Методики диагностики логической стороны мышления
Методика «Логичность умозаключений»
Цель: изучить уровень развития логичности мышления при решении силлогизмов.
Оборудование: стимульный материал (бланк с заданиями), ручка, секундомер.
Инструкция: «Перед Вами бланк с 20 заданиями. Каждое задание состоит из двух суждений и умозаключения (вывода). Некоторые умозаключения истинные, а некоторые – заведомо ложные. Требуется оценить правильность умозаключения (вывода), который сделан на основании суждений. Если Вы находите вывод правильным – подчеркните ответ «верно», если неправильным – ответ «неверно» На работу дается 4 минуты».
Задания могут зачитываться экспериментатором на слух. В этом случае на обдумывание каждого задания и запись ответа отводится 12 с.
Обработка и интерпретация: ответы испытуемого сверяются с ключом (ответы «верно» – 1, 11, 12; ответы «неверно» – все остальные). Подсчитывается количество правильных ответов, которое затем переводится в баллы по следующей таблице:
Балл | |||||||||
Количество правильных ответов | 16-17 | 13-15 | 11-12 | 7-8 |
Стимульный материал:
№ | Задание | Ответ |
Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество. | верно неверно | |
Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб. | верно неверно | |
Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония – капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО. | верно неверно | |
Все Герои Советского Союза награждаются орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза. | верно неверно | |
Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» – сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь. | верно неверно | |
Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности. | верно неверно | |
Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнова изучает логику. Следовательно, Смирнова – слушатель высшей школы. | верно неверно | |
Некоторые студенты МГУ – бывшие военнослужащие. Петров – студент МГУ. Следовательно, Петров – бывший военнослужащий. | верно неверно | |
Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаготовок. Колхоз «Восход» не является колхозом Московской области. Следовательно, колхоз «Восход» не выполнил план хлебозаготовок. | верно неверно | |
Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, он – работник 2-го управления. | верно неверно | |
Все граждане Советского Союза имеют право на труд. Иванов – гражданин Советского Союза. Следовательно, Иванов имеет право на труд. | верно неверно | |
Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется. | верно неверно | |
Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго. | верно неверно | |
Все студенты ЛГУ изучают историю КПСС. Н. изучает историю КПСС. Следовательно, Н. – студент ЛГУ. | верно неверно | |
Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь. | верно неверно | |
Некоторые капиталисты стремятся к развязыванию войны. Рассел – капиталист. Следовательно, Рассел стремится к развязыванию войны. | верно неверно | |
Все студенты 3-го курса выполнили ГТО. В. выполнил ГТО. Следовательно, В. – студент 3-го курса. | верно неверно | |
Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, он – коммунист. | верно неверно | |
Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка. | верно неверно | |
Все ученики 3 «Б» класса – отличники. Смирнов – отличник. Следовательно, Смирнов – ученик 3 «Б» класса. | верно неверно |
Методика «Сложные аналогии»
(или «Критичность ассоциативного мышления»)
Цель: оценить уровень развития логического мышления, в частности, степень его аналитичности и критичности при построении сложных аналогий и анализе абстрактно-логических отношений.
Оборудование: стимульный материал (пары слов, шифр, бланк регистрации ответов), секундомер, ручка.
Инструкция: «Вам предлагается проанализировать 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях. Необходимо определить характер связи между словами в каждой паре и найти такую пару слов в квадрате «Шифр», которая связана аналогичными отношениями. Пары слов в квадрате «Шифр» пронумерованы от 1 до 6. Установив соответствие между анализируемой парой слов и парой слов в квадрате «Шифр», обведите кружком соответствующий номер на бланке ответов. Время выполнения задания 3 минуты».
Обработка и интерпретация результатов: при обработке результатов диагностики ответы испытуемого сверяются с ключом. Показателем уровня развития логического мышления является количество правильных (совпавших с ключом) ответов. Для интерпретации и сравнения результатов показатель правильных ответов необходимо перевести в стандартные баллы по следующей таблице:
Балл | |||||||||
Количество правильных ответов | 19-20 | 15-16 | 12-14 | 10-11 | 8-9 |
Чем больше баллов набрал испытуемый, тем сильнее у него выражен логический компонент мышления. В норме испытуемые дают пять и более правильных ответов. В противном случае результаты свидетельствуют об алогичности мышления, т.е. неспособности устанавливать логические связи или искажении логического вывода.
Стимульный материал:
Шифр 1. Овца – стадо 2. Малина – ягода 3. Море – океан 4. Свет – темнота 5. Отравление – смерть 6. Враг – неприятель |
Контрольные пары слов | Бланк регистрации ответов |
1. Испуг – бегство | 1 2 3 4 5 6 |
2. Физика - наука | 1 2 3 4 5 6 |
3. Правильно – верно | 1 2 3 4 5 6 |
4. Грядка – огород | 1 2 3 4 5 6 |
5. Пара – два | 1 2 3 4 5 6 |
6. Слово - фраза | 1 2 3 4 5 6 |
7. Бодрый - вялый | 1 2 3 4 5 6 |
8. Свобода - воля | 1 2 3 4 5 6 |
9. Страна – город | 1 2 3 4 5 6 |
10. Похвала – брань | 1 2 3 4 5 6 |
11. Месть – поджог | 1 2 3 4 5 6 |
12. Десять – число | 1 2 3 4 5 6 |
13. Плакать – реветь | 1 2 3 4 5 6 |
14. Глава – роман | 1 2 3 4 5 6 |
15. Покой – дыхание | 1 2 3 4 5 6 |
16. Смелость – геройство | 1 2 3 4 5 6 |
17. Прохлада – мороз | 1 2 3 4 5 6 |
18. Обман – недоверие | 1 2 3 4 5 6 |
19. Пение – искусство | 1 2 3 4 5 6 |
20. Тумбочка – шкаф | 1 2 3 4 5 6 |
Ключ: в верхней строке указаны номера контрольных пар слов, в нижней – правильные ответы.
Методика «Закономерности числового ряда»
Цель: исследование логичности мышления при анализе математических закономерностей.
Оборудование: стимульный материал, ручка, секундомер.
Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерность построения каждого ряда и вписать в места пропусков недостающие числа. Время выполнения работы – 5 минут».
Обработка и интерпретация результатов: обработка осуществляется при помощи ключа. Норма взрослого человека составляет не менее 3-х правильных ответов.
Стимульный материал:
1) 24 21 19 18 15 13 _ _ 7
2) 1 4 9 16 _ _ 49 64 81 100
3) 16 17 15 18 14 19 _ _
4) 1 3 6 8 16 18 _ _ 76 78
5) 7 16 19; 5 21 16; 9 _ 4
6) 2 4 8 10 20 22 _ _ 92 94
7) 24 22 19 15 _ _
Ключ:
Номер задания | |||||||
Правильные ответы | 12 9 | 25 36 | 13 20 | 36 38 | 44 46 | 10 4 |