Стимульный материал
1. | Василий, Федор, Иван, Петров, Семен. |
2. | Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий. |
3. | Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно. |
4. | Лист, почва, кора, чешуя, сук. |
5. | Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать. |
6. | Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый. |
7. | Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога. |
8. | Неудача, волнение, поражение, провал, крах. |
9. | Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие. |
10. | Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. |
11. | Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша. |
12. | Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький. |
13. | Хата, печь, дым, хлев, будка. |
14. | Береза, сосна, дуб, сирень, ель. |
15. | Секунда, час, гож, вечер, неделя. |
16. | Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. |
17. | Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила. |
Обработка результатов. Подсчитывается количество правильных ответов. Норма правильных ответов – 7 и выше. Оценка результатов выполнения заданий теста может производиться и в условных баллах по таблице.
Таблица перевода результатов в условные баллы
Оценка в баллах | ||||||||||
Количество правильных ответов | 12-13 | 0-7 |
МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»
(Описание приводится по книге: Большая энциклопедия психологических тестов. – М. : Эксмо, 2008. – С. 227.)
Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации. Обследуемым предлагается бланк с 20 рядами слов. В каждом из них набор из 5 слов, 2 из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого – найти в каждом ряду по 2 слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы – 3 минуты.
Тестовое задание(правильные ответы подчеркнуты)
1. | Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). |
2. | Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). |
3. | Огород (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). |
4. | Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). |
5. | Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). |
6. | Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). |
7. | Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать). |
8. | Чтение (глава, книга, печать, картина, слово). |
9. | Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор). |
10. | Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). |
11. | Война (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты). |
12. | Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст). |
13. | Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). |
14. | Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). |
15. | Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели). |
16. | Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк). |
17. | Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион). |
18. | Больница (помещение, сад, враг, радио, больные). |
19. | Любовь (розы, чувство, человек, город, природа). |
20. | Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек). |
Оценка выставляется по девятибалльной шкале с помощью таблицы:
Оценка в баллах | |||||||||
Число правильных ответов | 14-15 | 12-13 | 10-11 | 8-9 | 6-7 |
ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА (ТИП)
(Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2010.)
Тест, разработанный чешским психологом П. Ржачаном, принадлежит к группе практических тестов и направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта. Успешность его выполнения зависит от способности логически мыслить и раскрывать связи между предметами и явлениями. На работу с основными заданиями отводится 20 минут. Тест состоит из 4 тренировочных и 29 основных заданий возрастающей сложности. Тренировочные задания выполняются вместе с психологом.
Измеряемый с помощью ТИП показатель – всего лишь разовый замер невербального интеллекта, который не может служить основанием для категорических выводов о возможной профессиональной успешности. ТИП может быть использован для оценки реалистичности ориентации на обучение в учреждениях высшего профессионального образования. Расхождение результатов тестирования со школьной успеваемостью (высокие результаты – низкая успеваемость), а также отставание вербального мышления от невербального – признак педагогической запущенности.
ТИП предназначен для изучения психологических особенностей старшеклассников в ходе получения общего образования. Однако, он может быть использован для изучения особенностей невербального мышления и учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы.
Ключ для проверки и оценки результатов выполнения задания
1 - 2 | 6 - 5 | 11 - 2 | 16 - 1 | 21 - 5 | 26 - 6 | 26-29 (очень высокий) |
2 - 3 | 7 - 6 | 12 - 2 | 17 - 3 | 22 - 6 | 27- 3 | 21-25 (высокий) |
3 - 2 | 8 - 2 | 13 - 6 | 18 - 5 | 23 - 1 | 28 - 1 | 16-20 (средний) |
4 - 6 | 9 - 3 | 14 - 5 | 19 - 6 | 24 - 4 | 29 - 5 | 10-15 (сниженный) |
5 - 3 | 10 - 3 | 15 - 4 | 20 - 2 | 25 - 2 | S= | Менее 10 (очень низкий) |