Междисциплинарные связи эргономики
Общее понятие эргономики
Труд целесообразно рассматривать как многофакторную систему с участием трёх составляющих: человека, машины, среды. Оптимальное функционирование системы возможно при учёте характеристики всех её составляющих.
Человек является ведущим звеном в системе «человек-машина-среда» (сокращённо система «человек-машина» или СЧМ), однако при создании технического и технологического оборудования уделяется внимание прежде всего конструкционным и функциональным параметрам и не всегда учитываются возможности и особенности человека.
Работы эргономического направления относятся к категории прикладных исследований, которые обеспечивают связь науки с производством. Основное содержание эргономики состоит в создании предметной среды, в условиях которой трудовой процесс происходит с наименьшей затратой сил и при условиях наиболее достойных человека. Выполнение этой задачи возможно лишь при опоре на систему знаний о человеке, его анатомо-физиологических и психологических особенностей.
Новые формы развития промышленного производства, с одной стороны, снижают физическое напряжение человека, а с другой - предъявляют все новые требования к его психической, интеллектуальной деятельности, к его чувственному восприятию, требуют от него все более высокого проявления способностей, знаний и умений принимать решения. Требования, предъявляемые к управлению техническим оборудованием, часто превышают границы человеческих возможностей, в результате чего человек становится лимитирующим фактором развития новой техники, повышения эффективности производства С развитием новой техники возникла необходимость привести в соответствие конструкцию изделий, их производство и функции с трудовыми характеристиками человека.
Эргономика решает вопросы, возникающие при взаимоотношениях между человеком, орудием производства, техническим оборудованием и производственными условиями. Её назначение состоит в гуманизации техники, создании оптимальных условий труда человека.
Эргономика стремится найти оптимальные параметры для человеческого труда и создать нормы гуманизаци и процесса производства.
Тенденция развития эргономики приводит к необходимости применения её разработок к любой сфере человеческой деятельности.
В условиях научно-техническою прогресса эргономика приобретает все большую социальную и экономическую значимость, обеспечивая высокие потребительские свойства изделий и удобства в их эксплуатации.
Определения эргономики
Эргономика(от др.-греч. έργoυ – «работа» и υόμoς – «закон») – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве.
Эргономика – это сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов данной науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации обшей производительности системы.
Эргономика – это прикладная, комплексная дисциплина, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек – техника – среда», с целью оптимизации трудовой деятельности, создания комфортных и безопасных условий, повышения производительности, сохранения здоровья и работоспособности.
Междисциплинарные связи эргономики
Выяснение междисциплинарных связей эргономики является важным не только с точки трения определения концепции эргономики как науки, но и в плане решения практических задач: организации научных исследований и эффективного использования их результатов в различных сферах деятельности
Эргономика - комплексная наука, которая возникла на стыке общественных?' естественных и технических наук - психологии, анатомии, биофизики, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, акустики, ряда технических наук, цветоведения, экологии и др. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология. Продолжающийся процесс формирования эргономики осуществляется к контакте со многими сферами научной и практической деятельности и позволяет говорить о базовых по отношению к эргономике науках; о комплексе научных дисциплин, специально вовлекаемых в эргономические исследования, и, наконец, о собственно эргономике как сфере научной и практической деятельности.
Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Эргономика может, вероятно, существовать и добиваться определенных успехов на стыке психологии, физиологии, гигиены труда и анатомии, однако подлинный прогресс и практическая ценность её определяются уровнем синтеза в ней человеческого и технического аспектов Более того, стремление раскрыть закономерности этого синтеза характеризует эргономику как новую науку особого типа Важны знания (или представления) не отдельных функциональных возможностей восприятия, мышления и действий работающего человека, а его деятельности в целом, причём необходимо учитывать все обстоятельства, от которых зависит успех деятельности человека.
Статус эргономики определяется тем, что она оперирует данными, полученными в других науках, трансформирует их, разрабатывая свои исходные представления и средства и преследуя собственные цели и задачи, связанные с организацией и проектированием условий и способов деятельности человека в системе.
Для современного этапа развития эргономики особое значение приобретает вопрос о взаимосвязи ее предмета с предметами смежных наук. Это представляется важным не только с точки зрения определения концепции эргономики как науки и выявления конструктивных путей её формирования, но и в плане решения практических задач организации соответствующих научных исследований и эффективного использования их результатов в различных сферах деятельности.
Эргономика тесно связана с экономикой. В ходе активного развития производительных сил, изменения характера труда возникла необходимость улучшения отбора и подготовки кадров, рационализации и организации груда с целью эффективного использования «человеческого фактора» Перекрещиваются интересы эргономики и экономики при определении социально-экономической эффективности новой техники. От того, как техника в процессе её использования влияет на человека, на его условия жизни в обществе и условия тру да на производстве, зависит её экономический эффект. В свою очередь, возможности дальнейшего развития эргономики и особенно использования её результатов в различных сферах народного хозяйства в существенной степени будут зависеть от разработки круга проблем, связанных с определением социально- экономической эффективности новой техники
Также эргономика нуждается в установлении прочных связей с экономикой труда предметом изучения которой является труд в его исторически определенной форме, общественная и народнохозяйственная организация труда.
Эргономика связана с социологией и прежде всего с социологией труда, которой отводится ведущая роль в реализации комплексного подхода к изучению трудовой деятельности. Используются результаты исследований социологии труда для решения таких прикладных задач, как рациональная организация труда, разработка стимулов и факторов удовлетворённости трудом, разработка новых социальных средств и методов, позволяющих воздействовать на объекты социального управления и др. Используя для решения многих прикладных задач результаты исследований социологии труда, эргономика, в свою очередь, начинает оказывать на неё возрастающее обратное влияние.
Эргономика связана со многими отраслями психологии: психологией труда, инженерной психологией, авиационной, космической психологией, социальной психологией и психологией личности, военной и педагогической психологией, психогигиеной, психофизиологией.
На всех этапах развития психологии труда в центре её внимания находились психологические факторы, качественные характеристики трудовой деятельности, которые приобрели особое научное и практическое значение в наши дни. Разработка психологической концепции качества труда является одной из важнейших проблем современной психологии труда. Вместе с тем будут укрепляться и развиваться её связи со, смежными научными дисциплинами, и прежде всего с эргономикой, для которой проблема качества труда представляется одной из важнейших.
Являясь отраслью психологии, инженерная психология рассматривает определённые аспекты взаимодействия человека и машины, и в этом отношении она одновременно выступает как один из разделов эргономики, в задачу которой входит комплексное изучение различных аспектов взаимодействия человека и машины, человеко- машинной системы и среды.
Инженерная психология по времени своего возникновения непосредственно предшествовала появлению эргономики. Она также стремилась к комплексности учёта человеческих факторов и довольно быстро переросла рамки собственно психологического анализа трудовой деятельности. В начале своего развития инженерная психология решала наиболее острые и актуальные проблемы организации деятельности операторов СЧМ со средствами автоматизации. Потом задачи инженерной психологии стали формулироваться в более общих терминах разработка принципов проектирования информационных моде лей, исследование процессов информационного поиска, информационной подготовки и принятия решений – и, наконец, ещё более широко – организация информационного взаимодействия между человеком и машиной. Откликаясь на запросы практики, инженерная психология обрастала все более широким кругом задач и проблем, для решения которых недостаточно было только компетенции психолога. В коллективы, призванные решать инженерно-психологические задачи, стали привлекать антропологов, биомехаников, физиологов, гигиенистов, дизайнеров и других специалистов, что обусловило развитие соответствующих форм и методов комплексных исследований. Расширение тематики инженерно-психологического исследования и проектирования привело к тому, что инженерно-психологическая служба в промышленности естественным образом стала превращаться в эргономическую, хотя название некоторое время оставалось прежним. Происходит уточнение и иногда даже определённая переакцентировка предмета исследования обеих дисциплин.
Для эргономики представляются важными связи с социальной психологией, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, а также психологические характеристики социальных групп. Изучение социальной психологией совместной деятельности членов групп определяет наиболее существенные её связи с эргономикой. Теория деятельностного опосредствования взаимоотношений в группе представляется принципиальной для эргономического изучения и проектирования трудовой деятельности групп. Для эргономики важны также исследования неформальных отношений всех видов в группах: горизонтальных, вертикальных и «диагональных» (отношения между лицами с различным должностным статусом, но не находящимися в прямом подчинении). Особый интерес представляет подход, в котором подчеркивается роль деловых отношений (в том числе и отношений ответственной зависимости) в формировании и развитии трудового коллектива Изучение и проектирование конкретных видов трудовой деятельности предполагают учёт социально-психологических факторов, которые непосредственно влияют на характер протекания и результаты деятельности. В этом отношении наиболее существенными представляются два основных направления изучения социально-психологического климата, под которым понимают преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношении людей друг к другу, так и в отношении к общему делу Социально-психологические исследования отношения к труду и прежде всего удовлетворенности трудом, включенности личности в трудовую деятельность, профессиональной и социальной адаптации и др. также имеют прямое или косвенное отношение к проблематике эргономических исследований.
Психогигиена занимается разработкой научных основ оздоровительных мероприятий в отношении психического здоровья людей с целью предупреждения заболеваний.
Развитие психологической науки сегодня во многом стимулируется задачами эргономики, которая вводит в её контекст новые виды трудовой деятельности, новые средства её реализации и новые средства её изучения. В ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего углубления и расширения связей эргономики и психологической науки.
Составной частью эргономики являются исследования, проводящиеся в области фитологии труда. Основная задача физиологии труда заключается в изучении закономерностей протекания физиологических процессов и особенностей их регуляции в ходе трудовой деятельности, то есть в выявлении особенностей, характеризующих функционирование физиологических систем и всего организма в зависимости от существующих связей между указанными элементами системы. Эргономика использует результаты исследований физиологии труда для разработки оптимальных характеристик трудового процесса, позволяющих достичь высокой эффективности труда.
Эргономика руководствуется данными гигиены труда, изучающей влияние на организм человека трудовых процессов и воздействий окружающей человека производственной среды и разрабатывающей гигиенические нормативы и мероприятия по обеспечению благоприятных условий труда и предупреждения профессиональных заболеваний. Эргономика не может существовать и развиваться без опоры на весь комплекс исследований гигиены труда, поскольку целью последней является научное обоснование биологического оптимума, которому должна соответствовать внешняя среда, чтобы обеспечить человеку нормальное развитие, хорошее здоровье, высокую работоспособность и долголетие. Внутренняя логика исследований по определению оптимальных показателей микроклимата, освещенности и других факторов производственной среды наиболее полно выявляет векторы необходимых связей гигиены труда с другими науками, в том числе и с эргономикой. Изучая влияние факторов окружающей человека производственной среды на качество профессиональной деятельности, эргономика стимулирует разработку определенных проблем гигиены труда. Кроме того, эргономика вносит существенный вклад в разработку норм, средств и мероприятий, направленных на предупреждение вредного действия различных факторов окружающей человека производственной среды.
Эргономика использует результаты исследований психофизиологии труда, которая занимается изучением определенных видов трудовой деятельности, разработкой мер борьбы с монотонней, гиподинамией.
Эргономика совместно с педагогикой и педагогической психологией содействует процессу совершенствования образования и приобщению обучающихся к эргономической культуре как составной части трудовой культуры.
Эргономика тесно связана с научной организацией труда. Эти науки имеют общие цели – способствовать повышению производительности труда, сохранению здоровья и развитию личности Здесь много общих направлений исследований, связанных прежде всего с изучением и проектированием трудовых процессов, совершенствованием организации и обслуживания рабочих мест, улучшением условий труда.
Эргономика и НОТ представляют две самостоятельные, но органически взаимосвязанные сферы научной и практической деятельности Эргономика вносит все возрастающий вклад в дело научной организации труда. Процесс дальнейшего взаимодействия и взаиморазвития эргономики и научной организации труда просматривается в трех основных направлениях.
Первое направление связано с разработкой теоретических проблем, прежде всего проблем проектирования коллективных и индивидуальных трудовых процессов. Одной из первоочередных представляется также проблема социально-экономической эффективности внедрения научной организации труда и результатов эргономических исследований в народное хозяйство.
Второе направление приложения совместных усилий специалистов в области эргономики и научной организации труда – это разработка норм и требований НОТ и эргономики Проводимая в этом плане работа нуждается в существенном расширении и научном обосновании. Это направление тесно связано с первым, поскольку от исследования теоретических проблем во многом зависит эффективность разработки указанных норм и требований.
Третье направление связано с использованием достижений эргономики непосредствен но на производстве Практика показывает, что наибольший эффект достигается тогда, когда мероприятия в области эргономики предусматриваются в качестве составной части планов НОТ. Эргономисты совместно со специалистами в области научной организации труда должны более активно включаться в процессы технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий «Важной особенностью современной реконструкции является то, что помимо технического перевооружения производства, обеспечивающего увеличение выпуска продукции и снижение текущих затрат, она все в большей мере решает социально-экономические задачи – улучшения условий работы, ликвидации неоднородности труда рабочих различных профессий, преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом, повышения материального уровня жизни трудящихся, охраны окружающей среды».
Опираясь на данные охраны труда, эргономика разрабатывает мероприятия по обеспечению безопасных условий груда, созданию удобной, надежной и безопасной техники Под охраной труда понимается система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Учёт требований эргономики – необходимое условие создания удобной, надежной и безопасной техники. Опираясь на работы в области безопасности труда, эргономика в определенном отношении дополняет и развивает их Становится общепризнанным, что число несчастных случаев, вызванных в конечном итоге опасными действиями, значительно больше, чем несчастных случаев, вызванных опасными условиями. В этой связи отмечается, что эргономика открывает новые возможности для определения скрытых причин небезопасных действий, могущих привести к несчастным случаям.
Эргономический подход является необходимым для изучения тяжести и напряженности труда, которые проявляются в показателях функционального состояния организма, формирующихся под влиянием физической, психической или нервно- эмоциональной нагрузки и факторов производственной среды.
Эргономика не может развиваться вне связей с анатомией человека, наукой о форме и строении отдельных органов и организма в целом. Функциональная анатомия, которая выясняет взаимосвязи особенностей строения органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, является одной из отраслей науки, на стыке которых возникла эргономика. Особый интерес для эргономики представляют исследования взаимосвязи и взаимной обусловленности морфологических, биохимических и психических характеристик человека В эргономике используется и получает дальнейшее развитие совокупность методических приёмов, характерных для антропометрических исследований, с помощью которых измеряют и описывают тело человека в целом и отдельные его части, а также определяют количественные характеристики их изменчивости.
Многие проблемы и практические задачи эргономика решает в тесном содружестве с дизайном, который позволяет наиболее полно реализовать ее принципы и зребования. Эргономика рассматривается как естественнонаучная основа дизайна. В свою очередь, дизайн обогащает эргономическую проблематику путём включения её в более широкий контекст развития культуры В практическом плане учёт человеческих факторов является неотъемлемой частью всего процесса художественного конструирования промышленных изделий и соответствующего преобразования производственной и предметно- пространственной среды. Дизайн в принципе не может существовать и развиваться вне связи с эргономикой.
Эргономика и дизайн оказались наиболее подготовленными к рыночным условиям. Более того, они являются своеобразным индикатором развития рынка, когда будут востребованы более экономичные, функционально удобные, безопасные и красивые промышленные изделия.
Эргономика тесно связана с техническими и математическими науками: кибернетикой, системотехникой, общей теорией систем, исследованием операций – и другими дисциплинами и направлениями современных научных исследований.
Эргономика решает ряд проблем, поставленных в системотехнике оценку надёжности, точности и стабильности работы, влияние психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе «человек-машина», приспособительные и творческие возможности человека На практике взаимоотношения эргономики и системотехники – это проблема организации всестороннего и профессионального учёта человеческих факторов на различных этапах создания систем и их эксплуатации.
Эргономика так или иначе связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект груда, познания и общения. Решая практические задачи, эргономика должна опираться на всю систему знаний о человеке. По мере своего формирования эргономика оказывает всё возрастающее влияние на развитие этой системы знаний.
Проведенный выше анализ свидетельствует связей эргономики с общественными, естественными и техническими науками, разумеется, в первую очередь с теми их аспектами, которые ближе всего к трудовой деятельности Как известно, междисциплинарные связи имеют двусторонний характер. Эргономика не только испытывает на себе влияние связанных с ней наук но и сама уже начала оказывать на них влияние в области теории, методов и практики. В настоящее время наиболее очевидным является воздействие эргономики на две последние области, поскольку прикладные задачи продолжают занимать в эргономике ведущее место. Развитие комплексных исследований влечёт за собой определённую перестройку наук, вовлекаемых в данное исследование. Перестройка эта не является чем-то искусственно навязываемым извне наукам о трудовой деятельности, а представляет закономерный этан их развития Своеобразным катализатором этого процесса выступает эргономика.