Этапы восприятия художественного произведения
1. Первый этап – этап эмоционально-непосредственного переживания произведения.
На данном этапе восприятие осуществляется в психофизиологическом уровне восприятия и, соответственно, не опосредовано сознанием. Исследователи художественного восприятия называют этот слой низшим слоем восприятия, связанным с «первичными эмоциями», «элементарными эмоциями», с прямым воздействием произведения искусства на психику реципиента.
Одновременно данный этап определяется как предельно значимый для художественного восприятия, поскольку человек получает совершенно специфическую информацию: представление о явлении как некой целостности с самим собой. Это этап сопереживания, эмпатии. На данном этапе окружающий мир (и произведение искусства как явление окружающего мира) отражаются в сфере бессознательного. Отраженные в бессознательном события окружающего мира образуют одно нераздельное целое с отношениями субъекта к действительности.
Итог первого этапа – рождение целостного образа переживания, основные характеристики которого – эмоциональная сила этого переживания, богатство ассоциативных связей, но главное: новое отношение к явлению (еще неосознанное, но отчасти пережитое).
2. Второй этап – выделение переживания из других переживаний.
Для того чтобы переживание стало объектом осмысления на уровне сознания, оно должно быть выделено из ряда других переживаний реальности и искусства на основе имеющихся уже представлений, посредством:
Соотнесения с собственным мироотношением
Соотнесения с собственным опытом творчества
Соотнесение с собственным эмоциональным опытом восприятия жизни и искусства
Именно ощущение несовпадения нового переживания по отношению к предыдущему опыту переживания реальности и искусства, позволит осознать себя другим, иначе чувствующим. Главное в этом ощущении противоречивость переживания, вызванного произведением. Открывая несовпадение себя с собой, человек предопределяет возможность существования иных возможных ценностных ориентаций в мире.
Итог второго этапа – образ воздействия, как осмысленная неординарность собственного переживания, его эксклюзивность или тревожащая противоречивость собственного переживания.
3. Третий этап – понимание авторского замысла.
Этап исследования формы и выявления знаков. Знание выразительных возможностей и символических значений позволяет зрителю интерпретировать содержание, открывая замысел автора.
4. Следующий этап – этап диалога с культурой и завершения диалога с автором. На данном этапе осуществляется соотнесение нового осмысления мира с нормами, существующими в культуре. В процессе этого соотнесения определяется ценность и новизна авторской модели, ее место в культуре. Понимание авторской позиции позволяет субъекту восприятия осознать позицию собственную. Соотнося собственную позицию с авторской и с иными культурными позициями, принимая авторскую идею или отвергая, зритель тем самым уточняет свое видение мира, свое отношение к миру.
Итог четвертого этапа – рождение нового образа мира.
Выявление данных особенностей художественного восприятия позволяет, сформулировать определение художественного восприятия.
Художественное восприятие - становление в сознании личности эмоционально окрашенного, ассоциативно - многогранного, ритмически - упорядоченного образа мира, духовно - осмысленного и опредмеченного в материале языка искусства, в процессе сложного многоуровневого диалога художника с окружающим миром и воображаемым зрителем; а зрителя (читателя, слушателя) - с собой, автором произведения искусства, с культурой.
Компоненты развития художественного восприятия:
1.Развитие и сохранение эмоциональности восприятия.
2. Развитие ассоциативности восприятия.
3. Развитие ритмической упорядоченности восприятия.
4. Развитие аконстантности как способности «видеть в материале».
5. Формирование осознанности процесса восприятия:
- осознанности собственных переживаний как основного содержания произведения;
- осознанности формы, в том числе её ритмической структуры как источника переживаний;
- осознанности самого процесса восприятия как многоуровневого диалога, исходная точка которого – собственные переживания, а средство ведения диалога – исследование этого переживания в процессе эксперимента с формой.
6. Формирование установки на воплощение образа восприятия в материале искусства.
Только целостное развитие всего комплекса рассмотренных компонентов позволяет осуществлять эффективное развитие художественного восприятия ребёнка.