Типы департаментализации и их характеристика
Департаментализация - это структурирование организации в соответствии с основными направлениями ее деятельности, формирование структурных подразделений, задачей которых является решение определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значение и играющих важную роль в деятельности организации.
Два типа департаментализации - функциональная и дивизиональная.
Функциональная департаментализация - это процесс дробления организации на отдельные подразделения, каждое из которых имеет четко определенные функции и обязанности. Она более характерна для малопродуктовых сфер деятельности предприятий, производящих преимущественно один или два основных вида продукции или оказывающих один определенный вид услуг. Конкретная деятельность того или иного подразделения соответствует наиболее важным направлениям деятельности организации.
Предприятия, организованные по принципу функциональной департаментализации, обычно имеют в своей структуре производственный, маркетинговый, финансовый отделы. В зависимости от специфики деятельности организации возможны и иные подразделения. Считается, что функциональная департаментализация более эффективна для организаций, работающих в стабильных внешних условиях.
Если размеры организации значительны, то производится дальнейшая разбивка подразделений на более мелкие (вторичные). При этом руководствуются двумя принципами: рациональная специализация подразделения и нормы управляемости.
Функциональная департаментализация позволяет:
• обеспечить деловую и профессиональную специализацию подразделений организации;
• обеспечить координацию их деятельности;
• уменьшить дублирование;
• более рационально использовать имеющиеся в организации трудовые и материальные ресурсы.
При использовании функциональной департаментализации необходимо обратить внимание на четкую постановку целей и задач перед персоналом подразделений с тем, чтобы избежать в его деятельности превалирования локальных интересов над интересами организации в целом. Иначе возможно снижение эффективности деятельности отдельных подразделений, возникновение между ними конфликтов.
Дивизиональная департаментализация - формирование организационной структуры посредством дробления организации на подразделения по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам. Она лучше всего подходит для больших организаций, деятельность которых в значительной степени диверсифицирована.
Основная цель дивизиональной департаментализации - обеспечение более эффективной и адекватной реакции на изменения внешней среды с учетом основного принципа диверсификации, принятого в организации.
Дивизиональные структуры предприятий, производящих различную продукцию, целесообразно строить по продуктовому принципу,предполагающему передачу полномочий по производству и реализации каждого из основных продуктов одному руководителю. При этом руководители соответствующих вторичных функциональных служб подчиняются этому руководителю.
Основное преимущество продуктовых систем - фирмы, использующие их, с каждым отдельно взятым продуктом работают так же успешно, как в малой фирме, производящей только этот продукт. В этих фирмах:
• строго определено, кто отвечает за получение прибыли, четко поставлены контроль и график отгрузок, ярко выражена ориентация на маркетинговую политику;
• более адекватно реагируют на изменение внешней среды.
Если фирма в значительной степени ориентирована на потребителя, имеет две или несколько групп основных потребителей и главной целью ставит организацию своей работы, исходя из наиболее полного удовлетворения потребителя и обеспечения высокого качества его обслуживания, то департаментализация называется дивизиональной, ориентированной на потребителя.Её основа - разбиение организации на подразделения по принципу обслуживания или работы на определенную категорию потребителей.
Считается, что дивизиональная департаментализация, ориентированная на потребителя, оправдывает себя, если с каждой категорией потребителей организация работает не менее эффективно, чем небольшая организация, ориентированная на работу именно с этой категорией потребителей.
Дивизиональные структуры создаются, как правило, по месту расположения основных подразделений организации. Такой принцип построения позволяет лучше учитывать местные, региональные особенности. Это особенно важно, если организация функционирует в разных странах с различными законодательством, традициями, обычаями.
Общий недостаток дивизиональной департаментализации - неизбежное дублирование функциональных служб и связанное с этим увеличение затрат (в частности, нежелательное увеличение численности административно-управленческого персонала).