Междисциплинарные связи этнопсихологии
Этнопсихология – это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии, этнографии и других научных отраслей, которые также в той или иной мере изучают этнические особенности человеческой психики. В связи с этим настоятельна проблема соотношения предметных областей вышеупомянутых и других наук.
Этнопсихология изучает факты, закономерности и механизмы проявления психической типологии, ценностных ориентаций и поведения представителей той или иной этнической общности. Она описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами, живущими столетиями на одном геоисторическом пространстве. Этнопсихология отвечает на вопрос: как социальные личностные механизмы идентификации и обособления исторически порождали глубинные психологические феномены – национальное самосознание (выражаемое местоимением «мы») с позитивными компонентами самопринятия, осознание соседних этносов («они»), амбивалентная направленность их соотношения (принятие и сотрудничество с одной стороны, обособление и агрессия – с другой). Эта наука является смежной дисциплиной с этнографией, этнопедагогикой, политологией и другими, заинтересованными в изучении социальной природы человека и его сущности.
Этнопсихология не может развиваться безотносительно к другим областям знаний. Она тесно связана с вышеназванными и другими науками. С историей культуры, искусствоведением, фольклористикой этнопсихология соприкасается при изучении народного творчества, отражающего психологические особенности этнических групп. С лингвистикой этнопсихологию связывает изучение особенностей психолингвистики определенных этнических групп. С антропологией этнопсихология наиболее тесно сопряжена в исследовании этногенеза. В последние годы в западной науке исследуются генетические особенности отдельных этнических групп, в связи с чем генетику и микробиологию можно поставить в общий ряд наук, на данные которых опирается этнопсихология.
Философия теоретически осмысливает психологическое своеобразие этнических групп и специфику его влияния на межэтническое общение людей. С конкретной социологией этнопсихологию связывает изучение взаимодействия социальных и этнокультурных явлений.
Общей зоной интересов политологии и этнопсихологии являются психологические аспекты поведения избирателей во время выборов в зависимости от этнической принадлежности, психологические механизмы доступа к власти людей различных этнических групп, социально-психологические особенности поведения людей в ситуации межэтнических и этнополитических конфликтов. Не случайно конфликтологи и политологи главным препятствием на пути к урегулированию этнического конфликта считают иррациональный (т.е. психологический) фактор по сравнению с экономическим, политическим и другими.
Этнографы основывают свои обобщения главным образом на наблюдении и сравнении культуры, образа жизни и нравов различных народов. Этнография, возникнув как наука, нацеленная на анализ, объяснение нравов, обычаев, быта этносов, не могла обойти вниманием и собственно психологические характеристики народов. В большей степени ее интересовала не столько психологическая, сколько этнокультурная специфика, исторический опыт ее концентрации в социальных ценностях, формирующихся в сознании народа.
Этнография вышла на изучение общих механизмов социализации индивида, его приобщения к нравам и традициям своей общности. В результате, именно потому, что этнокультурная специфика составляла предмет этнографии, эта отрасль науки ранее, чем все другие, вышла на исследование национально-психологических особенностей людей как части национальных особенностей вообще. Этнография изучает сходство и различия между народами и этносами, а также этнические процессы, то есть изменения характерных черт во времени. Она характеризует те свойства, благодаря которым этнос может быть выделен среди других этнических общностей. Через ракурс этнической специфики этнография показывает особенности внутриэтнической интеграции и межэтнической дифференциации.
В силу близости предметных областей этнография заинтересованно относится к истории и социологии, в то же время обеспечивает заинтересованные науки знаниями о воспитательном воздействии на представителей определенного этноса традиционных форм быта, обычаев, обрядов, семейно-родственных отношений и др.; материалами о самоназвании и названии соседних этносов, которые раскрывают особенности воспитательного воздействия связей между ними на каждое новое поколение. Этнография описывает ценимые духовные качества, обряды, связанные с рождением ребенка и браком, отношения к старческому возрасту (смежные науки извлекают из этих описаний приемы и методы воспитательного воздействия традиций), структуру семьи и семейных групп – положение мужчин, женщин и детей, усыновление и т.п. Этнопсихология и этнопедагогика извлекают из этих описаний воспитательные моменты и анализируют их эффективность.
Сформировалось и новое направление знания – этносоциология, изучающая социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и самоорганизации, закономерности их коллективного поведения, взаимодествий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы и социальной среды (Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология, 1998, с. 18). Ю.В. Арутюнян и Л.М. Дробижева в «Этносоциологии» разграничивают предметное поле этносоциологиии и этнопсихологии. Стыковая с этнопсихологией область изучения – этническая идентичность и межэтнические отношения. Несмотря на стремление обеих дисциплин рассматривать проблемы в контексте общества, несомненно, существует различие в подходах к исследованию проблем указанной области.
Для этнопсихологии характерен интрадисциплинарный принцип: подобно тому, как социальная психология развивается в лоне и психологии, и социологии, так и этнопсихология развивается и в лоне этносоциологии, и социальной психологии. Исследования с психологической ориентацией всегда нацелены на изучение этнопсихологических явлений, которые формируются в процессе непосредственных контактов людей. Под этим углом зрения изучаются и установки, и ценности, и конфликты. При таком подходе в центре внимания – механизмы взаимодействия и общения.
Для этнопсихологического направления, развивающегося в рамках этносоциологии, характерно внимание прежде всего к содержанию тех же феноменов – ценностей, установок и других психологических образований и процессов. Но одно общение и взаимодействие групп не объясняет всего содержания и направленности мыслей, эмоций, действий, характерных для народов, этнических групп в конкретных исторических условиях. Они определяются социальными интересами, культурными традициями, исторической памятью, политической и экономической ситуацией.
Отношения между этническими группами и обществом, внутри групп, а также между ними обусловливаются социальными и политическими институтами, отношениями между большими социальными группами, процессами и событиями исторического масштаба. Взаимодействие личности и общества – это предмет этнопсихологических исследований, проводимых в русле психологии, а изучение через личность социально-стратифицированной этнической общности и макросоциальных ситуаций в целом – задача, решаемая в русле этносоциологии. Ввести макросоциальный уровень в социальную психологию стремятся и зарубежные ученые Л.Тэджфел, С.Московичи, и отечественные психологи. И все же, по признанию психологов, эта тематика находится на периферии их интересов, а для этносоциологов составляет центральное направление исследований, поскольку без изучения указанных взаимодействий понять психологические явления и процессы в среде народов нельзя.
Психология является родительской дисциплиной для всех разделов этнопсихологии. Психологическая антропология использует психологические понятия и методы, следовательно, связана с ней косвенно. Сравнительно-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления у разных народов; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология — методы воспитания детей. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения индивидов, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей. Психология межэтнических отношений является составной частью социальной психологии и косвенно связана с культурантропологией. Зато кроме психологии у психологии межэтнических отношений есть еще одна родительская дисциплина – социология. Это проистекает из-за маргинальности проблемы межгрупповых отношений, ее сильной включенности в систему социологических знаний (Андреева Г.М., 1996).
Таким образом, этнопсихология аккумулирует в своей теории и конкретных исследованиях находки и достижения многих и многих областей знания, что позволяет ей иметь статус междисциплинарной отрасли знания.
Использованная литература
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996.
Арутюнян Ю.В.,. Дробижева Л.М, Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Аспект Пресс,1998.– 271 с.
Баронин А.С. Этническая психология. – Киев: Тандем, 2000.– 264 с.
Белик А.А. Психологическая антропология. М.,1993.
Волков Г.Н. Этнопедагогика,– М.: Издательский центр «Академия», 1999.– 168 с.
Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993.
Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: Ключ – С, 1999.
Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988.
Мухина В.С. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал, 1994, том 15. – № 3. – С.42-49
Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. – М.: Наука, 1994.
Садохин А.П. Этнология. – М.: Гардарики, 2000.– 256 с.
Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию.– М.: Институт практической психологии, 1996.– 344 с.
Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект Пресс, 2003.– 368 с.
Глава 3.
Этнопедагогика
как междисциплинарная область знаний