Профилактическая работа в деятельности психолога образовательного учреждения
Психопрофилактическая работа — формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики. Первый уровень — первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем. Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми «группы риска», у которых замечено появление соответствующих проблем. Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с кор-рекционной.
В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:
• адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
• обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
• определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
• проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
• предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу.
Психолого-педагогический консилиум. Условия проведения, порядок работы, участники. Этапы психолого-педагогического консилиума и их содержание.
Одним из перспективных методов работы практического психолога является психолого-педагогический консилиум. Задача психолога – помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя. А главное – обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий воспитателей и преподавателей). Педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, позволяет объективно их понять и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных проблем и недостатков.
Задачи психолога:
1. Показать педагогическому коллективу ребенка с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и пр. о причинах происхождения и существования личностных проблем школьника.
2. Добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, т. е. пробиться сквозь стену установки учителя по отношению к данному ребенку. Это очень трудная задача, и решать ее нужно осторожно, постепенно, еще задолго до проведения консилиума.
3. Выработать коллективное понимание всеми учителями сути личностной проблемы ребенка. Только в этом случае можно рассчитывать на их взаимодействие в интересах школьника.
Психолого-педагогический консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только детей, но и учителей и всего педагогического коллектива.
ППК – небольшое по численности собрание специалистов, ответственные за успешное обучение и развитие ребёнка в школе.
Функции ППК:
1. Диагностическая – изучение соц. ситуации развития, определение доминанты развития, потенциальных возможностей, выяснение хар-ра отклонений в поведении, деят-ти, отношений.
2. Воспитательная – разработка учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителю, ученическому активу по контролю, дисциплине и коррекции.
3. Реабилитирующая – защита интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
Состав ППК: завуч – как руководитель, классный руководитель, психолог, школьный мед. работник, социальный педагог, учителя-предметники (по необходимости), специалисты-консультанты (дефектолог, логопед – по необходимости), желательны для ребёнка референтные лица.
Этапы ППК:
1. Подготовительный: сбор всей необходимой инф-ции. Завуч разрабатывает план проведения, назначает дату, координирует всю орг-цию консилиума.
2. Проведение ППК: заслушивание характеристик, дополнение их членами консилиума, собеседование с членами родит. комитета, с членами актива учеников, подготовка пед. диагноза, обмен мнениями и предложениями по теме или проблеме, выработка рекомендаций и выслушивание позиций учащегося.
3. Разработка стратегии сопровождения школьника: какая помощь необходима, кто будет её оказывать, что нужно учесть.
4. Заполнение и оформление документации:
- Приказ по орг-ции ППК и его состава;
- Журнал консилиума;
- Представление психолога на ребёнка;
- Представление классного руководителя на ребёнка.