Наблюдение и психологический анализ урока
Цель: Формирование навыков наблюдения при проведении психологического анализа урока. Работу над заданием следует начинать с выбора урока, в котором представлены и обучающий и воспитывающий моменты и ярко выражена деятельность учащихся и учителя. При этом следует заранее узнать цели и задачи урока, особенности его методического построения, а также специфику изучаемого на данном уроке материала. Для анализа необходимо подробно законспектировать урок.
Дата________________________________________
Урок (предмет)________________№ урока по расписанию_______
Класс________________________________________
Учитель______________________________________
Тип урока_____________________________________
Тема_________________________________________
Примерная схема наблюдения:
Психическое состояние класса перед уроком (готовность, установка, настроение):
- влияние предшествующих занятий, состояние возбуждения, вялости, утомления;
- готовность учебных пособий в соответствии с темой урока.
Внимание:
а) внешние приемы организации внимания на уроке:
- ритм и темп урока;
- наличие и наглядность пособий;
- интонация речи учителя, его мимика, пантомимика;
б) внутренние приемы организации внимания на уроке:
- ясность, последовательность изложения материала, его доступность, образность речи учителя;
- установление взаимосвязи произвольного и непроизвольного внимания в разные моменты урока;
в) умение учителя распределить свое внимание на уроке (в чем это выражалось);
г) распределение и переключение внимания учащихся на уроке;
д) проявление невнимания учащихся на уроке.
Восприятие:
а) учет закономерностей восприятия учащимися речи учителя и наглядных пособий (целостности и расчлененности, главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради);
б) наблюдательность у учащихся на уроке – в чем она проявлялась?
Память:
а) организация и управление процессом запоминания;
б) закрепление учебного материала на уроке (обобщение, сравнение, составление схем);
в) использование установки на длительность запоминания;
г) проявление кратковременной и долговременной, образной и смысловой памяти;
д) в какой мере приемы, использованные учителем на уроке, содействовали развитию всех видов и типов памяти на уроке.
Мышление:
- характеристика урока с точки зрения активации мыслительной деятельности учащихся:
а) создавалась ли проблемная ситуация в начале урока, побуждал ли учитель к формулировке задачи самих учащихся?
б) какие ответы учеников были простым воспроизведением заученного, какие явились самостоятельным изложением, обобщением, конкретизацией, сопоставлением и т.д.?
в) в какой мере обеспечена связь теоретических и практических знаний на уроке?
г) логичность изложения учебного материала учителем (ясность, отчетливость, систематичность, доказательность). Использовались ли сравнения и сопоставления, выяснялись ли связи между предметами и явлениями?
д) как формировались новые понятия?
- использование учащимися мыслительных операций. В чем заключалась трудность при усвоении учащимися новых понятий?
е) приемы по воспитанию самостоятельности мышления.
Воображение:
а) использование учителем воображения учащихся на уроке (воссоздающего и творческого);
б) давались ли на уроке образные представления об изучаемом.
Чувства:
а) причины, вызвавшие то или иное настроение у учащихся на уроке;
б) влияние учителя на эмоциональный тон класса;
в) воспитание на уроке моральных, эстетических и интеллектуальных чувств.
Навыки:
а) характеристика урока с точки зрения формирования и укрепления школьных навыков;
б) в какой мере применялись на уроке упражнения, их распределение в течение урока;
в) анализ упражнений с точки зрения психологических требований к ним (знание конечной цели и т.д.);
г) формы сочетания слова, показа и самостоятельной работы;
д) перенос и интерференция навыков.
Психологические особенности учителя:
а) манера держать себя, жесты, мимика, пантомимика;
б) в какой мере он учитывает индивидуальные особенности учащихся;
в) были ли случаи нарушения детьми дисциплины на уроке, поведение учителя в этом случае;
г) культура речи учителя; работа над культурой речи учащихся;
д) наличие контакта между учителем и учащимися;
е) умение мотивировать поставленные оценки;
ж) характеристика урока с точки зрения воспитательного значения личного примера учителя.