Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности.
1. Внимание. A.Константность.
2. Память. B.Переключение.
3. Мышление. С.Обобщение.
4. Речь. D.Моторная.
5. Восприятие. E.Внешняя.
F.Агглютинация.
17.
1.Воля. A.Объективация.
2.Эмоции. B.Выдержка
3. Память. С.Талант.
4. Способности. D.Адаптация.
5. Ощущение. E.Ременисценция.
F.Страсть.
18.
1.Эмоции. A.Оперативная.
2. Характер. B.Избирательность.
3. Восприятие. С.Абстракция.
4. Память. D.Исполнительный этап.
5. Воля. E.Акцентуация
F.Апатия.
Задание 19
Это задание предполагает:
-коррекцию текста (замену неверно использованного понятия в отдельных утверждениях) и заполнение пробелов на бланке ответов ключевыми словами под соответствующим номером;
-свободное конструирование ответа, который представляет индивидуально-психологические особенности человека, определяющие типичные способы его реагирования на жизненные обстоятельства, называемые характером.
Откорректируйте текст, заменив неверно использованные понятия в отдельных утверждениях правильными (ключевыми) словами.
Заполните пробелы этими ключевыми словами.
Отберите необходимые суждения и составьте характеристику индивидуально-типилогических особенностей человека, называемых характером.
- Люди реагируют на жизненные обстоятельства по-разному в зависимости от пола, возраста, умственных способностей, темперамента и характера.
- Темперамент человека связан с его потребностями и интересами и более всего проявляется в том, что для человека значимо, т.е.- в направленности.
- На основе направленности формируются черты характера, такие как: скромность, честолюбие, агрессивность и т.п.
- Характер-основа воли, но его свойства: решительность, настойчивость, целеустремленность проявляются в чертах темперамента.
- И.М.Сеченов справедливо утверждал, что в темпераменте человека от природы лишь 1/1000 часть, а от окружающей среды 999/1000.
- Под темпераментом следует понимать целостное образование личности, выраженное сочетанием существенных индивидуальных свойств, которые показывают отношение человека к окружающему миру, к себе, к своему труду, и закреплены в привычных формах поведения.
- Различают зону нормальных, акцентуированных темпераментов и зону значительных отклонений-психопатий.
- У взрослых людей характер маскирует (скрывает) особенности их темперамента, что представляет особую трудность в определении его типа.
Вариант
Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, отражающими их детали , признаки,особенности.
16.
1. Память. A.Устойчивость.
2. Внимание. B.Предметность.
3. Речь. С.Конкретизация
4. Мышление. D.Образная
5. Восприятие. E.Эгоцентрическая.
F.Фрустрация.
1.Воля. A.Перцептивная.
2.Эмоции. B.Настойчивость.
3.Память. С.Амбивалентность.
4.Способности. D.Эффектор.
5.Ощущения. E.Адаптпция
F.Специальные.
18.
1.Воображение. A.Реактивность.
2.Восприятие. B.Активность.
3.Эмоции. С.Гениальность.
4.Способности. D.Стыд.
5.Темперамент. E.Синестезия.
F.Воссоздающее.
19. Это задание предполагает:
-коррекцию текста и заполнение пробелов на бланке ответов ключевыми словами;
-свободное конструирование ответа,который представляет индивидуально-типологическую характеристику психической деятельности и поведения человека,называемую темпераментом.
Откорректируйте текст,сделав замену неверно использованного понятия в отдельных утверждениях правильным (ключевым).Заполните пробелы этими словами.Отберите необходимые суждения и составьте индивидуально-психологическую характеристику психической деятельности и поведения человека,называемую темпераментом.
1.Как результат приспособления индивида с определенными свойствами характера к условиям выполняемой деятельности с целью максимального использования своих умений и навыков вырабатывается индивидуальный стиль деятельности.
2.На развитие способностей человека,особенно тех,в состав которых входят движения,с такими существенными характиристиками ,как темп,быстрота реакции,выносливость,сопротивляемость,в некоторой степени влияет его характер.
3.Свойства характера биологически обусловлены и являются врожденными.
1.Характер благоприпятствует или противодействует воспитанию черт темперамента.
2.Традиционно различают основные типы характера:сангвинистический,холерический,флегматический,меланхолический.
3.Под характером в психологии понимают динамические характеристики психической деятельности человека и его поведения,выделяя три сферы их проявления:общую активность,особенности моторной сферы и свойств эмоциональной сферы.
4.У взрослых темперамент маскирует особенности их характера,что представляет особую трудность в определении его типа.
Ключ к тестам
Вариант
Задания16-18
16. 1-В; 2-D; 3- С; 4-E; 5-A.
17. 1-В; 2-F; 3-E; 4-C; 5-D.
18.1-F; 2-E; 3-B; 4-A; 5-D.
Задание 19
Ключевые слова соответствуют номерам:
1-Характер.
2-Характера.
3-В характере.
4-Под характером.
5-Характеров
6-Характер, темперамента.
Свободно сконструированный ответ – характеристика характера-должен включить 7 показателей:
1. Характер человека связан с его потребностями, интересами и более всего проявляется в том , что для человека значимо ,т.е.-в направленности.
2. На основе направленности формируются черты характера, такие как скромность, доброжелательность, честолюбие, агрессивность и т.п.
3. Характер-основа воли, но ее свойства: решительность, настойчивость, целеустремленность-проявляются в чертах характера.
4. И.М.Сеченов справедливо утверждал, что в характере человека от природы лишь 1/1000часть, а от окружающей среды-999/1000.
5. Под характером следует понимать целостное образование личности, выраженное сочетанием существенных индивидуальных свойств, которые показывают отношение человека к окружающему миру, к себе, к своему труду и закреплены в привычных формах поведения.
6. Различают зону нормальных, акцентуированных характеров и зону значительных отклонений-психопатий.
7. У взрослых людей характер маскирует особенности их темперамента, что представляет особую трудность в определении его типа.
Вариант
Задания16-18
16. 1-D; 2-A; 3-E; 4-C; 5-B.
17.1-B; 2-B; 3-D; 4-C; 5-E.
18.1-F; 2-B;3-D;4-C;5-A.
Задание 19
Ключевые лова следует записать соответствующим образом:
2.Темперамента.
3.Темперамент.
4.Темперамент, характера.
5.Темперамента.
6. Под темпераментом.
7.Характер.
Свободно сконструированный ответ:
1.Как результат приспособления индивида с определенными свойствами темперамента к условиям выполняемой им деятельности с целью максимального использования своих умений и навыков вырабатывается индивидуальный стиль деятельности.
2.На развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими существенными характеристиками как темп, быстрота реакции, выносливость, сопротивляемость, - в некоторой степени влияет темперамент.
Свойства темперамента биологически обусловлены и являются врожденными.
3.Темперамент благоприпятсвует или противодействует воспитанию черт характера.
4.Традиционно различают основные типы темперамента: сангвинистический, холерический, флегматический, меланхолический.
5.Под темпераментом в психологии понимают динамические характеристики психической деятельности человека и его поведения, выделяя три сферы его проявления: общую активность, особенности моторной сферы, свойства эмоциональной сферы.
6.У взрослых характер маскирует особенности им темперамента, что представляет особую трудность в определении его типа.
КИМ 7 семестр
Вариант 1
20 . Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания
межличностных отношений, достижения общего результата – это:
а) общение;
б) деятельность;
в) обучение;
г) коммуникация.
21. Содержание общения, представленное как обмен знаниями, называется:
а) когнитивным;
б) материальным;
в) деятельным;
г) кондиционным.
22. Содержание общения, представленное как обмен психическими и
физиологическими состояниями, называется:
а) мотивационным;
б) когнитивным;
в) кондиционным;
г) материальным.
23. Общение, которое осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, голосовые связки и др.) называется:
а) непосредственным;
б) прямым;
в) косвенным;
г) опосредованным.
24. Сторона общения, в основе которой лежат процессы восприятия и понимания
людьми друг друга, называется:
а) интерактивной;
б) перцептивной;
в) коммуникативной;
г) социальной.
25. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими
замечаниями – это:
а) нерефлексивное слушание;
б) рефлексивное слушание;
в) творческое слушание;
г) репродуктивное слушание.
26. Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения:
а) оптико-кинетические;
б) паралингвистические;
в) экстралингвистические;
г) пространственно-временные.
27. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия, - это:
а) лидер;
б) руководитель;
в) партнер;
г) авторитет.
28. Наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми – это:
а) воспитанность;
б) психологический такт;
в) педагогический такт;
г) нравственность.
29. Совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, понимается как структура группы:
а) коммуникативная;
б) эмоциональная;
в) иерархическая;
г) межролевая.
30. Раскройте психологические основы подготовки спортсменов в системе детско-юношеского спорта
31. Раскройте механизмы саморегуляции в спорте
32.Опишите задачи психодиагностики в спорте
Вариант 2
20 .Содержание общения, представленное как обмен продуктами и предметами деятельности, называется:
а) материальным;
б) когнитивным;
в) деятельным;
г) кондиционным.
21.Содержание общения, представленное как обмен действиями, операциями
называется:
а) деятельным;
б) материальным;
в) мотивационным;
г) кондиционным.
22. Общение, целью которого являются расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений называется:
а) социальным;
б) биологическим;
в) межличностным;
г) групповым.
23. Сторона общения, в основе которой лежит взаимный обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, мнений, чувств, называется:
а) коммуникативной;
б) интерактивной;
в) перцептивной;
г) социальной.
24. Область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, получила название:
а) проксемика;
б) праксиология;
в) потамология;
г) пресбиотия.
25. Среди вербальных средств общения не перечисляют:
а) визуальные;
б) акустические;
в) эмотивные;
г) тактильно-кинестезические.
26. К основным сторонам общения относят:
а) знакомства, аттракцию, коммуникацию;
б) социальную перцепцию, коммуникацию, интеракцию;
в) интеракцию, перцепцию, соперничество;
г) компромисс, социальную перцепцию, партнерство.
27. Сумма или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе, - это:
а) статус;
б) роль;
в) образ;
г) положение.
28. Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений понимается как:
а) социометрическая структура;
б) социометрическая система;
в) социометрический коллектив;
г) социометрическая группа.
29. Система взаимоположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в малой группе понимается как:
а) структура социальной власти;
б) структура лидерства;
в) структура ролей;
г) позиционная структура.
30. Раскройте психологические основы подготовки спортсменов в системе детско-юношеского спорта
31. Раскройте механизмы саморегуляции в спорте
32.Опишите задачи психодиагностики в спорте
Текст задания для экзамена (вопросы)
- Перечень вопросов для экзамена 5 семестр
1.Особенности психологических знаний. Предмет психологии на различных этапах ее становления.
2. Предмет современной психологии. Психология как наука, ее место в системе научного знания.
3. Структура современной психологии.
4. Методы психологического исследования.
5.Категориальный аппарат психологии.
6. Проблема развития психики в филогенезе.
7. Сенсорная стадия развития психики.
8. Перцептивная стадия развития психики.
9. Стадия интеллектуального поведения.
10. Сознание как высшая ступень развития психического отражения.
11. Ощущения как первая ступень чувственного познания.
12. Характеристика общих свойств ощущений.
13. Закономерности ощущений.
14. Классификация ощущений, характеристика различных видов ощущений.
15. Измерение ощущений и динамика чувствительности.
16. Общее понятие о восприятии.
17. Основные свойства восприятия.
18. Виды восприятия.
19. Иллюзии восприятия.
20. Общие понятия о памяти. Место памяти в системе познавательных процессов.
21. Виды памяти.
22. Процессы памяти.
23. Закономерности памяти.
24. Общая характеристика мышления. Мышление и чувственное познание.
25. Мышление и речь. Основные характеристики речевой деятельности.
26. Операционные компоненты мышления.
27. Содержательные компоненты мышления.
28. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе.
29.Мыслительная деятельность в процессе решения задач.
30. Общая характеристика воображения.
31. Виды воображения. Воображение и творчество.
32. Процессы создания образов воображения.
33. Общая характеристика эмоциональной сферы.
34. Различные теории эмоций и чувств.
35. Классификация эмоциональных состояний.
36. Характеристика высших чувств.
37. Общее понятие о воли.
38. Волевые действия. Структура волевого акта.
39. Волевые качества личности.
40. Общее понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
41. Современные подходы к психологической характеристике различных типов темперамента.
42. Общее понятие о характере. Место и роль характера в структуре личности.
43. Структура характера. Характер и деятельность.
44. Общее понятие о способностях.
45. Социальное и биологическое в способностях.
46. Структура способностей.
47. Уровни развития способностей.
48. Проблема личности в психологии. Становление категории «личность».
49. Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».
50. Проблема структуры личности в отечественной психологии.
51. Общее понятие о деятельности. Становление категории деятельности в психологии.
52. основных видов деятельности
4.2. Время на подготовку и выполнение:
На сдачу устного экзамена предусматривается не более одной трети академического часа на каждого студента, на сдачу письменного экзамена, не более четырех академических часов на учебную группу. Зачет проводится за счет времени, отведенного на изучение учебной дисциплины.
Критерии оценивания
За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | отлично | |
80 ÷ 89 | хорошо | |
70 ÷ 79 | удовлетворительно | |
менее 70 | неудовлетворительно |