Информационные системы и оперативные учеты, как основные формы и источники информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности компетентных органов
В связи с тем, что значительная часть разнообразной по форме, содержанию и источникам получения информации реализуется компетентными органамине одновременно, должно быть обеспечено ее соответствующее хранение и возможность использования по мере возникновения такой необходимости. С этой целью согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения возложенных на них задач могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Эти предписания Федерального закона об ОРД конкретизируют конституционные положения о том, что хранение сведений о личной жизни гражданина без его согласия возможно только на основании федерального закона (ст. 24, ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 55 Конституции). Вместе с тем большинство предписаний ст. 10 Федерального Закона об ОРД носят бланкетный (отсылочный) характер. Для их правильного уяснения и применения требуется руководствоваться нормами ряда предписаний ведомственных нормативно-правовых актов.
Как уже отмечалось ранее, информационное обеспечение в оперативно-розыскной деятельности осуществляется путем использования соответствующих информационных систем. Причем законодатель связывает изложенную в ч. 1 ст. 10 Федерального закона об ОРД возможность создания и использования информационных систем (и заведения дел оперативного учета) условием - это допускается только для решения задач, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ст. 2).
Информационные системы различаются по степени их автоматизации (в зависимости от видов информационных носителей и технологии информационных процессов) на автоматизированные (АИС) информационные и информационно-поисковые (ИПС и АИПС) системы и неавтоматизированные (ИС) системы; автоматизированные (АБД) и неавтоматизированные (БД) банки данных.
В зависимости от назначения информационных систем в них ведутся централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты. Наряду с ними предусмотрено ведение экспертно- криминалистических коллекций и картотек, которые образуются и хранятся в экспертно-криминалистических подразделениях и экспертно-криминалистическом центре. Все они имеют важное значение для информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Содержащиеся в них сведения находят повсеместное широкое применение не только следователями при расследовании уголовных дел, но и сотрудниками оперативных подразделений при решении задач выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска различных категорий лиц, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Информационные системы создаются для сбора, хранения и распространения необходимой оперативно-розыскным органам информации, под которой согласно ст. 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
В зависимости от объекта, о котором имеется информация, различают (достаточно условно) три вида учитываемых сведений:
о лицах - подготавливающих, совершающих или совершивших преступление; скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания (в том числе совершивших побег из мест лишения свободы); без вести пропавших; а также от которых можно (исходя из имеющейся о них информации) реально ожидать совершения преступлений. Кроме того, здесь же учитывают информацию об обнаружении неопознанных трупов, приметах неустановленных лиц, подозреваемых в совершении преступления;
о фактах и событиях - информация о фактах зарегистрированных преступлений, независимо от того, раскрыты они или нет, и относящиеся к ним сведения справочного и оперативно-розыскного характера (например, об установленных и подозреваемых лицах, их приметах, обстоятельствах и способах совершения преступления и т. д.). Здесь же учитывают оперативную информацию о подготавливаемых и совершенных преступлениях, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
о предметах - информация об орудиях, способах и средствах совершения преступления; об огнестрельном оружии, которое находится в пользовании граждан и организаций на законных основаниях, а также о похищенном (при этом разыскиваемое учитывается отдельно); об автомото- транспортных средствах; о разыскиваемых похищенных предметах, документах и вещах, служивших предметом преступления, а также изъятых и обнаруженных, принадлежность которых не установлена.
Данные о лицах, привлеченных к конфиденциальному содействию (сотрудничеству на контрактной основе) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, также отражаются в соответствующих учетах.
Совокупность различных по целевому назначению и степени автоматизации информационных систем позволяет органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, вести централизованный учет разнообразной по содержанию информации.
Нельзя не отметить, что на практике учеты органов внутренних дел, а также учеты иных оперативно-розыскных ведомств по степени концентрации содержащихся сведений и уровню размещения информации делятся на следующие:
- централизованные учеты федерального значения;
- местные (региональные) учеты.
Уровни централизации того или иного вида учета, основания, порядок формирования, ведения, пользования и обращения к информационным системам определяются ведомственными нормативными актами оперативно- розыскных органов МВД, ФСБ, ФСКН Российской Федерации и др.
Например, в органах внутренних дел на федеральном уровне функционирует специализированное информационное подразделение МВД России - Главный информационный центр (ГИАЦ), располагающее уникальными многопрофильными централизованными массивами информации.
В своей деятельности ГИАЦ использует передовые информационные технологии, внедряет новейшие технические средства обработки информации, а также реализует политику министерства в области компьютеризации органов внутренних дел. ГИАЦ - это головная организация и самый крупный хранитель информационных массивов. Его возникновение и развитие как центра, обеспечивающего информацией органы внутренних дел, другие правоохранительные органы на территории России, объективно обусловлено жесткими условиями борьбы с преступностью.
Централизованные учеты федерального значения предназначены в первую очередь для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных, межрегиональных и региональных преступлений. Информационной основой этих учетов являются сбор, накопление и анализ значимых сведений о субъектах и объектах преступлений и связанных с ними событиях.
Результативность федеральных учетов компетентных органов Российской Федерации в значительной степени определяется полнотой и достоверностью информации первичных учетных документов (дактилоскопических карт и т. п.), своевременностью их подготовки и направления в ГИЦ МВД России.
На местном уровне сбор, обработка и систематизация информации, представляющей интерес для органов внутренних дел, осуществляется в информационных центрах (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
В целом, ГИЦ МВД России и ИЦ субъектов Российской Федерации решают комплекс задач по информационному обеспечению раскрытия и расследования преступлений, осуществляют автоматизацию оперативно- справочных, криминалистических и розыскных учетов, содействуют созданию интегрированных банков данных, а также совершенствуют их информационное и нормативно-методическое обеспечение. Указанные функции ими реализуются с помощью оперативно-справочных учетов, сосредоточенных в пофамильной оперативно-справочной и дактилоскопической картотеке, автоматизированных систем оперативно-розыскного и криминалистического назначения (АБД, АИПС «Опознание», «Оружие», «Автопоиск», «Антиквариат», АИС «ФР-Оповещение», «Криминал-И» и др.), а также путем автоматизации централизованных учетов и совершенствования криминалистической информации.
Так, например, пофамильный оперативно-справочный и дактилоскопический учеты позволяют получать следующие сведения о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства (ЛБГ):
- о судимости, сроке, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения;
- о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии или помиловании с освобождением от наказания или замене более мягким видом наказания, номере уголовного дела;
- о месте жительства и работе до осуждения;
- о розыске лиц, задержанных за бродяжничество, перемещении осужденных;
- о группе крови, дактилоформуле.
Кроме этого, по дактилоскопическому учету можно:
- идентифицировать арестованных, задержанных, неопознанных трупов, неизвестных больных;
- по следам пальцев рук установить личность преступника.
В автоматизированных розыскных и криминалистических учетах ведется:
- учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства (ЛБГ), а также в отношении их;
- учет похищенных и изъятых документов, а также номерных вещей;
- учет разыскиваемых транспортных средств;
- учет похищенных и изъятых предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, и т. д.
В составе АИС «Криминал-И» функционируют подсистемы:
«Административная практика» («Адмпрактика») - позволяет получить сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданствах, совершивших административные правонарушения;
«Преступление» - позволяет получить сведения о происшествиях и преступлениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ);
«Дорожно-транспортное происшествие» («ДТП-И») - позволяет получить сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства (ЛБГ) - участниках ДТП на территории России;
«Розыск» - позволяет получить сведения о находящихся в розыске или разысканных иностранцах;
«Наказание» - позволяет получить сведения об иностранцах, проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание в России.
Для обращения к информационным системам используются телекоммуникационные средства доступа к базе данных по коммутируемым телефонным линиям.
АИС «Сейф» обеспечивает сбор, обработку и выдачу сведений о преступлениях, зарегистрированных по линии уголовного розыска за период с 1 января 1990 года, при совершении которых взламывались или вскрывались металлические хранилища (сейфы, шкафы и ящики).
Учет пропавших без вести, неопознанных трупов, больных и детей, личность которых не установлена, осуществляется путем ведения картотек и автоматизированного информационного банка данных (АИПС «Опознание»).
По АИС «ФР-Оповещение» осуществляется учет лиц, объявленных в федеральный розыск (преступников и лиц, разыскиваемых по искам предприятий и организаций (госдолжников) или граждан (неплательщиков алиментов); без вести пропавших; иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации и уклоняющихся от регистрации).
АИС «ФР-Оповещение» осуществляет автоматизированную подготовку розыскных циркуляров на объявление и прекращение розыска для передачи их по каналам связи, обрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске.
АИПС «Оружие» обеспечивает учет утраченного (похищенного, утерянного), установление принадлежности выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения; содействует в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.
АИПС «Автопоиск» предназначена для сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи в установленном порядке информации (оперативных и иных сведений общего характера) о разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена, имеющих номерную маркировку предприятия-изготовителя. Система сверяет или выдает сведения по следующим установочным данным: госномер, номер двигателя, номер кузова, номер шасси.
В рамках АИПС «Автопоиск» ГИЦ МВД России осуществляет взаимодействие с оперативным учетом АИПС «Розыск» ГУ ГИБДД МВД России, созданным в интересах подразделений ГИБДД.
В базе данных АИПС «Розыск» содержатся все сведения о разыскиваемых транспортных средствах базы данных АИПС «Автопоиск», а также информация, поставленная на оперативный учет подразделениями ГИБДД.
В базе данных АИПС «Антиквариат» учету подлежат похищенные, утраченные или выявленные предметы, представляющие историческую, научную, художественную или культурную ценность: археологические находки, предметы древности; исторические реликвии; художественные произведения и предметы искусства; старинные книги, издания, редкие рукописи и документальные памятники; старинные монеты, ордена, медали и т. п.
Кроме перечисленных АИПС и АИС на уровне ГИЦ МВД России создан и функционирует как составная часть интегрированного банка данных (ИБД) автоматизированный банк данных оперативно-розыскного назначения «АБД - Центр», а на региональном уровне внедрены и действуют автоматизированные банки данных оперативно-розыскного и профилактического назначения для МВД, ГУВД, УВД под условным наименованием «АБД - Республика, область». В них сосредоточен также большой перечень сведений информационного характера о лицах, предметах и фактах, которые являются объектами различного вида учетов (криминалистического, оперативного, справочного и др.), коллекций и картотек, ведущихся в масштабах республики, города, края, области субъектов Российской Федерации. В указанных АБД сосредоточены сведения о различной категории подучетного элемента, преступлениях и административных правонарушениях, различного рода предметах и документах, которые могут иметь отношение к сфере оперативно-розыскной деятельности. Следует, конечно, иметь в виду, что содержание информации, находящейся в АБД, будет иметь оперативно-розыскное значение при условии постоянного ее обновления, пополнения (накопления), своевременного изъятия ненужных, устаревших сведений и данных, возможностей быстрого получения ее заинтересованными пользователями.
Исходя из технических возможностей на базе картотечных учетов в оперативных подразделениях компетентных органов могут создаваться собственные информационно-поисковые системы при условии соблюдения требований режима секретности, если в таких системах содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
Ответственность за формирование информационных подразделений, организацию, порядок ведения, использования картотек и автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), автоматизированных банков данных (АБД), контроль за использованием по назначению имеющейся в них информации, обеспечение проверки их состояния (своевременность заполнения, перемещения, изъятия карточек учета и сведений) возлагаются на соответствующих руководителей органов внутренних дел.
Анализ практики свидетельствует, что непосредственно в горрай- линорганах внутренних дел повсеместно ведутся следующие картотеки:
- нераскрытых преступлений, зарегистрированных на обслуживаемой территории;
- похищенных бесхозных, изъятых вещей и имущества;
- учета огнестрельного оружия (включая охотничье), находящегося в законном владении у граждан.
Картотека нераскрытых преступлений формируется из карточек справочного характера на нераскрытое преступление (СК-НП). Содержащиеся в таких карточках сведения позволяют проверять на причастность к этим преступлениям лиц, доставленных в органы внутренних дел, задержанных и арестованных за другие правонарушения, могут помочь выявлять преступления, совершаемые аналогичным способом, одним и тем же лицом (лицами) и т. п.
Картотека похищенных бесхозных и изъятых вещей и имущества (автотранспортных средств, скота, оружия, антиквариата и т. п.) также дает возможность проверять вещи, изъятые у задержанных, на предмет их принадлежности, использовать ее для проверки сообщений негласных сотрудников о наличии у разрабатываемых тех или иных вещей и предметов, связанных с криминальными событиями, и т. п. Такая картотека состоит из справочных карточек (СК-В), содержащих возможно подробные сведения об указанных предметах, вещах, имуществе.
В экспертно-криминалистических подразделениях ведется также ряд картотек и коллекций, хотя и не входящих в учеты, но широко используемых в оперативных целях.
Сведения, содержащиеся в вышеперечисленных картотеках, находят повсеместное применение при решении различных задач оперативно- розыскной деятельности. Такие сведения, конечно, способствовали более оптимальному информационному обеспечению оперативно-розыскной деятельности. Потребность ведения картотек не отпала и в данный период, и практика идет по пути продолжения картотечного учета таких сведений.
В ведомственных нормативно-правовых актах ведение таких картотек в обязательном порядке не предусмотрено.
В настоящее время в некоторых МВД, ГУВД, УВД накапливается опыт создания систем информационного обеспечения оперативно- розыскной деятельности. Одна из основных идей, положенных в основу их создания, - это идея интеграции локальных банков оперативной информации. Она основана на том, что значимые для решения задач оперативно- розыскной деятельности сведения могут быть рассредоточены по различным источникам, и их отсутствие в одном каком-либо информационном массиве еще не означает их полного отсутствия. Оперативные аппараты и иные службы компетентных органов располагают огромными массивами информации. Однако большая ее часть по различным причинам не используется или просто игнорируется. Среди этих причин: ведомственная и межведомственная разрозненность и закрытость информационных массивов, узкоцелевой подход оперативных сотрудников к получаемой ими информации и практическое не использование той ее части, которая не связана с решением актуальной (сиюминутной) задачи. Привлечение иных банков информации рассчитано на то, что в них могут содержаться какие-либо представляющие интерес сведения. В этом смысле интеграция - это, по существу, расширение информационного пространства за счет объединения различных разрозненных массивов информации, что, конечно, уже само по себе увеличивает мощность ведущихся информационных банков, т. е. повышает вероятность получения сведений, представляющих оперативный интерес, хотя автоматически и не гарантирует этого.
Необходимо иметь в виду, что любая информационная система может дать только те сведения, которые в ней содержатся, и не более того. Дать каких-либо новых знаний она не может принципиально. То новое знание, которое может быть получено на основе содержащейся в банке данных информации, - это результат деятельности не машины, а человека - пользователя, выражающийся в характере запроса, т. е. в постановке задачи, а также возможностей программного обеспечения, определяющего способы манипулирования с введенными в банк данных единицами информации. Поэтому многое зависит от программы ЭВМ и мощности банка данных.
Между любыми объектами учета могут существовать явные или скрытые связи. Существующее и используемое в ОВД программное обеспечение позволяет выявлять эти связи и анализировать их. Конечно, сама возможность установления таких связей, т. е. эффективность банков данных, во многом зависит от качества заполнения документов первичного учета, от занесения в них достаточно полных сведений об объектах учета и их связях.
Наличие единых автоматизированных банков оперативно-розыскной информации освобождает оперативные подразделения от многократного обращения к различным учетам отраслевых служб для поиска и проверки нужных сведений, повышает оперативность и качество принимаемых решений по реализации оперативной информации. Они позволяют осуществлять как инициативно (соответствующими специализированными подразделениями), так и по заданиям отраслевых служб системный анализ интегрированных данных и подготовку решений по их дальнейшему использованию по наиболее сложным межотраслевым и межрегиональным преступлениям.
Исходя из содержания хранимых в указанных банках сведений их формирование и использование нуждается в очень жестком нормативном регулировании как на законодательном, так и на ведомственном уровнях.
Помимо задекларированного права создавать и использовать информационные системы в целях решения задач борьбы с преступностью, ст. 10 ФЗ об ОРД предоставляет органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, заводить и осуществлять производство по делам оперативного учета. В связи с этим следует остановиться более подробно на оперативных учетах органов внутренних дел.
В теории оперативно-розыскной деятельности под оперативным учетом подразумевается система сбора, классификации, регистрации и хранения данных о лицах, предметах и нераскрытых преступлениях по их признакам, предназначенная для эффективного информационного обеспечения деятельности компетентных органов и их оперативных аппаратов в целях предупреждения, раскрытия, расследования преступлений, розыска скрывшихся преступников и иных категорий разыскиваемых лиц[81].
Не вдаваясь в дискуссию о понятии оперативного учета, отметим, что их содержание должна составлять не только информация о лицах, предметах и нераскрытых преступлениях, но и оперативно значимые сведения, собираемые и используемые в качестве средства решения или обеспечения решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Наличие оперативного учета позволяет систематизировать обширный перечень сведений, содержащийся в различных источниках, и создать условия для их использования в борьбе с преступностью не одним, а многими оперативными подразделениями. Его значение состоит в том, что сконцентрированные в нем сведения способствуют более эффективному решению задач, возложенных Федеральным законом «Об оперативно- розыскной деятельности» на оперативные подразделения органов внутренних дел: выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществления розыска различной категории лиц и др.
Все вопросы формирования и ведения оперативного учета регламентируются ведомственными нормативными актами закрытого содержания, доступ и ознакомление с которыми строго определены законом.
Специфика оперативного учета заключается, в первую очередь, в том, что основные содержащиеся в нем сведения имеют строго конфиденциальный характер, а его пользователями является строго ограниченный круг должностных лиц - сотрудников оперативных служб - субъектов оперативно-розыскной деятельности. Поэтому порядок его формирования, как было отмечено, регулируется специальными ведомственными нормативными актами закрытого характера.
Для уяснения сущности использования сведений, содержащихся в оперативном учете, в целях информационного обеспечения оперативно- розыскной деятельности необходимо вкратце рассмотреть систему и объекты оперативного учета, порядок его ведения в органах внутренних дел.
Объектами оперативного учета являются строго определенные категории людей (например, лица, сотрудничающие с оперативными подразделениями на конфиденциальной основе, и др.), документы (дела) и факты, представляющие оперативный интерес для органов внутренних дел. Сведения о таких лицах, документах, событиях и фактах носят, как отмечалось, конфиденциальный характер, доступ к ним имеют только должностные лица, перечень которых определен ведомственными нормативными актами МВД России. Для каждого вида сведений, содержащихся в оперативном учете, разработаны подробные указания о порядке их получения, фиксации, документального отражения и т. п., положения которых являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами оперативных подразделений.
Сведения, сосредоточенные в оперативном учете, находят отражение в различных носителях информации: в делах оперативного учета, журналах, картотеках, списках, в лицевых счетах, информационно-поисковых картах, автоматизированных поисковых системах, банках данных и других носителях информации.
В общих чертах оперативный учет можно рассматривать в виде определенной системы с установленным порядком расположения и связи, входящих в него объектов, составления носителей сведений о них, организации сбора (накопления), хранения и выдачи таких сведений пользователям, а также уровней его ведения с позиций охвата определенной территории (страны, края, области и т. д.).
В обобщенном виде система оперативного учета включает в себя:
1) регистрацию и учет определенной категории граждан;
2) регистрацию и учет дел и иных документов оперативного назначения;
3) регистрацию и учет фактов и предметов, представляющих оперативный интерес.
Рассмотрим более подробно категории граждан, сведения о которых сосредоточиваются в оперативном учете. В их число входят лица, образ жизни и поведение которых характеризуются маскируемым криминальным поведением, ранее судимые, не вставшие на путь исправления, намеревающиеся совершать преступления и др.
К их числу относятся лица, поставленные на учет по делам оперативного учета. Основанием постановки на учет таких лиц является установление оперативным путем их маскируемой антиобщественной деятельности, имеющей признаки криминального характера. Это могут быть лица, совершившие преступления, но еще не разоблаченные, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда, готовящиеся к совершению преступлений, требующие оперативно-профилактического наблюдения и контроля за их поведением.
Здесь необходимо иметь в виду, что лица, поставленные на учет по делам оперативного учета, регистрируются и учитываются непосредственно в горрайлинорганах, а также централизованно - в МВД России, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
На лиц, проходящих по делам оперативного учета, заводятся дела по правилам секретного делопроизводства, производство по которым осуществляется в соответствии с Наставлением по организации и тактике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
В горрайлинорганах внутренних дел исходя из потребностей практики ведутся картотеки лиц, представляющих оперативный интерес разыскиваемых по ориентировкам других органов внутренних дел, освобожденных из мест лишения свободы, психически больных, представляющих опасность для окружающих, хронических алкоголиков, наркоманов и др. Картотека на такую категорию лиц формируется из алфавитно-справочных карточек (АСК) и ведется в алфавитном порядке по фамилиям.
Учет данной категории лиц способствует организации осуществления оперативного наблюдения за ними, изучению их образа жизни, выявлению причин, условий, побудительных мотивов их преступной деятельности. Все эти сведения позволяют оперативным работникам принимать соответствующие меры для пресечения подготавливаемых преступлений, документировать действия лиц о причастности их к подготовке или совершению преступлений, осуществлять при необходимости их розыск.
В связи с тем, что материалы, отражающие процесс подготовки и осуществления ОРМ по факту, например, преступления, или ОРМ, проводимых в отношении конкретного лица (группы лиц), сосредотачиваются в деле оперативного учета, их заведение предполагает соблюдение определенных правил. Во-первых, дела заводятся при наличии определенных оснований, аналогичных тем, что необходимы для проведения оперативно- розыскных мероприятий (пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД). Во-вторых, ведомственными нормативными актами устанавливается строго регламентированная процедура заведения дел оперативного учета. В-третьих, поскольку дело - это собрание оперативно-служебных документов, большая часть которых закрытого характера, то оперативно-розыскные мероприятия проводятся в процессе оперативного производства по ним в форме непроцессуального расследования при условии оформления их подготовки и результатов соответствующими постановлениями, планами, справками и т. п. согласно ведомственным нормативным актам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
С учетом того, что законодатель не сделал специальной оговорки о закрытом (исключительном) перечне оснований для заведения дела оперативного учета, допустимо конкретизировать такие основания, указанные в пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД, в нормативных актах оперативно-розыскных органов, что и происходит на практике. Это правомерно также потому, что дело оперативного учета есть лишь одна из форм организации ОРД, а согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, полномочны издавать нормативные акты, регламентирующие именно организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Важнейшим условием при этом является недопустимость расширений оснований для заведения дела оперативного учета, предусмотренных пп. 1-6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона об ОРД. В нормативных актах оперативно-розыскных органов можно только их конкретизировать, исходя из специфики работы.
На сегодняшний день проблема оперативно-розыскного производства по делам оперативного учета вдвойне актуальна, так как на базе добытой информации в процессе производства по делам оцениваются результаты работы и принимаются решения в отношении конкретных лиц, проходящих по делу.
Таким образом, под делом оперативного учета понимается предусмотренная Федеральным законом об ОРД форма концентрации материалов оперативно-служебного характера в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации), проверки и оценки итогов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Иными словами, дело оперативного учета служит способом обобщения полученных (получаемых) в ходе оперативно-розыскных мероприятий сведений. Законодатель особо оговорил, что факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД). Включением данного указания в Закон об ОРД обращено внимание правоприменителей на то, что согласно Конституции РФ (ст. 23 и ст. 25) ограничение прав и свобод человека и гражданина допустимо только при наличии судебного решения и в случаях, указанных в федеральном законе. На это же обратил внимание и Конституционный Суд РФ. В своем определении он установил, что заведение дела оперативного учета не дает оснований проводить ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, с нарушением требований Конституции и федерального закона.
Дело оперативного учета следует отличать от уголовного дела. Среди многих отличий выделим два:
1) наличие дела оперативного учета не влечет каких-либо юридически значимых последствий для проходящих по нему лиц;
2) заведение дела оперативного учета не связано с возможностью совершать (не совершать) предусмотренные Федеральным законом об ОРД оперативно-розыскные мероприятия.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона об ОРД перечень дел оперативного учета (виды дел) определяется в нормативных правовых актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Заведение дела оперативного учета - это практически реализованное решение должностного лица оперативно-розыскного органа (соответствующего руководителя) начать производство того или иного дела оперативного учета. Единственным должностным лицом, которое может его завести, является руководитель оперативного подразделения (перечни этих руководителей изложены в нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов).
Отметим, что законодатель не связывает напрямую факт заведения дела оперативного учета с возможностью подготовки и проведения какого- либо оперативно-розыскного мероприятия. Тем не менее, оперативно- розыскная практика свидетельствует, что отдельные оперативно- розыскные мероприятия, которые требуют значительных организационных усилий (например, контролируемая поставка, оперативный эксперимент), проводятся, как правило, в рамках дела оперативного учета. Другие же (например, наблюдение, опрос, отожествление личности), наоборот, могут послужить средством получения информации, содержащей основания для заведения дела оперативного учета.
Заведение дела оперативного учета определенного вида имеет и иное значение - оно свидетельствует, во-первых, о начале оперативно- розыскного производства (путем заведения оперативной проверки) и, во- вторых, о переходе рассмотрения оперативно значимой информации из одной стадии оперативно-розыскного производства в другую (например, о преобразовании дела оперативной проверки в дело оперативной разработки).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона об ОРД различают три цели заведения дел оперативного учета:
1) собирание и систематизация сведений;
2) проверка и оценка результатов оперативно-розыскной деятельности;
3) принятие на их основе соответствующих решений оперативно- розыскными органами.
Регистрация дел оперативного учета, заводимых непосредственно оперативными подразделениями МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, осуществляется соответствующими информационными подразделениями (группами) либо специально назначенным сотрудником, имеющим опыт оперативной работы и допуск к документам, составляющим государственную тайну.
Общие положения производства по делам оперативного учета
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона об ОРД порядок ведения дел оперативного учета определяется нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вместе с тем известны общие требования.
Дело оперативного учета классифицируют в соответствии с признаками конкретного состава преступления, проверка обстоятельств вероятного совершения которого проводится по данному делу оперативного учета (т. е. дается «окраска» дела в итоге проведенной сыскной квалификации деяния). Заведению дела оперативного учета предшествует вынесение соответствующим должностным лицом (оперативником) постановления, которое подлежит утверждению руководителем оперативно-розыскного органа.
Решения, принимаемые по материалам дела оперативного учета, оформляются, прежде всего, в виде постановлений. Различают постановления о заведении дела оперативного учета, его продлении и прекращении. Постановление может быть вынесено и в других случаях, предусмотренных нормативными актами оперативно-розыскных органов.
Работа по делам оперативного учета строится по специальному плану (организационных и оперативно-розыскных мероприятий и т. п.).
Все получаемые по делу оперативного учета оперативно-служебные документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки и др.), а также иные документы (письменные поручения следователя, указания прокурора о проведении в рамках дела оперативного учета ОРМ и др.) приобщают к делу, систематизируют, подшивают и вносят во внутреннюю опись.
Так как организация и тактика проведения ОРМ составляют государственную тайну (ст. 6 Федерального закона об ОРД и п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне), материалы дела оперативного учета получают определенный гриф секретности («секретно», «совершенно секретно»), а доступ к ним возможен согласно правилам в рамках соблюдения режима секретности.
Все производство по делам оперативного учета должно осуществляться оперативниками под контролем руководителя оперативно- розыскного органа. Контроль реализуется в следующих формах: путем утверждения постановления и планов; путем заслушивание исполнителей;
путем проверки содержания оперативно-служебных документов; путем дачи указаний о направлении производства дела оперативного учета и др.
При уничтожении материалов дела оперативного учета сущность полученных сведений допускается переносить в соответствующую информационную систему. Информация хранится в ней и используется в порядке, который устанавливается для функционирования информационных систем.
Прекращение дела оперативного учета - это решение соответствующего руководителя оперативно-розыскного органа прекратить производство того или иного дела оперативного учета в связи с появлением предусмотренного Федеральным законом об ОРД для этого основания.
В ч. 4 ст. 10 Федерального закона об ОРД изложены предписания о двух основаниях (видах) прекращения дела оперативного учета:
1) в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных ст. 2 Федерального Закона об ОРД;
2) установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
Принятие решения о прекращении дела оперативного учета по любому из предусмотренных нормативными актами оперативно-розыскных органов основанию подлежит оформлению посредством вынесения соответствующего постановления, которое должно быть утверждено руководителем, наделенным правом санкционировать заведение дела оперативного учета.
Кроме того, в данном случае подлежит учету требование ч. 7 ст. 5 Федерального закона об ОРД о хранении в течение года материалов на лиц, вина которых в совершении преступления не доказана, об уничтожении этих материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об уведомлении об этом судьи.
Современное состояние информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности и пути его совершенствования
Ухудшение оперативной обстановки, рост преступности и, как следствие, неуклонное повышение интенсивности информационного обмена обязывают ГИЦ МВД России и ИЦ на местах принимать меры к тому, чтобы имеющаяся в их распоряжении целевая информация как можно быстрее доходила до заинтересованных в ней сотрудников. В этих целях совершенствуется традиционная и внедряются новые технологии работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, постоянно в целях борьбы с преступностью совершенствуют виды, структуру и техническую базу ведения оперативно-справочных, криминалистических, розыскных и иных учетов, исходя из поставленных перед ними задач, если последние не противоречат Конституции РФ.
Министерства и ведомства Российской Федерации обязаны всячески оказывать органам внутренних дел, иным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимую помощь в формировании коллекций предметов, образцов веществ и материалов, создании каталогов и иных справочных данных.
В настоящее время специальными субъектами осуществления функций информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности могут являться информационные или информационно-аналитические подразделения компетентных органов и их структурные единицы на местах. Впервые инициатива создания таких подразделений в структуре криминальной милиции была оформлена Указанием первого заместителя министра внутренних дел России от 9 января 1996 г. № 1/264 о создании в службах криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД, УВДТ подразделений криминальной информации. Это связывалось с необходимостью совершенствования информационного обеспечения раскрытия и расследования тяжких преступлений, упорядочивания формирования автоматизированных банков информации криминалистического и розыскного назначения регионального и федерального уровней. В задачи таких подразделений входило обеспечение подразделений криминальной милиции сведениями об объектах их оперативного интереса.
Поскольку в современных условиях информационные технологии основаны на использовании мощных и весьма сложных аппаратно- программных средств, в составе данных подразделений могут состоять специалисты по техническому обеспечению решения информационно- аналитических задач, включая функции по технической и программной защите информации.
В последнее время на уровне МВД стало возможным создание специальной структуры - Центра оперативно-розыскной информации (ЦОРИ), основным назначением которого стали организация информационно-аналитического обеспечения решения оперативных задач, разработка типовых моделей информационно-аналитического обеспечения криминальной милиции, формирование интегрированного АБД оперативного назначения федерального уровня, криминальная разведка и т. д.
Региональный опыт создания единых интегрированных АБД оперативно-розыскного назначения несомненно имеет свои особенности.
Так, например, организация работы информационно-аналитического подразделения криминальной милиции некоторых ОВД основана на информационно-поисковой системе «Легенда». Она положена в основу интегрированного АБД уровня горрайорганов и является совместимой с региональной базой данных «Ермак-2». Это позволяет осуществлять двухсторонний обмен информацией.
Несколько иная организация информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности имеет место в ГУВД г. Москвы. Здесь работа строится на базе концепции автоматизации криминальной милиции ГУВД, разработанной совместно с несколькими научно- исследовательскими институтами.
Концепция предусматривает оснащение ГУВД г. Москвы и окружных УВД аппаратно-программными комплексами «Криминал». В этот комплекс входят системы:
- оперативной дактилоскопической идентификации личности «Узор»;
- оперативной портретной идентификации личности «Фигурант»;
- логико-аналитическая система, обеспечивающая интеграцию и анализ оперативно-розыскной информации в целях раскрытия преступлений.
Все указанные системы не имеют аналогов в мире. Предусмотрено также дополнение комплекса «Криминал» автоматизированными системами оперативной идентификации по почерку, по фоноскопическим и биологическим признакам.
Естественно, основу формирования автоматизированной интегрированной базы данных составляют кабинеты криминалистической регистрации подучетного элемента, созданные на уровне муниципальных отделов милиции, т. е. в низовом звене. Здесь осуществляется сбор первичной информации путем дактилоскопирования, сигналетической фотосъемки, а также используется система оперативной портретной идентификации «Фигурант».
Основное назначение создаваемой ГУВД г. Москвы АИБД состоит в обеспечении автоматизированного поиска подозреваемых лиц путем оперативной идентификации следов преступлений, изымаемых с мест происшествий, примет внешности предполагаемых преступников с одновременным проведением многофакторного анализа больших потоков оперативно- розыскной и иной информации, в том числе сведений, получаемых из различных ведомственных источников, часто разрозненных и имеющих косвенное отношение к объектам поиска.
Практика показывает, что постановке на централизованный учет подлежит абсолютно все (лица, предметы, вещи, события, факты и т. п.), что в той или иной мере может иметь прямое или косвенное отношение к оперативно-розыскной деятельности.
Сроки нахождения лиц, предметов и событий на соответствующем виде учета, порядок их постановки на тот или иной учет и снятия с него регламентируются подзаконными ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных органов. При этом ни одно лицо не может быть поставлено на учет компетентными органами без наличия достаточных к тому оснований. А сам факт постановки на учет и заведение соответствующего дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.
Основанием для постановки на тот или иной вид учета компетентных органов служит наличие задокументированных фактов противоправной деятельности, исчезновения либо обнаружения лица (материалы об административных правонарушениях, уголовные или розыскные дела, дела по установлению личности и др.).
Все учеты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, формируются и размещаются с соблюдением условий, исключающих несанкционированный доступ к информации, содержащейся в них, посторонних лиц.
Правом обращения к учетам компетентных органов для получения необходимой информации обладают должностные лица правоохранительных органов в пределах своей компетенции.
Сведения, полученные сотрудником правоохранительных органов при обращении к учетам, могут быть использованы только для проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий либо в ходе судебного рассмотрения уголовного или гражданского дела.
Согласно ст. 5 ФЗ об ОРД частное лицо может получить данные о результатах оперативно-розыскной деятельности в объеме и порядке, установленном данной нормой.
Не подлежит разглашению информация, содержащаяся в учетах органов внутренних дел, если она составляет государственную тайну, тайну предварительного следствия (ст. 161 УПК РФ) либо затрагивает законные права и интересы других граждан.
Должностные лица правоохранительных органов, допустившие разглашение секретной информации, содержащейся в учетах, либо использование информации не по назначению либо в личных целях, привлекаются к установленной законом ответственности.
Вместе с тем, информация статистических учетов, отражающая состояние правопорядка в республике, тенденции в динамике преступности, отдельные факты и эпизоды преступных событий, по согласованию с МВД, ФСБ, ФСКН, России и др. предоставляется представителям средств массовой информации.
В настоящее время интегрированные АБД оперативно-розыскного назначения в большинстве регионов еще только набирают опыт обеспечения запросов ОРД и полное раскрытие их потенциала - дело будущего.