Личностные тесты-опросники: общая характеристика, проблема достоверности

Согласно Анастази можно выделить 3 группы методик или 3 подхода в диагностике личности:

1) диагностика личности с помощью субъективных самоотчетов или опросников;

2) диагностика интересов и аттитюдов;

3) проективные методики.

Нас интересуют личностные тесты-опросники.

Исследование личности использует различные понимания термина «личность», и чаще в рамках экспериментальной психологии происходит редукция понятия личности до психических состояний и свойств, которые поддаются измерению. Психодиагностика редуцирует понятие «личность» до набора личностных черт. Личностная черта есть более измеримое понятие. Человек есть набор личностных черт. Такая традиции была заложена в естественных науках.

Бодалев и Столин дают следующее определение черты: черта – описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, которая складывается под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции. Т.е. переменная – абстракция, черты на самом деле нет. За этой абстракцией стоит стратегия поведения человека. Эти стратегии вытекают из организмического, социального и личностного уровней. Выдвигается представление об иерархии организации личности:

Уровни организации – 1. организмический, конституциональный

2. индивидный – уровень опыта

3. личностный – сам человек, его активность.

Любая стратегия поведения складывается из этих трех уровней.

Существует два подхода к рассмотрению личностных черт:

1) рассмотрение личностной черты как иерархии. Такое рассмотрение вопроса чаще других встречается в психометрике.

Шмелев А. дает классификацию личностных черт, выделяет их уровни (трехслойная теория черт):

1. Базовый макроуровень – глобальные кросситуационные формально-динамические черты и свойства – темперамент: экстраверсия и нейротизм. Они проявляются везде, глобально.

2. Мезоуровень - относительно обобщенные черты, навыки, относящиеся к широкому классу ситуаций. Черты хараткера, которые формируются на базе конституции под влиянием среды. Он сложно меняется. На этом уровне диагностируем привычку действовать так. Этот уровень не всегда влияет на поведение.

3. Микроуровень – локальная ситуационная стратегия – каким образом человек может выбрать свою личную стратегию в неожиданной ситуации. Репертуар личностных стратегий трудно диагностировать с помощью опросников из-за проблемы статистического усреднения.

2)В рельности мы можеи говорить о континуаль-иерархической организации черт. Иерархия сохраняется, но подчеркивается возможность перехода одной черты в другую.

Три уровня черт по Столину

1. Конституциональные черты (базовые) – черты биологического темперамента; то, что обуславливает нервно-психическую организацию индивида.

2. Индивидные характеристики – черты характера, формирующиеся на базе конституциональных черт при взаимодействии с окружающей средой.

3. Личностные черты, все больше проявляющиеся с возрастом.

Тестовый балл тестов-опросников получается включает в себя в разных пропорциях все три компонента. Нет таких методик, которые были чувствительны к одному уровню.

Традиционно при диагностике личностных черт в качестве инструмента используют опросники. Опросник - это более или менее стандартизованная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов. В качестве пунктов теста выступают различные типы ситуаций.

Классификация опросников:

· по количеству измеряемых характеристик (черт) – одномерные и многомерные;

· по диагностической направленности – опросники интересов, мотивов, ценностей и межличностных отношений. Опросники личностных черт. Базируются на так называемой теории черт, о том, что личностные черты человека не связаны между собой. Результат опросника – построения профиля черт и его интерпретация (опросники 16PF, MMPI), иногда результат опросника построение дискограммы (Лири). Типологические опросники более удобны, чем опросники черт. В них личностные черты рассматриваются во взаимосвязи. Испытуемые дифференцируются на различные группы представителей «типа» – холерики, сангвиники… Патохарактерологический диагностический опросник Личко (ПДО) – пример типологического опросника. Вершина типологических опросников – опросник Майерс-Бриггс.

· по способу конструирования (по Анастази).

1. По релевантности содержания (содержательные методики).

К данной группе относится первый личностный опросник - «Бланк личностных сведений» Вудвордса. Представляющий собой скорее стандартизованное психиатрическое интервью, в котором вопросы сформулированы в соответствии с симптомами.

2. Эмпирические методики (привязка к эмпирическому критерию).

Метод заключается в отборе пунктов опросника, соответствующих некоторому эмпирическому критерию (критерию, наблюдаемому в поведении). Связь с критерием устанавливается на основе корреляционного анализа или методом контрастных групп.

Так, в MMPI утверждения, предложенные экспертами, предъявлялись как здоровым, так и больным людям. В итоговом варианте опросника оставлены только те пункты теста, которые достоверно дифференцировали эти две группы между собой. Утверждения объединялись в шкалы в соответствии с клинической группой, по которой шкалы валидизировались. То есть, в качестве критерия был использован соответствующий психиатрический диагноз.

3. Факторные методики (факторный анализ).

Факторный анализ используется для сокращения числа категорий, необходимых для объяснения поведенческих феноменов. Существуют два варианта проведения факторного анализа при разработке опросников. Возможен расчет корреляций между пунктами разных опросников (тест темперамента Гилфорда-Циммермана). Но более распространена «лексическая» традиция, начатая Р.Кеттеллом. В данном случае процедуре факторного анализа подвергается тезаурус личностных черт, в результате чего возможно выделить базовые, «подлинно первичные» черты личности.

В настоящее время общепринятой в факторном подходе к разработке

· По предмету диагностикиИ.Н.Носс выделяет: 1. Личностные и специальные опросники

1.1. Характерологические и клинические опросники.

MMPI, 16PF, опросник Шмишека, ПДО (Е.А.Личко), опросник самоотношения (В.В.Столин).

1.2. Мотивационные опросники.

Опросник потребности в достижении (Ю.М.Орлов), Методика диагностики ценностных ориентации (М.Рокич), Мотивационный личностный опросник (В.Кулагин).

1.3. Эмоционально-волевые опросники.

Шкала проявления тревожности (MAS) (Ж.Тейлор).

Опросник УСК

Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л.Ханин)

САН

1.4. Коммуникативные опросники.

КОС (В.В.Синявский, В.А.Федорошин)

Методика социально-психологической аттестации коллектива (Р.С.Немов).

Методика диагностики межличностных отношений (Лири).

2. Анкеты.

3. Актуальные и ретроспективные интервью.

4. Биографические методики.

5. Описание собственного поведения в определенных ситуациях.

6.Герменевтические методики (клиническая беседа,

физиогномическое наблюдение).

· По структуре тестовых данных (Технологическая классификацияА.Г.Шмелева).

1.Объектная структура данных, заимствованная у естественных наук.

Предполагается двумерная матрица данных. Человек рассматривается как объект - носитель набора одномерных свойств. Основная задача - поиск базового набора свойств, который мог бы предсказать поведение индивида. Индивидуальные оценки сравниваются со средними значениями в популяции. К данной группе относятся все традиционные психометрические методики.

2. Субъектная структура данных. Предполагается трехмерная матрица тестовых данных. Каждый человек понимается как субъект, обладающий внутренним субъективным (двумерным) пространством. Система субъективных значений индивида - семантическое пространство - представляет собой модель индивидуального сознания. К данной группе относятся психосемантические методы исследования личности.

Схема опросника по Бурлачуку:

Вопрос – ответ – стратегии поведения – личностная черта

||

Баллы

На ответ влияние оказывает когнитивная и аффективная сфера человека. Стратегии человека, которые стоят за ответом, отражают его я-концепцию и социальные нормы, которым он следует. А за стратегиями поведения стоит личностная черта.

Согласно «Суммарной модели опросника», каждый вопрос эквивалентен, идентичен (вклад различных вопросов в черту одинаков). Чем больше ответов дано в соответствии с ключом, тем более выражена черта. Чем в большем количестве ситуаций проявляется, тем в большей степени выражена черта.

Наличие диагностируемой черты - только одна из причин ответа на вопрос. Связь межу вопросом и ответом на него опосредована личностной чертой, но не в полной мере детерминирована ей. Например, ответы на ряд утверждений MMPI, которые являются диагностически значимыми, расходятся по содержанию с клинической характеристикой.

С.Новак, В. Саноцкий выделяют 3 типа ситуаций взаимосвязи ответа на вопрос и диагностируемой черты:

Ситуация 1: не можем определить, почему возникает связь между ответом и чертой;

Ситуация 2: связь иллюзорна (объединяет общая причина);

Ситуация 3: ответы как следствие черты.

Нельзя игнорировать многопричинность ответов на вопросы. Ответ испытуемого - следствие многих причин, выступающих в различных связях и вариантах у разных лиц и изменяющихся от ответа к ответу у одного человека.

Факторы, искажающие результат, можно объединить в две группы: факторы, связанные с искажением ответов, и факторы, связанные с искажениями в понимании вопросов.

1. Факторы, связанные с искажением ответов. v 1) Возможность фальсификации ответов. Фальсификация - это создание впечатления путем обмана, сознательное введение в заблуждение. Чем легче испытуемым распознать черту, выше вероятность фальсификации ответа. Однако, возможность - не есть реальность. По данным исследований, большинство людей желают быть искренними.

2) Установки на определенные ответы. В настоящее время относят к стилевым характеристикам личности (стиль ответов, индикаторы личностных особенностей). В качестве материала для диагноза выступает скорее «план поведения при ответе», чем сами ответы.

- Установка на социально-желательные ответы, т.е. ответы, которые предписываются общественными или групповыми нормами. Подобные установки чаще влияют на ответ неосознанно и связаны с желанием выглядеть не хуже других, естественной потребностью в самозащите, в поддержании позитивного «Я-образа» и в самоуважении. Влияние социальной желательности усиливается, если существует некоторая связь между результатами исследования и благополучием испытуемого. Влияние минимально в том случае, если испытуемый явно заинтересован в объективной информации о самом себе. В зависимости от обстоятельств может проявиться тенденция «прикинуться хорошим» или «прикинуться плохим».

- Установка на согласие.

- Установка на неопределенные ответы.

- Установка на крайние ответы.

Наши рекомендации