Тема 4. Основные правила делового этикета

1. Сущность понятия «деловой этикет»

2. Общие принципы профессиональной этики

3. Правила поведения в общественных местах и на рабочем месте.

4. Этикет деловых приемов

Методические указания для подготовки ответов:

Первый вопрос.Известно, что этикет- это совокупность правил и установленный порядок, регламентирующие внешние проявления человеческих отношений. Свободный от крайностей и устаревших формальностей этикет не усложняет, а упрощает и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких нравственных понятиях и категориях, как вежливость и доброжелательность, тактичность и корректность, порядочность и правдивость, благородство и доброта. Усвоение правил этикета способствует развитию чувства такта - умения говорить и действовать с учетом индивидуальных психологических особенностей и настроений других людей, приучает сохранять собственное достоинство и уважать окружающих даже в сложных и конфликтных ситуациях.

Неотъемлемой составляющей этикета является порядочность и благородство. Этикет помогает человеку удерживаться от неблаговидных и недостойных поступков, например, ото лжи, кляузничества, жульничества, мошенничества, обмана или воровства. Наоборот, владение правилами этикета облегчает общение с партнерами и компаньонами, устраняет скованность, позволяет не нанести оскорбление или обиду деловому партнеру неловкими действиями или словами и вместе с тем не уронить собственное достоинство и не подорвать престиж представляемого вами предприятия, организации или фирмы. Этикет также устраняет сложности во взаимоотношениях, возникающие вследствие различия культур и воспитания.

Второй вопрос.Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.

Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики.

Третий и четвертый вопросы.Усвоение стереотипов поведения, рекомендуемых этикетом, позволит установить благоприятный психологический климат делового общения, от чего выиграет ваш бизнес.

Поскольку каждый бизнесмен постоянно общается с партнерами, клиентами, поставщиками, представителями власти и средств массовой информации, участвует в деловых переговорах и всевозможных заседаниях, собраниях и встречах, ему просто необходимо следовать правилам делового этикета. А поскольку бизнесмен хотя бы один раз в жизни участвует в международных переговорах или присутствует на международных встречах, он должен знать требования и правила делового и даже дипломатического протоколов.

Но если деловой протокол регламентирует порядок встреч и проводов делегаций, проведения бесед, переговоров и приемов, ведения деловой переписки, подписания договоров и соглашений, то дипломатический протокол является более строгой и формализованной совокупностью правил, традиций и условностей, соблюдение которых необходимо в международном общении. Понятно, что, в отличие от дипломатического, деловой протокол соблюдается не так строго, в сфере делового общения его правила могут быть более гибкими и условными. Однако каждый бизнесмен, любое солидное предприятие, всякая серьезная фирма обязаны следовать правилам делового, а во внешнеэкономической деятельности - дипломатического протоколов.

Некоторые наиболее простые и необходимые в ежедневном бизнесе правила делового этикета:

· Человек должен все делать красиво, изящно, быть любезным.

· Чем лучше человек умеет владеть собой, тем он достойнее.

· Человек должен быть капитаном собственной судьбы.

Не обращаются по имени:

· к человеку, который старше вас по возрасту;

· к высокопоставленному чиновнику;

· к своему начальнику (если это не служебная традиция).

Литература:

а) основная литература:

1) Кибанов А. Я. Этика деловых отношений : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова .- Изд. 2-е, испр. и доп.- М. : ИНФРА-М, 2009;

2) Балашов Л. Е. Этика : учеб. пособие / Л. Е. Балашов .- 2-е изд., испр. и доп.- М. : Дашков и К, 2008.

б) дополнительная литература:

1) Алехина И. Имидж и этикет делового человека. - М.: Дело, 2001.

2) Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск, 2000.

3) Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. -М.: Финансы и статистика, 2001.

4) Ковальчук А.С. Основы имиджеологии и делового общения.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.

5) Роджер А.Искусство управления.- М., 2000.

6) Роджер А. Деловой этикет. -М., 2000.

Раздел III

Современная деловая этика

Тема 5. Общая характеристика деловой этики

1. Сущность понятия «деловая этика»

2. Деловая этика как научная дисциплина

3. Общепринятые принципы «золотого стандарта»

4.Этические проблемы деловой жизни

Методические указания для подготовки ответов:

Первый вопрос.При ответе на данный вопрос важно обратить внимание на понятие этика - одна из древнейших теоретических дисциплин; объектом ее изучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен еще Аристотелем. Аристотель глубокомысленно заметил, что этика "помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться". Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и нормы.

Этика - прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие. Предпринимателя должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики. Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности - "деловая этика".

Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Второй вопрос.Этика делового общения- учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров. В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

· Третий вопрос.Общепринятым принципом является центральное положение так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

· Второй принцип Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.)

· Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

· Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

· Логическим продолжением четвертого принципа является пятый принцип-принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

· Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах.

· Седьмой принцип рекомендует различное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

· Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

· Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов.

· Десятый принцип - никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

· Одиннадцатый принцип-постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

· Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, на отдельных сотрудников, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.

· Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и пр.

· Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности.

· Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других.

· Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

· Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.

Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.

Четвертый вопрос.Изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира в процессе своей работы в Америке. Они состоят в следующем:

· Жадность;

· Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок;

· Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания;

· Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров;

· Имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы;

· Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена;

· Низкое качество работы и товаров;

· Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;

· Противоречия между личными интересами и интересами корпораций;

· Наличие фаворитов;

· Жесткие цены;

· Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы;

· Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков;

· Уделение малого внимания семье или личным делам из-за обилия работы;

· Производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;

· Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации;

· Сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;

· Уделение большого внимания перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела;

· Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев. Обман служащих с целью получения выгоды для компании;

· Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность;

· Затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации;

· Оказание негативного влияния на общественный политический процесс путем внесения за взятки изменений в законодательство.

Нужно обратить особое внимание на то, что руководители и служащие, которые сталкиваются с такими или другими проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что они «узнали о морали в своих семьях, у учителей, в церквах или синагогах». «Путь в ад устлан благими намерениям, и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения», – отмечает Л. Нэш.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

1) создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

2) прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

3) приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межчеловеческих отношений, а не производству продукции.

Литература:

а) основная литература:

1) Кибанов А. Я. Этика деловых отношений : учеб. для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова .- Изд. 2-е, испр. и доп.- М. : ИНФРА-М, 2009;

2) Балашов Л. Е. Этика : учеб. пособие / Л. Е. Балашов .- 2-е изд., испр. и доп.- М. : Дашков и К, 2008.

б) дополнительная литература:

1) Борисов, В.К. Этика деловых отношений: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2010.

2) Каменская, Е.Н. Психология и этика делового общения. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

3) Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002.

4) Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

5) Столяренко. Психология и этика деловых отношений. М., 2003.

6) Уткин Э.А. Этика бизнеса. М., 2003.

Наши рекомендации