Развитие воли в онтогенезе. Волевые качества личности
Воля — это способ-ть чел-ка настойчиво достигать сознательно поставленной цели, несмотря на наличие внеш. и внутр.препят-ий. Чел-к, кот. преодолевает разнообразные трудности, побеждает искушающие его, мешающие ему желания и добивается поставлен.цели, доводит начатое, даже и скучное, дело до конца, представляется нам волевым. И наоборот, тех, кто колеблется, отступает от задуманного, работает спустя рукава, и, наконец, совсем бросает начатое дело, мы считает людьми неорганизов-ыми, слабовольными.
Напор сильных желаний, заставляющих чел-ка преодолев. препятствия, — необход. условие волевого поведения. Для того чтобы оно могло осуществ-ся, чел-к должен прежде сильно захотеть.
Это особенно ясно видно на мален детях. Активность, настойчивость в достижении желаемого, способ-ть игнорировать при этом все отвлекающие моменты, в том числе даже запрет взрослого, — очень хар-ная форма проявления воли у мален. детей. Однако такого рода волевое поведение явл. лишь предпосылкой более высоких, более развитых ее форм. Сильное «хотение», преобл-щее над всеми др. желаниями и стремлениями-необход. условие сложного волевого поведения. Истинно волевое поведение отличается опред. уровнем целей — тогда требования разума и совести предпочтительнее иных, непосредственно привлекат. потреб-ей. Уже в раннем детстве должны формир-ся предпосылки волевого поведения, без кот. невозможно дальнейшее полноцен развитие воли. Для осуществл-ия волевого поведения чел-ку необходим опред., достаточно сильн. заряд активности, стойкое стремление к достижению цели. Такой целью может быть заинтересовавший ребенка предмет, желание овладеть этим предметом и что-то делать с ним. Воспитывать интерес детей к окруж. миру, пробуждать их активность надо специально. И чем раньше это делать, тем лучше. К кроватке малыша в первые же месяцы его жизни подвешивают яркие звучащие игрушки, а затем их дают ему в руки и показывают, как они тарахтят, трещат .Это привлекает и удерживает внимание реб-ка на опред. предмете, возбуждает и стимулирует активность малыша. И дальше надо стараться всячески развивать активность реб-ка, его стремления и интересы. По мере того как реб-к становится старше, воспитание его активности не только должно продолжаться, но и приобретать новые формы. Появление мотивирующих представлений знаменует собой первоначал. этап в развитии воли. Ведь воля в собствен. смысле слова явл. тем, что позволяет реб-ку преодолевать силу внеш. воздействия при помощи побуждений, идущих от него самого, от сформировавшихся в его прежнем опыте и присущих именно ему самому стремлений.
Значительная роль в формир-нии воли в дошкол. возрасте принадл. игре. Игра, как деят-ть увлекател., необязательная, не направленная на опред, результат, часто противопоставляется таким видам деят-ти, как труд или учение. Игре свойственны такие особ-ти, кот. способ-ют формированию волевого поведения у детей этого возраста. В игре реб-к должен подчиняться опред. правилам, это и делает ее важнейшим средством воспитания воли. Очень важно для воспитания воли и то, что в игре реб-к подчиняется каким-то правилам не по принуждению взрослого, а по собственному желанию.И это очень важно, ибо для истинной воли как раз хар-но, что объективно сущ-щее требование, правило или соц. норма выполняются не по внеш. принуждению, а по собствен. желанию, как бы в порядке самопринуждения. Не менее важным для формирования воли явл. и то, что, подчиняясь в игре опред правилам, дети испытывают удовлетворение и радость, а это, накладывает светлый эмоц. отпечаток на сами эти правила, требования и нормы, что необходимо для формирования не только, нравственных знаний, но и нравственных чувств. Игра не только в раннем и дошкол, но и в школ. возрасте в известном смысле явл. школой жизни.
Развитие воли в млад. Школ. возрасте. Начинает особенно интенсивно формироваться память, что обусловливает быстрое накопление у реб-ка индивид-го опыта. В связи с развитием памяти у детей появл. так назыв. мотивирующие представления, кот. начинают как бы изнутри побуждать поведение и деят-ть реб-ка, обеспечивая ему тем самым способ-ть действовать вопреки требованиям, кот. навязываются ему окруж. людьми или ситуацией. Иначе говоря, в этот период уже появляются самые первые, самые элементарные волевые действия. В период млад. Школ. возраста в центр психич. развития выдвигается развитие самой произвольности: формируется произвольный хар-р памяти, внимания, мышления реб-ка; возникает способ-ть действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним задачами. Объясняется это тем, что в указанный период реб-к нач. учиться в школе, а положение школьника и его учебная деят-ть предъявляет к произвольному поведению уже достаточно высокие требования.
Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни реб-ка. Ведь учение в школе — деят-ть обязательная, ответственная, требующая систематич.организован. труда.
Формирование воли в подростков. возрасте. Принято считать, что подростки харак-ся больше, чем дети всех др.школьных возрастов, слабостью воли. Они недостат-но организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Спецификой соц. ситуации развития подростка явл. расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой. между его возможностями и его собственными требованиями к себе. Такое расхождение требует уже достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще всего подростки еще не достигают. воспитание воли в подростков. возрасте должно идти в двух основ. направлениях. Во-первых, учитывая своеобразие сознательной саморегуляции подростков, надо помочь им в преодолении тех специфич. трудностей, с кот. они при этом встречаются при выборе, принятии решения, создании намерения и его исполнении. Во-вторых, надо направить внимание на своевременное формирование у подростков высших форм волевого поведения, активно воспитывая у них те качества личности, кот. его обеспечивают.
В психологии хар-ра выделяют множ-во волевых кач-в личности. К основным, базовым волевым кач-ам личности, определяющим больш-во поведенч/ актов, относятся целеустрем-ть,иници-ть, решит-ть, настой-ть, выдержка, дисциплинир-ть. Все эти кач-ва связаны с этапами осуществления волевого акта. 1. С первой фазой волевого акта связаны целеустрем-ть, инициат-ть, самостоят-ть, выдержка, кот. в явл проявлением самодетерминации воли. Целеустрем-ть - сознател. и активная направл-ть личности на определ. результат деят-ти. Целеустрем-ть явл. обобщенным мотивационно-волевым св-ом личности, опред-им содержание и уровень развития др. волевых кач-в. Различают целеустрем-ть:а)стратегическая - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеят-ти определ. ценностями, убеждениями и идеалами. Б)Тактическая связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения. Инициативность - активная направл-ть личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту опред. направл-ти. Инициат-ть связана с самосто-тью. Самостоят-ть - сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения др. лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоят-ть может проявиться лишь при наличии опред. выдержки.
Выдержка - сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, кот. проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить'' те действия, чувства, мысли, кот. мешают осуществлению задуманного действия. Чел-к, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответ-щий условиям и оправданный конкретными обстоятел-ми. 2. Вторая фазах-формируются решительность и смелость. Решительность – св-во личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминир-его мотива и прав. действия и в выборе адекватных ср-в достижения цели. Внешне решит-ть прояв. в отсутст. колебаний. Решител-ть не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижен., переживания сложной внутр. борьбы, столкновения мотивов. Решит-ть проявл. и при осуществ. принятого решения. Для решит. людей хар-н быстрый переход от выбора сре-в к исполнению самого действия. Смелость - умение противостоять страху и идти на оправдан. риск для достижения своей цели. Смелость явл. предпосылкой для формир. решит-ти. Кач-ми, противополож.решит-ти, с точки зрения волевого регулирования, выступают импульс-ть, понимаемая как торопл-ть в принятии и осущес-ии решений, когда чел-к действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку ср-во или цель. С другой стороны, решит-ти противостоит нерешит-ть, проявляющаяся как в сомнениях, в длител. колебаниях до принятия решения, так и в непоследоват-ти при претворении их в жизнь. 3. На исполнител. этапе формир-ся важнейшие волевые кач-ва - энергичность и настойчивость, а также организов-ть, дисциплина и самоконтроль Энергичность – кач-во личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставл. цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настой-тью. Настойчивость –кач-во, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоян. и длит. борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойч-ть может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство –кач-во личности, выраженное в неразумном испол-ии волевых усилий в ущерб достижению поставл. цели. Организов-ть – кач-во личности, проявляющееся в способ-ти разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деят-ти. Дисциплинир-ть – кач-во личности, проявляющееся в сознател/ подчинении своего поведения общепринятым нормам, установлен.порядку.Самоконтроль – кач-во личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деят-ти на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.