Общие управленческие требования к менеджеру
Глава 3
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И МОДЕЛЬ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА
Содержание и характер деятельности руководителя
Модель качеств менеджера
Общие управленческие требования к менеджеру
Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.
Карл Маркс
Труд в сфере менеджмента, т.е. управления, носит характер управленческого и по сравнению с другими видами труда в организации имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.
Организация, работающая в рыночной среде, предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала. Современный управленец — это человек, владеющий и общими основами науки управления персоналом и производством, и специфическими знаниями и умениями в области стратегии управления, инноваций, маркетинга.
Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения и освоения управленческой науки, ее законов, методов, средств работы с информацией, поскольку сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то необходимость обучения менеджменту приобретает непрерывный характер.
Менеджер должен использовать новые методы и формы управленческой деятельности, чтобы повысить эффективность деятельности организации, подразделения, отдельного работника.
СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
К. Маркс определил основное назначение руководителя следующим образом: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществленный в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов».
Как можно определить содержание управленческой деятельности?
Во всем мире управленцев называют менеджерами (от англ. manage — управлять). Термин «управление» первоначально означал умение объезжать лощадей и править ими, затем — умение управлять войсками.
Задачи, стоящие перед любой организацией, чаще всего являются столь важными и сложными, что их решение требует максимальных усилий, высокой степени инициативы и активности каждого работника, и в особенности управленца.
Содержание труда руководителя определяется тем, что он, опираясь в той или иной мере на свой персонал, осуществляет руководство, планирует, организует и направляет деятельность организации на достижение поставленных целей. Он несет личную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений.
В обобщенном виде понятие «руководство» может быть сведено к трем аспектам:
1) принятие решений относительно того, что нужно сделать;
2) налаживание сотрудничества между работниками;
3) обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей организации.
Достижение целей организации — главная обязанность руководителя. Он должен стремиться к постоянной адаптации организации к требованиям внешней среды. Сегодня актуальным является стратегическое руководство, для которого руководителю необходим широкий кругозор, позволяющий выработать программу оптимизации деятельности, входящей в сферу его компетенции.
Одним из основных инструментов, который использует современное руководство, является налаживание эффективных свярей с людьми. Руководитель должен чутко реагировать на настроения и мнения, возникающие в организации, обладать способностью убеждать, стремиться к поддержке своих решений и избранного курса.
Можно утверждать, что современное руководство действует исходя из необходимости перемен в организации. Конечный успех этих перемен можно обеспечить, лишь принимая во внимание всю структуру потребностей общества. Поэтому налаживание связей — это не роскошь, а инструмент, необходимый для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса, который затем должен быть доведен до внешнего мира.
Итак, содержанием деятельности руководителя являются целенаправленные действия по обеспечению взаимосвязанных функций планирования, организации, распорядительства, мотивации и контроля за процессом и результатами работы организации.
Руководитель выполняет следующие функции:
1) планирование — это начальный процесс управления; руководитель должен решить, что, как, когда и кем будет выполнено;
2) правильная организация выполнения плана — подбор и расстановка кадров, подготовка производства, т.е. создание условий, необходимых для выполнения основных задач компании;
3) распорядительство — непрерывное направление действий и координация действий подчиненных на выполнение плана, обеспечение и регулирование постоянного взаимодействия с подчиненными и между подчиненными;
4) мотивация труда — одна из наиболее сложных функций; это регулирование побудительных стимулов сотрудника, при котором он, удовлетворяя собственные интересы, работает во имя достижения целей организации, коллектива. Мотивация способствует совпадению личных интересов (притязаний) работника с интересами трудового коллектива и фирмы. В данном случае на работника воздействует не руководитель, а созданные им условия, которые действуют намного эффективнее;
5) учет и контроль — соизмерение фактических результатов с запланированными.
Знание этих пяти функций и их правильное применение — залог успешного руководства.
Условно можно выделить три ключевые сферы деятельности руководителя:
• социально-психологическая — формирование коллектива фирмы, развитие-социальной и трудовой активности сотрудников, развитие личности каждого члена организации, координация разнообразных социальных отношений;
• производственно-экономическая — обеспечение функционирования производства, высокого качества работ на основе внедрения достижений НТП, совершенствование организации производства, труда и управления;
• организационно-управленческая — организация системы управления своей организации.
Менеджер организует работу организации и несет личную ответственность за ее деятельность.
Конечным продуктом деятельности руководителя являются позитивные изменения в материальном производстве, общественных отношениях, духовной жизни. Но непосредственный результат его деятельности — это принимаемые им решения, направляющие функционирование и развитие системы управления, и на этой основе развитие объекта управления.
Руководитель организации должен создать условия для динамичной реализации функций управления, их корректировки и совершенствования, заинтересованного участия персонала в управлении и жизнедеятельности коллектива, эффективного труда и нормальных трудовых отношений. Для этого руководитель должен:
• организовывать труд сотрудников, создавая условия для удовлетворения их потребностей;
• обеспечивать справедливое распределение трудовых функций между работниками;
• мотивировать труд, создавая мотивационное поле;
• добиваться от каждого работника максимально эффективной работы;
• добиваться решения поставленных организацией задач;
• способствовать совпадению интересов сотрудников;
• использовать рациональные приемы и методы труда, благодаря которым обеспечивается наиболее экономное выполнение трудовых операций.
МОДЕЛЬ КАЧЕСТВ МЕНЕДЖЕРА
По выражению М. Швейцера, «есть только один способ быть руководителем: это когда руководитель идет в добровольное рабство к руководимым, а не наоборот. Если же в его поведении появляется пусть даже одна сотая претензии на какое-либо преимущество перед ними или привилегии, то рано или поздно эти 0,01 вырастают в подавление, деспотию и тиранию» [92, с. 21].
На деятельность и результаты работы любого менеджера оказывают влияние не только его личные качества, но и его темперамент, характер, тип личности, стиль работы.
Личность управленца оказывает сильнейшее влияние на формирование организационной культуры организации: «Каков поп — таков и приход».
Настоящий менеджер — всегда личность. Это значит, что он проводит в жизнь собственную политику, какие бы трудности на этом пути ни встречались, независим в суждениях и постоянно находится в творческом поиске. Здравомыслящий руководитель оставляет за собой решение лишь тех вопросов, которые соответствуют его квалификации, опыту и авторитету, оставляя решение других вопросов на усмотрение подчиненных. Важнейшая его задача — активно проводить в жизнь прогрессивные нововведения.
Разнообразие ситуаций и множество подходов к решению тех или иных проблем, реализующих труд управленца, подготовили почву для разработки различного рода классификаций, требований, предъявляемых к качествам современного руководителя.
В наши дни поиск качеств, которые должны быть присущи современному руководителю, продолжается.
Менеджер XXI в. должен быть прежде всего примером для подчиненных — в одежде, образовании, поступках, частной и общественной жизни.
Если работники усомнятся в нравственных качествах руководителя, перестанут верить его словам и поступкам, он не сможет быть для них авторитетом, а следовательно, не сможет добиваться высоких результатов в работе.
Классифицировать качества современного менеджера можно исходя из конкретных критериев — например, из сфер его деятельности (рис. 3.1):
I. Организационно-управленческая.
II. Социальная (работа с людьми).
III. Производственная (производство либо другая основная деятельность организации).
IV. Личность самого руководителя — стержневой элемент в интегрированной системе его сфер деятельности.
Общая интегрированная модель качеств управленца может быть представлена как система качеств его личности, каждое из которых предназначено для управления вышеназванными сферами его деятельности.
Рассмотрим смысловое значение сфер деятельности и соответствующих им моделей качеств менеджера.
Критерий I, базовый. Менеджер — руководитель всех сфер деятельности коллектива (руководитель фирмы, организации, предприятия.) Этому критерию соответствует классификация организационно-управленческая, отражающая общие управленческие требования к менеджеру.
Рис. 3.1. Интегрированная система (модель) сфер деятельности менеджера
Критерий II. Человек, управляющий вверенным ему подразделением, — руководитель, воспитатель и организатор коллектива людей, а это уже сфера социальная. На этой основе разработана социальная классификация качеств руководителя: умение обеспечить необходимые условия труда, жилищно-бытовые условия, хороший морально-психологический климат, трудовую и исполнительскую дисциплину и др.
Критерий III. Менеджер — руководитель и организатор* производства. Этому критерию соответствует производственная классификация качеств, которая определяется конкретными условиями производственного процесса: умение организовать эффективную систему управления предприятием, извлекать прибыль, обеспечивать стабильное экономическое положение коллектива, организовывать производство, труд персонала на рабочих местах, обеспечивать высокий уровень технологических процессов и др.
Критерий IV.Умение руководителя управлять производством, трудовым коллективом и в целом фирмой (организацией, предприятием) не может быть эффективно реализовано, если он не сможет руководить сам собой. Этой сфере деятельности (персональный менеджмент) соответствует еще одна модель качеств управленца, отражающая его способность к личной организации: личная организованность, самодисциплина, знание техники личной работы, эмоционально-волевой потенциал, хорошее состояние здоровья.
Чтобы эффективно осуществлять свои функции, современный руководитель должен овладеть определенными компонентами менеджерского мастерства: уметь взаимодействовать с людьми разного уровня (подчиненные, вспомогательный персонал, деловые круги, начальство и др.), устанавливать деловые и творческие отношения с коллегами, использовать устную и письменную речь для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания, воспринимать, усваивать и использовать информацию и др. Все это предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке менеджеров.
ОБЩИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРУ
Рассмотрим подробнее сферу I (см. рис. 3.1).
Для того чтобы полноценно руководить организацией, современный руководитель организации должен обладать комплексом организационных, экономических и психологических средств. В этом случае он сможет эффективно использовать человеческие ресурсы для реализации выбранной стратегии, усиливать сплоченность своей команды, использовать ее как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей организации, и тем самым повышать уровень управляемости структурной образовательной единицей.
Рассматривая общую модель личностных качеств руководителя (табл. 3.1), приведем ключевые элементы вышеуказанной структуры.
В предлагаемой модели совокупность необходимых менеджеру качеств представлена в виде шести крупных блоков:
1) профессиональная управленческая компетентность;
2) организаторские качества;
3) деловые качества;
4) нравственные качества;
5) политическая культура;
6) работоспособность.
Таблица 3.1