Этапы создания безопасного жизненного пространства

Основные этапы научной деятельности и практических решений в области обеспечения безопасности человека в техносфере:

1 этап. Идентификация опасностей, действующих в исследуемом жизненном пространстве.

Этот этап включает выявление и описание всех потоков вещества, энергии и информации от отдельных источников и их совокупности в конкретном жизненном пространстве техносферы. При идентификации должны учитывать все источники опасности: естественные, техногенные и антропогенные.

2 этап. Определение опасных зон жизненного пространства.

Идентификация опасностей не ограничивается определением номенклатуры и величины потоков, излучаемых источниками. Важным этапом исследования является расчет зон действия этих потоков. Пространственное сопоставление зон действия потоков от источника и зон пребывания работающих или населения позволяет определить опасные зоны как в пространстве, так и во времени. Выявленные опасные зоны должны быть устранены в проектных решениях полностью или минимизированы на следующих этапах решения задач БЖД.

3 этап. Совершенствование источников опасностей по требованиям экспертизы состояния жизненного пространства техносферы.

Этот этап научно-практической деятельности сводится к реализации нормативных требований по допустимому уровню потоков, излучаемых источником опасности. Он проводится разработчиком технического устройства или объекта по требованиям, сформулированными специалистами в области обеспечения безопасности жизнедеятельности техногенного пространства, в котором будет применяться техническое устройство. На практике этот этап работ сводится к реализации разработчиком экспертных требований, сформулированных при оценке опасности объекта для людей и оценке его вредного воздействия на окружающую среду.

4 этап. Применение средств и мер защиты.

В тех случаях, когда невозможно выполнить нормативные требования по БЖД за счет усовершенствования источника опасности, а также, когда совокупное действие нескольких источников опасности превышает допустимое воздействие, необходимо применять средства и меры защиты в зонах пребывания человека.

В период создания и реконструкции технологий и технических средств возможны следующие практические продуктивные решения по защите от опасностей:

- разделение источников опасности и жизненного пространства человека за счет дистанционного управления источниками опасности или вывода источников опасности из селитебных зон и т.п.;

- разведение по времени процесса деятельности человека и периода эксплуатации источника опасности;

- снижение опасных потоков, идущих от их источников к объекту защиты, экранированием – применением экобиозащитных средств. Экранировать можно как источник опасности, так и объект защиты. Кроме того, возможно применение экранов для уменьшения или изменения направления потоков на путях их распространения.

5 этап. Мониторинг опасностей и состояния зон пребывания человека.

В процессе эксплуатации технических систем и средств защиты от опасностей необходимо проводить постоянный контроль состояния зон пребывания людей в техносферном пространстве на возможность появления в них опасностей различных видов. С этой целью жизненное пространство техносферы обеспечивается системами мониторинга опасностей. Эти системы применяют в производственных и городских зонах пребывания людей. В городах реализуется контроль за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе и в водоемах; в рабочих зонах контролируются вредные и травмоопасные факторы, осуществляется надзор за условиями труда на рабочих местах. На объектах экономики ведется контроль за выбросами и сбросами вредных веществ, а также учет количества и состава твердых промышленных отходов. Особый режим контроля установлен за высокотоксичными, радиоактивными и иными отходами повышенной опасности.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение терминам «техносфера», «биосфера», «техногенез», «вредный фактор».

2. Дайте определения «исчерпаемые» и «неисчерпаемые» ресурсы и приведите примеры.

3. Нефть и природный газ это исчерпаемый или неисчерпаемый ресурс?

4. Приведите примеры возобновляемых природных ресурсов.

5. Перечислите негативные (вредные) факторы техносферы.

6. Приведите примеры антропогенных загрязнителей окружающей среды. Назовите последствиия для здоровья человека.

7. Назовите основные социальные опасности техносферы.

8. Перечислите и охарактеризуйте этапы создания безопасного жизненного пространства.

9. Как по вашему мнению, сохранились ли в настоящее время места, которых «не коснулась рука человека»?

10. Возможен ли в наше время переход от техносферы к биосфере?

Наши рекомендации