ТЕМА 7. Психология осмотра места происшествия и обыска
Изучаемые вопросы:
1. Следственный осмотр как социально-психологический феномен. Психология тактики осмотра места происшествия.
2. Обыск как социально-психологический феномен. Психология обыскиваемого и обыскивающего. Психология тактики обыска.
Осмотрявляется самостоятельным следственным действием, выполняемым в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Осмотр может рассматриваться в качестве составной части других следственных действий (обыска, проверки показаний на месте и др.) и называется вспомогательным.
Осмотр в качестве самостоятельного следственного действия, как правило, производится после возбуждения уголовного дела, однако в случаях, не терпящих отлагательства, может быть проведен до возбуждения уголовного дела.
Осмотр как самостоятельное следственное действие характеризуется следующими основными чертами:
1) он производится специально на то уполномоченными лицами: следователем, сотрудником органа дознания, прокурором;
2) при его осуществлении обязательно участвуют понятые;
3) при осмотре трупа приглашается специалист в области судебной медицины или просто врач;
4) для участия в осмотре могут привлекаться специалисты, а также подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель;
5) фактические данные при следственном осмотре воспринимаются, устанавливаются, исследуются и оцениваются непосредственно следователем;
6) результаты осмотра должны быть зафиксированы в протоколе с соблюдением требований, предусмотренных УПК.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство определяет следующие объекты осмотра:
1) место происшествия;
2) местность;
3) помещение;
4) предметы и документы;
5) наружный осмотр трупа;
6) почтово-телеграфная корреспонденция.
Наибольшими психологическими особенностями обладает осмотр места происшествия.
Местом происшествия в уголовно-процессуальном смысле называется то место, где произошло расследуемое событие (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие), либо то, которое в начале расследования принималось за место совершения преступления. Не всегда местом совершения преступления будет место обнаружения трупа, окровавленного ножа или других вещественных доказательств, так как эти объекты могли быть обронены, выброшены либо спрятаны лицом, совершившим преступление, и т.д.
Осмотр места происшествия необходим во всех случаях, когда обстоятельства дела позволяют предполагать, что там могут быть обнаружены вещественные доказательства, изменения в окружающей обстановке, иные следы преступления. Их изучение дает возможность следователю установить характер события, а подчас форму вины субъекта, мотив преступления и пр.
В качестве основного психологического компонента осмотра места происшествия можно рассматривать преднамеренное восприятие. Однако содержание осмотра места происшествия не исчерпывается одной только деятельностью органов чувств следователя, что он видит, слышит, обоняет, осязает.
Как указывает Ф.В. Глазырин, осмотр места происшествия - это прежде всего решение следователем сложнейших мыслительных задач. Ведь следователю приходится не просто воспринимать обстановку места происшествия, но и пытается ответить на множество вопросов: что здесь произошло, кто мог совершить преступление, какими мотивами руководствовался правонарушитель, где и какие следы должны были остаться, какая причинная связь между различными изменениями в материальной обстановке, куда мог скрыться преступник и какие немедленные меры требуется предпринять для его розыска и задержания, какие технические средства следует иметь для обнаружения, фиксации следов, иных вещественных доказательств и т.д.
При этом следователь неизбежно выдвигает и стремится в ходе осмотра проверить разнообразные предположения, гипотезы, версии. Разумеется, на первоначальном этапе расследования многие из них носят самый предварительный, рабочий характер, могут отклоняться, сменять друг друга в процессе осмотра.
В психологическом плане целесообразнее рассматривать осмотр места происшествия как познавательную деятельность, а не сводить его к отдельным психическим процессам (восприятию, мышлению, воображению и т.п.).
В ходе осмотра места происшествия следователь получает информацию прежде всего от вещей, а не от людей. В этом отношении осмотр является противоположностью допроса. Используя материальные объекты как источник информации, следует помнить:
1) Материальные объекты имеют тенденцию к изменению и безвозвратной утрате. Следовательно, осмотр места происшествия должен производиться немедленно.
2) Место обнаружения признаков преступления может не совпадать с территорией, на которой преступление произошло.
3) Обстановка на месте происшествия может претерпеть изменения в силу инсценировки, дезориентации сотрудников милиции преступником и других причин.
4) Площадь места происшествия может быть слишком большой или слишком малой. В любом случае следователю необходимо тщательно изучить территорию для составления общего плана места пришествия.
Осмотр места происшествия относится к тем относительно немногим следственным действиям, при проведении которых следователь действует публично, в присутствии других людей. Это требует определенной психологической подготовки, в частности умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрировать и переключать внимание, руководить действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества. При осмотре места происшествия на следователя сильное воздействие может оказать фон преступления: вид трупа, ран, крови, слез и т.п. Следует также помнить, что рядом с местом происшествия или даже в качестве понятого может оказаться сам правонарушитель. Поэтому необходимо наблюдать за происходящими изменениями на исследуемой территории и людьми, которые проявляют повышенный интерес к происходящему.
В качестве тактических мероприятий, имеющих психологическую нагрузку, можно выделить следующие:
Комплектование оперативных групп. Большое значение для эффективного осмотра места происшествия имеет относительное постоянство оперативных групп, хорошее знание всеми их участниками своих функций, налаженное и неоднократно проверенное в процессе профподготовки и практики взаимодействие. Наиболее результативно действует на месте происшествия такая группа, все участники которой понимают друг друга с полуслова, работают самостоятельно, не дожидаясь указаний следователя. При комплектовании группы необходимо учитывать сочетание профессионального и жизненного опыта ее участников, их психологическую совместимость, понимаемую в данном случае как готовность взаимно сотрудничать, помогать друг другу, сохранять в любых ситуациях благожелательность, выдержку, самообладание, взаимное уважение, умение быстро преодолевать возникающие конфликты.
Активизация познавательной деятельности следователя. Выезжая на осмотр места происшествия, следователь должен активизировать свое воссоздающее воображение с тем, чтобы по следам преступника и потерпевшего с максимальной полнотой восстановить картину происшествия. При этом следователю не следует игнорировать собственную интуицию.
Психологическая саморегуляция и самоконтроль следователя во время следственного осмотра в случаях противодействия негативным факторам среды.
Установление психологических особенностей личности преступника. Между результатом преступных действий и личностью правонарушителя существует объективная связь. Она может проявляться в виде и способе совершенного преступления, в определенных материальных изменениях обстановки места происшествия. Информация, получаемая на месте происшествия, во многих случаях дает возможность определить пол преступника. Известно, что некоторые виды преступлений являются в большинстве случаев «мужскими» (хулиганство, грабеж, разбой, изнасилование) или «женским» (убийство новорожденных детей, некоторые виды мошенничества). На пол преступника при проведении осмотра может ориентировать способ совершения преступления, характерные следы, предметы. Место происшествия может содержать информацию о том, взрослыми или несовершеннолетними правонарушителями совершено преступление.
Проведенный при осмотре места происшествия анализ объекта посягательства, способов совершения и сокрытия преступлений, создания инсценировок дает возможность для определения профессии, профессиональных навыков, знаний, умений преступников, определить «почерк» предполагаемого правонарушителя. Осмотр места происшествия может дать определенную информацию о потребностях и привычках преступников: курение, злоупотребление алкоголем, половые извращения и т.п.
В обстановке места происшествия могут находить материализованное отражение и многие психические качества, состояния преступника. Правда, здесь следует иметь в виду, что причинная связь между событием преступления и психическими особенностями личности носит более сложный и многозначный характер, нежели те закономерности, о которых говорилось выше. Поэтому выводы и предложения следователя о таких искомых зависимостях должны быть осторожны. В преступлении могут найти отражение черты характера преступника: жестокость, жадность, смелость, осторожность и т.п. Например, установление того, что преступник точно выбрал наиболее благоприятный для кражи момент, действовал на месте продуманно, похитил наиболее ценные вещи, уничтожил следы, погасил свет, запер за собой дверь при уходе и т.д. дает возможность предположить о его самообладании, уверенности, осмотрительности и т.п.
Обыск - это следственное действие, состоящее в принудительном обследовании помещений и иных мест, граждан или их одежды в целях обнаружения и изъятия орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, других предметов либо документов, которые могут иметь значение для дела. Обыск может производиться также для обнаружения разыскиваемых лиц, трупов и их частей.
С психологической точки зрения обыск - это сосредоточение сознания следователя на определенных объектах во время его поисковой деятельности. Таким образом, при проведении обыска познавательная сторона деятельности следователя является доминирующей. Например, при обыске следователь не может ставить перед собой по существу невыполнимую задачу - с одинаковой тщательностью и равномерным распределением сил проверить каждый квадратный сантиметр обыскиваемой площади. Розыску спрятанного должна предшествовать мыслительная деятельность следователя: необходимо выбрать самый благоприятный момент для обыска и способ обеспечения его производства, наметить наиболее вероятные места укрытия в зависимости от характеристик разыскиваемых предметов, осматриваемого помещения (территории), личности преступника. Такая познавательная деятельность следователя в процессе обыска выражается в выдвижении поисковых версий. Она предполагает также определение психологии сокрытия, учета психологических особенностей прячущего, возможных маскировок и т.д.
Кроме того, обыск отличается принудительным характером по отношению к обыскиваемому, и в силу этого ему свойственна противоположность целей и мотивов лиц, участвующих в данном следственном действии. Если следователь и работники органа дознания ставят цель обнаружить орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, то обыскиваемый, как правило, не заинтересован в этом. Обыск для подозреваемого, обвиняемого, членов их семей означает хотя и санкционированное законом, но нежелательное вторжение посторонних людей в их квартиру, ознакомление с материальными, личными, интимными сторонами их жизни. О проведении обыска становится обычно известно кому-либо из соседей, знакомых, сослуживцев, родственников семьи обыскиваемых.
Кроме того, ситуация обыска характеризуется как конфликтная. Зачастую обыскиваемый демонстрирует резкое противодействие и нежелание сотрудничать с лицами, производящими у него обыск. Поэтому с его стороны могут возникнуть провокации сотрудников ОВД на открытый конфликт.
Следователь чаще всего располагает весьма ограниченными, неполными данными об условиях проведения обыска, о подлежащих изъятию объектах, их местонахождении. Он по существу решает задачу с несколькими неизвестными, к тому же при недостаточных исходных данных. Именно необходимость установления неизвестных придает этому виду процессуальной деятельности следователя проблемный характер.
Общими тактико-психологическими приемами проведения обыска являются:
1. При проведении обыска обязательно присутствие понятых, которыми могут быть любые незаинтересованные в деле граждане. В следственной практике в качестве понятых при обыске приглашаются ближайшие соседи лица, у которого производится обыск. В этом случае невероятно, чтобы факт обыска не стал достоянием большого числа людей. Данная ситуация не позволяет следователю в полной мере выполнить требования закона о неразглашении выявленных при обыске обстоятельств интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц, не имеющих отношения к расследуемому преступлению.
Как показывают наблюдения, отношения между соседями - понятыми и обыскиваемыми - после этого следственного действия обычно резко ухудшаются. И это нельзя не учитывать, приглашая понятых для обыска.
Еще один довод против приглашения для обыска в качестве понятых соседей обыскиваемого. Практика знает случаи, когда такие понятые из «соседских» побуждений, а иногда и по иным мотивам либо препятствовали следователю в производстве обыска, либо в дальнейшем давали ложные показания об обстоятельствах, связанных с его проведением и обнаружением при обыске определенных предметов.
Принципиально важно в доказательственном и тактическом отношениях обеспечить присутствие понятых при всех поисковых действиях следователя и, обнаружив искомые предметы и документы, акцентировать внимание понятых и других присутствующих лиц на том, где именно эти предметы находятся. Изымать же предметы из этого места не только обязательно в их присутствии, но и желательно с их технической помощью.
2. При обыске должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск. Его личное присутствие в помещении, в котором производится обыск, целесообразно тогда, когда есть уверенность или по крайней мере высокая вероятность, основанная на доказательствах или оперативно-розыскных данных в успехе этого действия. В иных случаях обыск следует проводить в присутствии кого-либо из совершеннолетних членов семьи обыскиваемого.
3. Решая вопрос о возможных местах и способах укрытия разыскиваемого, следователь должен учитывать совокупность определенных объективных и субъективных факторов.
Объективные факторы - обстановка места обыска и характеристика отыскиваемых предметов.
Субъективные факторы - социально-демографические и психологические качества обыскиваемого.
4. Производя обыск, необходимо не только рассматривать объекты, но и производить с ними манипуляции: проверить на свет, ощупать, взвесить, понюхать, сравнить парные и т.п. При этом рекомендуется установить освещение, по яркости превосходящее обычное для данного места, и не следует пренебрегать лупой.
5. Внимание следователя при обыске должно быть сосредоточено на:
- действиях ищущих;
- действиях и поведенческих реакциях обыскиваемого.
При этом должна осуществляться оценка поведенческих реакций и действий обыскиваемого в зависимости от действий обыскиваемых: покраснение, обморок, скандал, резкие движения тела и т.п. Попутно может проводиться «словесная разведка» и просьбы показать тот или иной предмет.
6. Расчет на брезгливость ищущих и их гуманность, когда вещественные доказательства прячутся, например, в мусорной яме, кроватке тяжело больного или ребенка и т.д.
7. При обнаружении тайников рекомендуется проверить, а не спрятано ли там что-нибудь еще. В любом случае, не следует останавливаться на достигнутом и нужно продолжать поиски.
8. Нельзя высказывать оценки по поводу образа жизни обыскиваемых, проявлять радость или огорчение, комментировать результаты обыска.
9. При поиске вещественных доказательств необходимо постоянно задавать вопрос: «куда он мог спрятать?» Тем самым постараться по необходимости изучить личность обыскиваемого.
10. Обыскивающие не должны отвлекать друг друга и, сохраняя избранное направление обыска, чередовать рассматриваемые предметы: крупные вещи - мелкие, т.к. в результате длительного просмотра мелких предметов может возникнут утомление внимания.
11. Следует помнить, что в результате имеющейся поисковой установки найти скрытое, лица, проводящие обыск, могут «упустить из виду» то, что находится на видном месте.
Рекомендуемая литература:
1. Баев О.Я. Тактика следственных действий. - Воронеж, 1995. - 224 с.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Юрид. лит., 1991. - С. 339-354, 390-394.
3. Дулов А.В. Судебная психология: Учебное пособие. - мн.: Высшая шк., 1975. - С. 337-352.
4. Еникеев М.И. Общая юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: Юрид. лит., 1996. - Ч. 2. - С. 352-375.
5. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология обыска и выемки: Практикум по юридической психологии: Учебное пособие. - М.: И-т междунар. права и экономики, 1994. - 80 с.
6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - С. 344-362.
7. Ратинов Р.А. Судебная психология для следователей: Учебное пособие для следователей. - М.: Высш.шк., МОСП СССР, 1967. - С. 227-256.
8. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности): Учебное пособие для вузов МВД России. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1994. - С. 44-56, 86-95.
9. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.: Юристъ, 1995. - С. 158-180.
10.Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 1998. - С. 210-224.