно-розыскных мероприятий и т. п.).

Все получаемые по делу оперативного учета оперативно-служебные документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки и др.), а так­же иные документы (письменные поручения следователя, указания проку­рора о проведении в рамках дела оперативного учета ОРМ и др.) приобщают к делу, систематизируют, подшивают и вносят во внутреннюю опись.

Так как организация и тактика проведения ОРМ составляют государ­ственную тайну (ст. 6 Федерального закона об ОРД и п. 4 ст. 5 Закона о го­сударственной тайне), материалы дела оперативного учета получают опре­деленный гриф секретности («секретно», «совершенно секретно»), а дос­туп к ним возможен согласно правилам в рамках соблюдения режима сек­ретности.

Все производство по делам оперативного учета должно осуществ­ляться оперативниками под контролем руководителя оперативно- розыскного органа. Контроль реализуется в следующих формах: путем утверждения постановления и планов; путем заслушивание исполнителей;

путем проверки содержания оперативно-служебных документов; путем дачи указаний о направлении производства дела оперативного учета и др.

При уничтожении материалов дела оперативного учета сущность по­лученных сведений допускается переносить в соответствующую информа­ционную систему. Информация хранится в ней и используется в порядке, ко­торый устанавливается для функционирования информационных систем.

Прекращение дела оперативного учета - это решение соответствую­щего руководителя оперативно-розыскного органа прекратить производст­во того или иного дела оперативного учета в связи с появлением преду­смотренного Федеральным законом об ОРД для этого основания.

В ч. 4 ст. 10 Федерального закона об ОРД изложены предписания о двух основаниях (видах) прекращения дела оперативного учета:

1) в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной дея­тельности, предусмотренных ст. 2 Федерального Закона об ОРД;

2) установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Принятие решения о прекращении дела оперативного учета по лю­бому из предусмотренных нормативными актами оперативно-розыскных органов основанию подлежит оформлению посредством вынесения соот­ветствующего постановления, которое должно быть утверждено руководи­телем, наделенным правом санкционировать заведение дела оперативного учета.

Кроме того, в данном случае подлежит учету требование ч. 7 ст. 5 Федерального закона об ОРД о хранении в течение года материалов на лиц, вина которых в совершении преступления не доказана, об уничтоже­нии этих материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на ос­новании судебного решения, об уведомлении об этом судьи.

Современное состояние информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности и пути его совершенствования

Ухудшение оперативной обстановки, рост преступности и, как след­ствие, неуклонное повышение интенсивности информационного обмена обязывают ГИЦ МВД России и ИЦ на местах принимать меры к тому, что­бы имеющаяся в их распоряжении целевая информация как можно быстрее доходила до заинтересованных в ней сотрудников. В этих целях совершен­ствуется традиционная и внедряются новые технологии работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, по­стоянно в целях борьбы с преступностью совершенствуют виды, структуру и техническую базу ведения оперативно-справочных, криминалистиче­ских, розыскных и иных учетов, исходя из поставленных перед ними за­дач, если последние не противоречат Конституции РФ.

Министерства и ведомства Российской Федерации обязаны всячески оказывать органам внутренних дел, иным органам, осуществляющим опе­ративно-розыскную деятельность, необходимую помощь в формировании коллекций предметов, образцов веществ и материалов, создании каталогов и иных справочных данных.

В настоящее время специальными субъектами осуществления функ­ций информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности могут являться информационные или информационно-аналитические под­разделения компетентных органов и их структурные единицы на местах. Впервые инициатива создания таких подразделений в структуре крими­нальной милиции была оформлена Указанием первого заместителя мини­стра внутренних дел России от 9 января 1996 г. № 1/264 о создании в службах криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД, УВДТ подразделений криминальной информации. Это связывалось с необходимостью совер­шенствования информационного обеспечения раскрытия и расследования тяжких преступлений, упорядочивания формирования автоматизирован­ных банков информации криминалистического и розыскного назначения регионального и федерального уровней. В задачи таких подразделений входило обеспечение подразделений криминальной милиции сведениями об объектах их оперативного интереса.

Поскольку в современных условиях информационные технологии основаны на использовании мощных и весьма сложных аппаратно- программных средств, в составе данных подразделений могут состоять специалисты по техническому обеспечению решения информационно- аналитических задач, включая функции по технической и программной защите информации.

В последнее время на уровне МВД стало возможным создание спе­циальной структуры - Центра оперативно-розыскной информации (ЦОРИ), основным назначением которого стали организация информаци­онно-аналитического обеспечения решения оперативных задач, разработка типовых моделей информационно-аналитического обеспечения крими­нальной милиции, формирование интегрированного АБД оперативного на­значения федерального уровня, криминальная разведка и т. д.

Региональный опыт создания единых интегрированных АБД опера­тивно-розыскного назначения несомненно имеет свои особенности.

Так, например, организация работы информационно-аналитического подразделения криминальной милиции некоторых ОВД осно­вана на информационно-поисковой системе «Легенда». Она положена в основу интегрированного АБД уровня горрайорганов и является совмес­тимой с региональной базой данных «Ермак-2». Это позволяет осуществ­лять двухсторонний обмен информацией.

Несколько иная организация информационно-аналитического обес­печения оперативно-розыскной деятельности имеет место в ГУВД г. Мо­сквы. Здесь работа строится на базе концепции автоматизации криминаль­ной милиции ГУВД, разработанной совместно с несколькими научно- исследовательскими институтами.

Концепция предусматривает оснащение ГУВД г. Москвы и окруж­ных УВД аппаратно-программными комплексами «Криминал». В этот комплекс входят системы:

- оперативной дактилоскопической идентификации личности «Узор»;

- оперативной портретной идентификации личности «Фигурант»;

- логико-аналитическая система, обеспечивающая интеграцию и ана­лиз оперативно-розыскной информации в целях раскрытия преступлений.

Все указанные системы не имеют аналогов в мире. Предусмотрено также дополнение комплекса «Криминал» автоматизированными система­ми оперативной идентификации по почерку, по фоноскопическим и биоло­гическим признакам.

Естественно, основу формирования автоматизированной интегриро­ванной базы данных составляют кабинеты криминалистической регистра­ции подучетного элемента, созданные на уровне муниципальных отделов милиции, т. е. в низовом звене. Здесь осуществляется сбор первичной ин­формации путем дактилоскопирования, сигналетической фотосъемки, а также используется система оперативной портретной идентификации «Фи­гурант».

Основное назначение создаваемой ГУВД г. Москвы АИБД состоит в обеспечении автоматизированного поиска подозреваемых лиц путем опе­ративной идентификации следов преступлений, изымаемых с мест проис­шествий, примет внешности предполагаемых преступников с одновремен­ным проведением многофакторного анализа больших потоков оперативно- розыскной и иной информации, в том числе сведений, получаемых из раз­личных ведомственных источников, часто разрозненных и имеющих кос­венное отношение к объектам поиска.

Практика показывает, что постановке на централизованный учет подлежит абсолютно все (лица, предметы, вещи, события, факты и т. п.), что в той или иной мере может иметь прямое или косвенное отношение к оперативно-розыскной деятельности.

Сроки нахождения лиц, предметов и событий на соответствующем виде учета, порядок их постановки на тот или иной учет и снятия с него регламентируются подзаконными ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных органов. При этом ни одно лицо не может быть по­ставлено на учет компетентными органами без наличия достаточных к то­му оснований. А сам факт постановки на учет и заведение соответствую­щего дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

Основанием для постановки на тот или иной вид учета компетентных органов служит наличие задокументированных фактов противоправной деятельности, исчезновения либо обнаружения лица (материалы об адми­нистративных правонарушениях, уголовные или розыскные дела, дела по установлению личности и др.).

Все учеты органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея­тельность, формируются и размещаются с соблюдением условий, исклю­чающих несанкционированный доступ к информации, содержащейся в них, посторонних лиц.

Правом обращения к учетам компетентных органов для получения необходимой информации обладают должностные лица правоохранитель­ных органов в пределах своей компетенции.

Сведения, полученные сотрудником правоохранительных органов при обращении к учетам, могут быть использованы только для проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий либо в ходе судебного рассмотрения уголовного или гражданского дела.

Согласно ст. 5 ФЗ об ОРД частное лицо может получить данные о результатах оперативно-розыскной деятельности в объеме и порядке, ус­тановленном данной нормой.

Не подлежит разглашению информация, содержащаяся в учетах ор­ганов внутренних дел, если она составляет государственную тайну, тайну предварительного следствия (ст. 161 УПК РФ) либо затрагивает законные права и интересы других граждан.

Должностные лица правоохранительных органов, допустившие раз­глашение секретной информации, содержащейся в учетах, либо использо­вание информации не по назначению либо в личных целях, привлекаются к установленной законом ответственности.

Вместе с тем, информация статистических учетов, отражающая со­стояние правопорядка в республике, тенденции в динамике преступности, отдельные факты и эпизоды преступных событий, по согласованию с МВД, ФСБ, ФСКН, России и др. предоставляется представителям средств массовой информации.

В настоящее время интегрированные АБД оперативно-розыскного назначения в большинстве регионов еще только набирают опыт обеспече­ния запросов ОРД и полное раскрытие их потенциала - дело будущего.

Наши рекомендации