Тема 1. Персонал предприятия как объект управления. Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления
Требования государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению (специальности)
061000 – «Государственное и муниципальное управление»
Учебно-методический комплекс составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, специальность 061000 – «Государственное и муниципальное управление», квалификация «менеджер», утвержденного 17 марта 2002 г., номер государственной регистрации 233 эк/сп.
Общие требования к образованию дипломированного специалиста:
имеет представление об области профессиональной деятельности специалиста (обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития);
понимает объекты профессиональной деятельности (различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества);
умеет использовать:
- планирование индивидуальной и совместной деятельности;
- навыки организационной работы по целям, ресурсам и результату;
- методы рационального контроля деятельности сотрудников и организации в целом, руководства коллективом и координации деятельности во внешней среде;
- формы мотивации сотрудников, представительства организации и ее внешних интересов;
- методы исследования и диагностики проблем, прогнозов, целей и ситуаций;
- навыки методической и образовательной работы с сотрудниками;
способен: к переоценке места и роли инновационной деятельности в области управления.
Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин (по выбору студента):
Специалист должен:
иметь представление о содержании цикла общепрофессиональных дисциплин;
знать перечень учебных дисциплин данного цикла;
уметь использовать принципы и методы общепрофессиональных дисциплин в решении практических заданий;
иметь опыт практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления.
2.Рабочая программа дисциплины «Управление персоналом»
Принципы построения
Курс входит в цикл общепрофессиональных дисциплин по выбору студента
Курс готовит студентов к решению наиболее актуальных практических задач в области управления персоналом.
Цель курса: Способствовать овладению студентами знаниями о сущности управления персоналом, эволюции и проблематике данного вида деятельности, о роли управления персоналом в развитии современных организаций и содействовать формированию у них основных навыков работы с персоналом.
Основная цель курса для студента – глубокое понимание важности процесса управления персоналом как ключевого фактора успеха любой компании.
Ядро курса представляет информационное обеспечение системы управления персоналом.
Для успешного изучения курса студенту необходимо знать основы экономической теории, основы менеджмента, основы общей психологии, социальную психологию и педагогику, культурологию, теорию организаций; уметь проводить процедуру самодиагностики и самоанализа на основе тестовых заданий, владеть методами проектирования и моделирования социальных явлений.
Программа курса построена на принципах связи с жизнью, научности, последовательности и системности.
В курсе выделено два блока:
· Теоретические аспекты формирования и функционирования системы управления персоналом, куда входят следующие вопросы - персонал предприятия как объект управления, стратегия и тактика управления персоналом, информационное, кадровое, правовое и техническое обеспечение системы управления персонала,
· Прикладные аспекты деятельности системы управления персоналом, где рассматриваются следующие вопросы - планирование работы с персоналом в организации, Формирование кадрового состава, поиск и подбор персонала, профессиональное развитие и обучение персонала, оценка персонала в современной организации, мотивация и стимулирование персонала, конфликты в коллективе, организация работы с персоналом в современной организации и оценка эффективности управления персоналом..
Курс имеет практическую часть в виде: семинарских занятий, где рассматриваются и обобщаются вопросы, определенные на самостоятельное изучение студентам и практических занятий в виде -анализа конкретных ситуаций, выполнения упражнений, просмотра учебных видеофильмов, работы в мультимедийных обучающих программах, участия в деловых и ролевых игр.
Технология обучения ориентирована на использование активных методов, таких как деловые игры, анализ и решение конкретных ситуаций, кейс – стади, просмотр и обсуждение видеофильмов, тестирование, работа в малых группах по разбору конкретных управленческих проблемных ситуаций, разыгрывание ролей и т.д.
Оценка знаний и умений студентов проводится по результатам активного участия на семинарских и практических занятиях, устных и письменных опросов по темам, контрольной работы, зачета, курсовой работы и итогового экзамена.
Цели курса
После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен
иметь представление:
- об основных этапах развития теории и практики управления персоналом;
- о месте и значении системы управления персоналом в современных организациях;
- о значении профессиограмм в процедуре подбора кадров.
должен знать:
- Основные закономерности планирования, развития и оценки персонала;
- Основные теории управления персоналом;
- Закономерности, принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом;
- Строение и структурные элементы системы УП;
- Нормативно- правовое обеспечение функционирования системы УП;
- Основные методы УП,
- Основные технологии УП,
- Пути и направления деятельности по УП в современных организациях.
должен уметь:
- анализировать информацию о состоянии системы УП организации различных организационных форм и форм собственности с учетом специфики основных отраслей экономики, сфер трудовой деятельности и региональных особенностей;
- разрабатывать систему управления персоналом в организации;
- проводить диагностику и профилактику конфликтных ситуаций;
- проводить мониторинг кадровой ситуации в республике или районе;
- планировать свое профессиональное развитие;
- формулировать, прогнозировать, обосновывать мероприятия по совершенствованию управления персоналом;
- разрабатывать профессиограммы;
- рассчитывать эффективность предлагаемых нововведений в системе УП.
должен владеть:
- управленческой этикой;
- методами анализа социально-экономических процессов и явлений в системе управления персоналом;
- способами профилактики конфликтов.
Структура курса
контрольная работа |
Зачет |
Экзамен |
Курсовая работа |
Блок 1. Лекции, семинары, практические. С/Р |
Блок 2. Лекции, семинары, практические. С/Р |
2.4. Учебно-тематический план курса « Управление персоналом»
№ | Тема | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары | Сам.раб. | ||
Персонал предприятия как объект управления. Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления. | |||||
Основы управления человеческими ресурсами. Теории и концепции управления. | |||||
Принципы и методы управления персоналом. | |||||
Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом. | |||||
Кадровое и информационное обеспечение системы УП | |||||
Нормативно – правовое и техническое обеспечение системы УП | |||||
Кадровая политика и стратегия управления персоналом | |||||
Итого | |||||
Анализ кадрового потенциала. Планирование человеческих ресурсов. | |||||
Перемещение персонала. Оценка персонала. | |||||
Работа с кадровым резервом. Участие персонала в управлении. | |||||
Планирование и управление деловой карьерой. | |||||
Подбор, набор и селекция персонала. Профориентация | |||||
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. | |||||
Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Мотивация и ответственность. | |||||
Профессиональная и организационная адаптация персонала. | |||||
Конфликты в коллективе | |||||
Оценка эффективности управления персоналом. | |||||
Итого | |||||
Всего |
Содержание курса лекционных занятий.
Тема 1. Персонал предприятия как объект управления. Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления.
Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Персонал предприятия как объект управления. Особая значимость управления персоналом в современных организациях.
Понятие «управление персоналом». Управление персоналом в функциональном отношении. Управление персоналом в организационном отношении. Управление персоналом как особая сфера деятельности.
Место и роль управления персоналом в системе управления организацией. Убавление персоналом как постоянная составляющая менеджмента.
Управление персоналом как целостная система. Свойства системы управления персоналом. Структура персонала. Группы работников, выделяемые по степени отношения к управленческому решению. Разделение руководителей по принадлежности к структурным подразделениям. Уровни (категории, ступени) руководителей.
Понятие персонального потенциала. Категория «кадры». Понятие кадрового потенциала.