Упражнения для звукового анализа слов
^ Вы произносите слова, начинающиеся с гласных звуков (ударных и безударных, например: улица, укроп, ангел, аллея, эра, этаж и т. п.). Когда слово начинается с ударного гласного звука, ребенок показывает красный кружок. При повторном выполнении упражнения ребенок должен показать кружок и назвать ударный звук. Не используйте звук [о]— в безударном положении он редуцируется.
^ Вы произносите двусложные слова с ударением то на первом, то на втором слоге.
Ребенок должен сказать на какой слог падает ударение и назвать ударный звук.
В дальнейшем, вы сообщаете ребенку, что безударныйгласный звук обозначается кружком розового цвета.
■^ Вы произносите слово из двух слогов. Ребенок кладет перед собой картонную полоску, обозначающую слово, ниже два прямоугольника, изображающих слоги (один из них помеченный красной черточкой). Под прямоугольниками ребенок должен положить кружки: под ударным слогом — красный, под безударным — розовый.
■^ Вы выкладываете перед ребенком схему двусложного слова. В одном случае — с ударением на первом слоге (красный кружок лежит под первым прямоугольником, под вторым — лежит розовый кружок), в другом случае — с ударением на втором слоге. В соответствии со схемами ребенок должен придумывать слова.
Сообщите ребенку, что согласные звуки вы будете обозначать кружками голубогоцвета. На первых порах используйте в заданиях только глухиесогласные звуки.
Вы произносите закрытые слоги ([ак], [ус], [эш], [ыц]и т. п.), ребенок должен под прямоугольником, обозначающим слог, выкладывать звуковые схемыэтих слогов (вначале красный кружок, потому что слог ударный, потом голубой).
Ребенок выполняет это же задание и называет первый и второй звуки слога.
Вы произносите открытые слоги с согласными, которые можно тянуть ([са], [ша], [хо], [фу], [цэ]).Ребенок выкладывает схемы слогов и называет входящие в них звуки.
Предыдущее упражнение ребенок выполняет с глухими согласными звуками, которые нельзя тянуть ([п], [т], [к]).Вы произносите слова, состоящие из трех звуков (например: кот, ток, пас, суп, фас и т. п.). Ребенок выкладывает схемы этих слов. Гласные звуки обозначаются красными кружками. В словах должны быть только глухие твердые согласные звуки. Вы произносите двусложные слова, состоящие из открытых слогов (например: каша, суша, туша, Паша и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов.
Теперь нужно объяснить ребенку, что такое — глухойсогласный звук, и что такое — звонкий.
Глухой согласныйзвук произносится глухо, как будто шепотом, без голоса, как бы одним только выдохом.
Звонкий согласныйзвук произносится с голосом, звонко, звучно.
Пусть ребенок положить себе на горло ладонь, тогда он почувствует, как при произнесении звонких звуков у него «гудят» голосовые складки.
Объясните также ребенку, что бывают парныесогласные звуки, которые отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса. В остальном они произносятся абсолютно одинаково. Это звуки [б — п], [в— ф], [г— к],[д — т], [з— с],[ж — ш].Пусть ребенок произносит первый (звонкий) звук каждой пары, а затем — этот же звук шепотом (а, значит, убирая голос), в результате у него будет получаться глухой звук.
Скажите ребенку, что голубымикружочками изображались глухиезвуки, звонкие звуки будут обозначаться синими.Для того чтобы ребенок лучше почувствовал разницу между этими звуками, предложите ему следующие упражнения.
^ Произносите вперемежку глухие и звонкие звуки. Когда ребенок будет слышать глухой звук, он должен будет показывать вам голубой кружок, когда звонкий — синий. Пусть ребенок повторяет за вами те звуки, в которых он сомневается, и прислушивается, шепотом или с голосом он их произносит.
^ Произносите открытые и закрытые слоги со звонкими и глухими согласными. Ребенок должен выкладывать схемы этих слогов. Если он будет сомневаться в глухости или звонкости согласных звуков, пусть произносит их вслух.
^ Произносите слова и просто слоги (потому что таких слов очень мало), состоящие их трех звуков, в которых одновременно есть звонкие и глухие согласные (например: док, бак, гос, баш и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов и слогов. Гласный звук в них всегда ударный.
^ Произносите двусложные слова, состоящие из открытых слогов, в которых одновременно есть твердые глухие и звонкие парные согласные (например: сажа, кожа, сага, поза и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов.
Объясните ребенку, что в русском языке есть звонкие согласные звуки, у которых нет глухих пар. Эти звуки «даже более звонкие», чем те, которые вы уже прошли, в них «еще больше голоса»: [м], [н], [р], [л] (они называются сонорными — это слово ребенку сообщать не нужно). Они также обозначаются синими кружками.
Пусть ребенок произнесет эти звуки шепотом (без голоса), укажите ему на то, что от этого не появляется какого-то другого звука языка (как при произнесении шепотом [б] или [д]), а получается только шепотное произношение того же самого звука.
■^ Ребенок должен отгадывать, парный или непарный звонкий согласный звук вы произносите. Он должен повторять этот звук шепотом и определять, возникает ли в результате какой-нибудь другой (парный этому) звук языка.
•^ Вы должны произносить односложные и двусложные слова, состоящие из открытых слогов, в которых есть сонорные звуки (например: сон, горы, росы, мор, воры, мама и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов.
•^ Вы произносите слова, имеющие более сложную структуру (например: арфа, урок, корка). Ребенок выкладывает их схемы.
^ Ребенок должен выкладывать схемы трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (например: канава, шарада, бананы, мамаша и т. п.).
Теперь познакомьте ребенка с твердыми глухими согласными, у которых нет пар: [х] и [ц]. Пусть ребенок произнесет их звонко, с голо-
сом. Укажите ему на то, что от этого не возникает никакого другого звука языка, а слышится звонкий звук, который в русском языке не существует.
■^ С твердыми непарными глухими согласными звуками выполняйте упражнения, подобные тем, которые предназначались для сонорных звуков (см. выше).
В дальнейшем вы знакомите ребенка с мягкими согласными звуками,сначала со звонкими.
Пусть ребенок произнесет звук [м]«мягкими» губами, покажите ему, как это сделать. Затем «мягкими» губами нужно произнести звук [б].Затем нужно произносить «мягким» языком звуки [л], [р], [д]и другие звонкие согласные. Можно произносить звуки попарно: «твердым» языком— твердый звук, «мягким» — мягкий.
Обратите внимание на следующее: звук [ж]не имеет в языке мягкого аналога.
Также нужно познакомить ребенка с новым гласнымзвуком [и].Предварительно пусть назовет те гласные звуки, которые он уже знает.
Сообщите ребенку, что звонкиемягкие звуки обозначаются темно — зеленымикружками.
Для того чтобы ребенок лучше освоил этот материал, предложите ему следующие задания.
■^ Вы произносите звонкие согласные звуки: твердые и мягкие вперемежку. Ребенок должен показывать соответствующие кружки. Кроме того, ребенок должен охарактеризовывать каждый звук. Например, звук [б]— это согласный, он звонкий, он твердый. Звук [м']— это согласный, он звонкий, он мягкий. Вы можете задавать ребенку наводящие вопросы.
•^ Вы произносите согласные звуки: глухие твердые согласные ([п], [т]и т. п.), звонкие твердые согласные ([р], [б]и т. п.) и звонкие мягкие согласные ([д'], [в']и т. п.). Ребенок должен показать соответствующий кружок и охарактеризовать звук.
-/ Вы произносите гласные и согласные звуки. Задание такое же, как и в предыдущем упражнении. По поводу гласного звука ребенок должен сказать, что он гласный.
■^ Ребенок должен выкладывать схемы слов, в которых есть звонкие мягкие звуки (например: лиса, калина, корь, камин и т. п.). Из гласных звуков, которые могут следовать за мягким согласным, можно использовать только звук [и].
Теперь вам нужно познакомить ребенка с глухими мягкимисогласными звуками. Ребенок должен «мягкими» губами (или языком)
произносить звуки [п], [т], [с]и т. п. Обратите внимание на следующее: звуки [ц]и [ш]не имеют мягких аналогов.
Сообщите ребенку, что глухие мягкие согласные обозначаются светло — зеленымикружками.
^ Для закрепления этого материала вы предлагаете ребенку упражнения, аналогичные предыдущим (см. выше).
Укажите ребенку на то,что мягкие согласныезвуки, которые вы прошли, были парными.Когда ребенок произносил «мягкими» губами или языком твердый звук, возникал его парный мягкий.
Скажите ребенку, что есть и непарные твердые и мягкие согласныезвуки. Пусть попробует мягко произнести звуки [ж]и [ц].Обратите его внимание на то, что те мягкие звуки, которые от этого возникают не существуют в языке. Если ребенок вместо [ц]попытается произнести [т'],скажите ему, что этот мягкий звук уже «занят», у него есть парный твердый звук [т].Звук [ш],хотя его и можно произнести мягко ([щ]),считается твердым непарным звуком. Это исключение, которое нужно просто запомнить— звук [щ]считается абсолютно другим звуком языка, а не мягкой парой звука [ш].
Существуют также непарные мягкие звуки, у которых нет твердых пар: [й], [ч], [щ].Чтобы ребенок убедился в этом, попросите его попытаться произнести твердо звуки [й]и [ч](со звуком [щ]вы уже разобрались).
Последнее, что вам осталось сделать в плане работы над звуками, это обучить ребенка определять парный звонкий звук для имеющего пару мягкого глухого согласного ([п'— б'], [ф'— в']и т. д.). Для этого пусть ребенок сначала находит парный звонкий для аналогичного твердого звука ([п— б]), а затем — для мягкого ([п' — б']). Для этого нужно с голосом, звонко произносить как твердый, так и мягкий глухой звук.
Потренируйте с ребенком и обратный навык — находить парные глухие звуки для мягких звонких согласных ([б'— п'], [д'— т']).Для этого эти звуки нужно произносить шепотом.
Итак, на этом вы заканчиваете знакомить ребенка со звуками русского языка. К этому моменту он должен уметь, во-первых, правильно обозначать звуки соответствующими символами, во-вторых, давать им исчерпывающие характеристики.
В русском языке существует шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].Ребенок должен охарактеризовывать гласные звуки следующим образом:
[а]— гласный звук, ударный (или безударный). Остальные гласные характеризуются аналогично.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими, и те и другие могут быть парными и непарными. Ребенок должен охарактеризовывать их следующим образом:
[п]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[п']— согласный, глухой парный, мягкий парный.
[б]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[б']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[ф]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[ф']— согласный, глухой парный, мягкий парный.
[в]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[в']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[т]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[т']— согласный, глухой парный, мягкий парный.
[д]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[д']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[к]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[к']— согласный, глухой парный, мягкий парный.
[г]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[г']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[с]— согласный, глухой парный, твердый парный.
[с']— согласный, глухой парный, мягкий парный.
[з]— согласный, звонкий парный, твердый парный.
[з']— согласный, звонкий парный, мягкий парный.
[ш]— согласный, глухой парный, твердый непарный.
[ж]— согласный, звонкий парный, твердый непарный.
[р]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[р']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[л]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[л']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[м]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[м']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[н]— согласный, звонкий непарный, твердый парный.
[н']— согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
[х]— согласный, глухой непарный, твердый парный.
[х']— согласный, глухой непарный, мягкий парный.
[й]— согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
[ц]— согласный, глухой непарный, твердый непарный.
[ч]— согласный, глухой непарный, мягкий непарный.
[щ]— согласный, глухой непарный, мягкий непарный.
На этом этапе очень удобно продолжить ненавязчивое знакомство ребенка с буквами.Не особенно акцентируя на них внимание ребенка, просто показывайте ему, какими буквами обозначаются на письме те звуки, с которыми вы работаете. Не забывайте, что называть букву вы