Методологические основы этнической психологии: предмет, принципы, задачи, функции
Не существует также и единого определения этнопсихологии как науки. Приведем некоторые определения современных отечественных авторов, работающих в данной проблематике.
Этнопсихология – наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях (Н.М. Лебедева).
Этнопсихология – это изучение систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей (Т.Г. Стефаненко).
Этнопсихология – наука, изучающая национальные (этнические) особенности психики людей как представителей конкретных наций и народов, проявляющиеся в их поведении и действиях (В.Г. Крысько).
Этническая психология – наука об этнических, культурологических, психологических особенностях людей, наций, которые выделяются в процессе своего исторического развития и принадлежат к определенным этническим образованиям (А. Баронин).
Каждое из определений по-своему раскрывает предмет этнопсихологических исследований, единодушно подчеркивая зависимость определенных психологических характеристик индивида или группы от культурных условий.
Признавая правомерность каждого из обозначенных подходов, дадим рабочее определение этнопсихологии как междисциплинарной области знаний, изучающей закономерности развития и проявления этнопсихологических особенностей индивидов и групп, обусловленных их этнической идентичностью, а также психологических особенностей межэтнического взаимодействия.
Методологические принципы этнической психологии
Методологические принципы этнической психологии – это фундаментальные принципы, основанные на основополагающих, философских положениях, отражающих наиболее существенные свойства объективной действительности и сознания с учетом имеющегося опыта, добытого в процессе познавательной деятельности человека.
В основе рассмотрения методологических принципов этнической психологии находятся общие принципы психологии, а также использована модель, предложенная М.И. Пирен в учебном пособии «Основы этнопсихологии» (1997).
К методологическим принципам этнической психологии относятся:
Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность этнопсихологических явлений социальными и иными факторами, имеющими место в формировании этнической общности. Определенные факторы определяют специфику функционирования и проявления этнопсихологических феноменов;
Принцип гносеологического подхода к анализу этнопсихологических особенностей индивидов и групп ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов развития этносов;
Принцип единства сознания и деятельности позволяет правильно оценить сущность проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности этнических групп. Единство сознания и деятельности проявляется в том, что общие закономерности деятельности приводят к сходству в психологических проявлениях этнической группы, а с другой стороны, национальная психология вносит своеобразие в формы и результаты деятельности;
Принцип культурологического подхода, согласно которому поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения;
Принцип личностного подхода требует при изучении этнопсихологических явлений учитывать, что их носителем выступает конкретная личность, представитель конкретной этнической группы с конкретными характерными проявлениями этнической культуры, чувствами, ценностями, чертами характера;
Принцип объективности обеспечивается в том случае, если психические особенности людей изучают в процессе деятельности. Объективное изучение психики предполагает также знание физиологических законов деятельности человека. Для избежания субъективизма этнопсихологические исследования опираются на результаты наблюдения;
Принцип научности подхода предполагает использование научных знаний и системного подхода к проблеме, исключающий субъективные проявления со стороны исследователя. Интуиция обычно включается в том случае, когда имеется существенный недостаток информации. Однако в некоторых случаях интуитивные выводы не совпадают с действительностью, в связи с чем могут быть сформированы ложные положения, на которые впоследствии будут опираться дальнейшие исследования;
Принцип системности означает, что психические проявления представителей определенной этнической группы рассматриваются как система. Системный метод требует детального изучения структурных компонентов, их внутренней структуры, целостности, внутренней коммуникации. Система этнической психологии не сводится к сумме своих элементов, выделяется структура, а свойства элемента определяются его местом в этой структуре;
Исторический принцип лежит в основе теории познания общества и теории личности как целостных и развивающихся в конкретных исторических условиях систем. Этнические общности, их структура, процессы и взаимодействие часто рассматриваются на конкретных исторических примерах;
Принцип дидактического взаимодействия тесно связан с историческим методом и означает, что этнопсихология рассматривает определенные этнические группы в определенной социальной среде. Изучение отдельного представителя этнической группы возможно лишь в системе отношений «человек – среда». Этот принцип подразумевает рассмотрение отдельных элементов этноса в совокупности со средой его формирования.
Этническая психология в современном обществе выполняет поистине глобальную мировоззренческую миссию – понимание и объяснение психологической сути этничности в жизни индивида и общества: этнической идентичности и этнического взаимодействия.
Цели этнической психологии
К основным целям этической психологии относят:
1) выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности.
Исследователю любой этнической культуры необходимо сделать попытку понять и объяснить данную этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека (особенно механизмы преодоления кризисов и стрессовых ситуаций), особенности ценностной структуры данной культуры, типы ее социальной организации, принципов внутри- и внешнегруппового взаимодействия.
Это необходимо сделать, чтобы человек, представитель данной культуры смог понять, наконец, нормы и правила своей культуры, действующие как вне его самого, так и на уровне архетипов – в нем самом, смог это увидеть и оценить, и сделать выбор с открытыми глазами, на основе своей личностной структуры ценностей и убеждений. Это поможет ему в ситуации открытой и направленной на представителей его этноса интолерантности понять ее причины, увидеть, что негативно оцениваемые качества его культуры представителями других культур – это непонятая обратная сторона очень ценных позитивных качеств.
Это – пути формирования стойкой и осознанной позитивной идентичности, которая является единственным надежным буфером как на пути этнической маргинальности и психических расстройств, так и на пути формирования иррациональной этнической нетерпимости;
2) изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне.
В связи с обострением межэтнической напряженности на территории бывшего СССР психология межэтнического взаимодействия активно включается в социальную и политическую проблематику общества. В существующем социальном контексте не только специалисты – этнопсихологи, но социальные работники, педагоги, представители других профессий социальной сферы по мере сил могут способствовать оптимизации межэтнических отношений, хотя бы на бытовом уровне. Но помощь специалиста будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать налаживанию отношений между ними, специалист-практик, социальный работник может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.
Для формирования и поддержания этнической толерантности необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур в их духовно-нравственных основах, потому что они – общие у всего человечества. Методы исследования при этом могут быть разными. Например, методы психологической диагностики в кросс-культурном преломлении дают сравнительную картину одних и тех же явлений. Однако этого мало, необходимо понимание и объяснение этих особенностей через глубинную сущность данных культур. Здесь недостаточно психологической диагностики, нужны этнологические и этнографические знания, знание истории и этногенеза, а также – глубинный зондаж с помощью качественных методов и методов психосемантики – вскрытие смыслового пространства культуры, поля ее значений и кодов.
В исследованиях Дж. Берри и М. Плизента, посвященных проблеме этнической толерантности в многонациональных обществах, установлено, что уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп и выражения готовности обмена идеями, установками или для участия в совместной деятельности. На основании факта, что позитивная этническая идентичность приводит к толерантности, а угроза этой идентичности – к нетерпимости и этноцентризму, ученые приходят к выводу о том, что не может далее продолжаться такое положение вещей, что выживание определенных групп зависит от уровня их этноцентризма. Реальная уверенность в таком выживании может явиться предпосылкой толерантности, которая может стать антитезой этноцентризму (Лебедева Н.М., с. 13).
В исследованиях, проведенных в нашей стране, было выявлено, что в норме в групповом сознании существует прочная устойчивая связь между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, связь, подтверждаемая тесными корреляциями и являющаяся социально-психологическим законом. В неблагоприятных социально-политических условиях данная связь может разрушаться или становиться обратной, активизируя механизмы психологической защиты, что выражается в росте негативных гетеростереотипов, этнической интолерантности, этноцентризме.
Результаты исследований, приведенные Н.М. Лебедевой, органично объединяют две основные цели этнической психологии на современном этапе.
В современной этнопсихологической литературе выделяются следующие задачи этнической психологии на современном этапе:
· Развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека;
· Исследование этнических особенностей психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, состояний, свойств личности представителей конкретных этнических общностей;
· Исследование особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентичности личности; этнопсихотерапии и других аспектов этничности как индивидуально-личностной характеристики человека;
· Исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия, особенностей межэтнического восприятия; психологических механизмов межэтнической напряженности; явлений этноцентризма и этнической интолерантности в межгрупповом взаимодействии; трансформации этнической идентичности; социально-психологических особенностей этнических миграций и аккультурации и других аспектов межгрупповых отношений;
· Социально-психологическое прогнозирование развития этнических процессов в регионах на основе учета этнопсихологических особенностей народов;
· Создание и апробирование программ и методов успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности; разработка рекомендаций по совершенствованию управления и деятельности в социальной сфере с учетом этнопсихологических особенностей индивидов, коллективов и общностей.
Функции этнической психологии
Этнопсихология, как и любая наука, выполняет в обществе свои функции. При выделении функции использована классификация А.Баронина (Баронин А.С.), а также подходы Ю.В.Арутюнян и Л.М.Дробижевой к выделению функций общеэтнологического знания (Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.).
Гносеологическая функция раскрывает решение теоретико-познавательных задач посредством этно-психологических научных исследований. Она проявляется в мобилизации всего необходимого объема знаний для изучения этнопсихологических особенностей индивидов и групп, обусловленных их этнической принадлежностью. Теоретико-познавательные задачи решаются также через выявление логических, причинно-следственных закономерных связей между психологическими и культурными переменными. Гносеологическая функция предусматривает также изучение возможности познания и отношение знания к объективной реальности, в ходе чего исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Описательная функция означает задачу распознания и определения характерных черт и признаков каждой этнической общности. Это функция психологического исследования, состоящая в фиксировании результатов изучения этнических групп и общностей при помощи определенных систем обозначения, принятых в науке.
Просветительская функция проявляется в распространении этнопсихологических знаний через средства массовой информации, публикацию результатов исследований в учебной и методической литературе, доведении до общества реальных настроений, ценностей, интересов, образов этнических групп.
Культурологическая функция состоит в изучении этнопсихологией культурных процессов, происходящих в конкретном этносе, а также особенности обычаев, обрядов, фольклора, присущих определенной этнической общности.
Коммуникативная функция предполагает изучение процессов межличностного общения представителей этнической группы, а также особенностей межэтнического взаимодействия.
Прогностическая функция состоит в теории и практике прогнозирования, осуществляемого на базе этнопсихологии. В качестве целей этнопсихологического исследования ставится не только объяснение полученных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в будущем новых процессов и явлений, а также тенденций развития существующих. При помощи прогностической функции этнопсихологии можно получить, например, сведения о возможности возникновения этнических конфликтов на территории определенного государства либо спрогнозировать тенденции межгруппового взаимодействия этнических общностей.
Практическая (или инженерная) функция. На основе процесса объяснения и прогнозирования становится возможной последующая выработка практических рекомендаций. Конкретное воплощение практической функции раскрывается в этнополитической, воспитательной, педагогической функции.
Этнополитическая функция этнопсихологии предполагает изучение политических процессов, происходящих в этнических группах, с целью выработки рекомендаций по бесконфликтной политике государства, учитывающей интересы многочисленных и малых, титульных и нетитульных этносов страны.
Воспитательная функция состоит в формировании наиболее эффективной программы образования и воспитания с учетом специфики психических особенностей представителей различных этнических групп. Воспитательная функция позволяет избегать развития этнических предрассудков, негативных этнических стереотипов и способствует формированию установок толерантного сознания и поведения в полиэтничном обществе.
Педагогическая функция состоит в разработке теоретических и методологических положений по проблемам национального образования и воспитания, адекватных современным требованиям, обоснование содержания национально-регионального компонента системы образования.
Социализирующая функция способствует раскрытию механизмов передачи этнокультурных традиций в процессе этнической социализации молодежи.