Методики, направленные на выявление личностной и социально-психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе

I. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы

Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.

10 баллов - сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.
9 баллов - очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8 баллов - активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7 баллов - скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
6 баллов - трудно определить, активный или пассивный: позовут играть - пойдет, не позовут - не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
5 баллов - скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
4 балла - пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.
3 балла - очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла - замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

II. Определение сформированности мотивационной готовности к школе – «внутренней позиции школьника»

Инструкция: Задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать).

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Обработка и интерпретация результатов: Ответы на вопросы 6 и 7 не учитываются. При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

1. Хочу идти в школу.

2. Не хочу ещё на год остаться в детском саду (дома).

3. Те занятия, на которых учили, буквы, цифры и т.д.

4. Люблю, когда мне читают книжки.

5. Сам прошу, чтобы мне почитали.

8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

9. Хочу быть учеником.

10. Пусть будет длиннее урок.

Выводы

Методики, направленные на выявление психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе обычно проверяют:


- развитие памяти (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов);
- чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
- развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);
- произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
- готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
- умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
- развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);
- пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.);
- общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
- элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).

Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты - новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

Заключение

Изучив данную проблему, автор добился поставленных задач:

- изучил подходы различных исследователей к определению психологической готовности;

- выявил наиболее важные компоненты психологической готовности;

- изучил использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе с точки зрения соответствия возрастным особенностям будущих учеников;

- рассмотрел методики, направленные на выявление психологической готовности детей шестилетнего возраста;

- распределил методики с учётом компонентов психологической готовности.

Проведённая исследовательская работа показала, что однозначного мнения о слагающих компонентах психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе пока нет. Исследовать психологическую готовность ребёнка к школьному обучению во всем объёме означает диагностировать различные её компоненты: мотивационную, интеллектуальную, волевую готовность; сформированность у ребёнка отношения к учителю как к взрослому, обладающему особыми социальными функциями; развитие необходимых форм общения со сверстниками.

Шестилетний ребёнок – маленький ребёнок. Он ещё многого не может, если сравнивать со старшими. Но он уже многое может, и очень важно знать, что он может и каковы возможности его психики, его личности.

Анализируя новый учебно-методический комплект «Преемственность», выходящий в издательстве «Просвещение», можно сделать вывод о соответствие содержания комплекта возрастным особенностям будущих учеников, а значит, обеспечивается полная преемственность между дошкольным и школьным образованием.

Анализируя методики, направленные на выявление психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе, автор данной работы сделал вывод, что все методики можно разделить на две группы: 1) направленные на выявление интеллектуальной готовности; 2) на выявление личностной и социально-психологической готовности.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие. – М.: МГОУ, 2006. – 81 с.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 239 с.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред В.С Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2000. – 624 с.

5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

6. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 432с.

7. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

8. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1998. – 352 с.

9. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребёнка к школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

10. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.

11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: ИЦ «Академия», 1999.

12. Спок Б. Ребёнок и уход за ним. – Х.: Грамус Эйт; Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 448 с.

13. Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития детей и подростков. – М.: МИОО, 2003. – 56 с.

Наши рекомендации