Психологическая структура деятельности
В настоящее время в психологии существует два основных подхода к пониманию этого вопроса. Согласно первому подходу (структурно-морфологическому) при психологическом анализе деятельности основным структурным компонентом является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности.
Второй подход (функционально-динамический) является более современным и совершенным. Деятельность в силу своей исключительной сложности представляет собой целостную психологическую структуру.Эта структура динамична. В основе любой деятельности независимо от ее вида, типа и даже класса лежит устойчивый, постоянный набор многих компонентов.
Основными компонентами структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, антиципирование (предвосхищение) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий.
Важнейшим, исходным и базовым компонентом деятельности является мотивация. Термином мотив обозначают побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в осуществлении деятельности в идентичных условиях. Совокупность мотивов объединяется в понятии мотивационной сферы личности, а в роли мотиваторов деятельности могут выступать самые различные психологические образования — потребности, интересы, установки, побуждения, стремления, влечения, социальные роли, нормы, ценности и др.
Мотивация всегда представлена в деятельности не абстрактно, а конкретно, т.е. в соотнесении с целями деятельности. В результате соотнесения мотивов деятельности с ее целями формируется важнейшее психологическое образование деятельности — ее личностный смысл. Выделяют следующие виды мотивов:
- стремление к достижению успеха;
- избегание неудачи;
- стремление к установлению равных дружеских отношений (аффилиация);
- демонстративность (артистизм, самолюбование);
- автономия (потребность в уединении);
- доминирование (стремление к власти);
- избегание опасности и др.
- агрессия (стремление нанести вред другому);
-преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий);
- повиновение (подчинение авторитету) и др.
Рис. 6. Подходы к изучению содержания и структуры деятельности
Цель рассматривается в психологии в качестве системообразующего фактора деятельности. Это означает, что именно цель определяет содержание, структуру и динамику (временную организацию) деятельности.
С психологической точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению — антиципации будущего. В свою очередь, антиципация является главной формой так называемого опережающего отражения субъектом действительности.
Но каким образом может мозг «предвидеть» будущее и как могут возникать в психике отражения результатов еще не совершенных действий? Возможность для этого возникает благодаря одной принципиальной особенности окружающего мира — его закономерности. Это значит, что различные явления в нем связаны определенными постоянными связями и отношениями, а вещи в нем имеют определенные устойчивые свойства и структуры, которые проявляются при определенных условиях (огонь всегда жжет; после ночи всегда наступает день; ускорение тела пропорционально приложенной силе; от перестановки слагаемых сумма не меняется и т. д.)
Такие устойчивые (инвариантные) отношения между объектами и между явлениями называют существенными свойствами объектов и закономерностями явлений. Именно наличие существенных и устойчивых свойств и закономерностей позволяет у объектов и явлений позволяет предвосхищать их «поведение» в определенных условиях, т. е. будущие их изменения под влиянием тех или иных воздействий, и целесообразно регулировать на этой основе действия.
Внешняя, предметная деятельность как бы предваряется в этом случае внутренней, идеальной. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями над существенными свойствами этих объектов, т. е. физическое оперирование вещами заменяется идеальным оперированием их значениям, осуществляется интериоризация, а затем экстериоризация.
Следующий базовый компонент — принятие решения занимает в структуре деятельности центральное положение. Основная функция принятия решения — снятие (или уменьшение) неопределенности и определение способов действия в конкретных ситуациях. Это своего рода «мост» от фазы opиентировки в деятельностных ситуациях к фазе построения и осуществления исполнительских действий.
Процесс планирования направлен на конкретизацию вырабатываемых субъектом решений и определение программы деятельности. Различают три основных вида (уровня сложности) планирования: «работа по ориентирам», «работа по образцам» и планирование с учетом предполагаемых изменений условий, в том числе и вероятного возникновения новых событий и факторов деятельности.
Процессы самоконтроля и коррекции также весьма специфичны в деятельности. Виды самоконтроля различаются в зависимости от того, на каком уровне он реализуется. В этом плане можно говорить о биологическом уровне самоконтроля (гомеостазе); о физиологической саморегуляции основных систем жизнедеятельности; о психофизиологической регуляции состояний; о психологическом самоконтроле деятельности; о социальном самоконтроле поведения.
Самоконтроль и коррекциязавершают и как бы «замыкают» собой общий цикл построения и реализации деятельности, а также каждого ее отдельного этапа. На основе процессов коррекции происходит самообучение субъекта, расширение и обогащение его профессионального опыта, повышение общего уровня компетентности.
Под оперативным образом объекта деятельности понимается идеальное, специализированное отражение преобразуемого в деятельности объекта, складывающееся по ходу ее выполнения и подчиненное основным целям, задачам, условиям.
Наконец, еще одним обязательным компонентом деятельности является система индивидуальных качеств субъекта, на основе которой оказывается возможным выполнение этой деятельности. Любая деятельность реализуется на основе определенной совокупности организованных между собой индивидуальных качеств. Они обозначаются понятием «профессионально-важные качества».
Совокупность исполнительских действийзавершает перечень взаимосвязанных элементов, входящих в функционально-динамическую структуру деятельности. Именно они осуществляют успешную реализацию деятельности на заданном нормативном уровне.