Повесть Толстого «Казаки». Её место в идейно-творческой эволюции писателя. Образ Дмитрия Оленина

Достойным завершение первого периода творчества Толсто­го можно считать опубликованную в 1863 г. в «Русском вест­нике» повесть «КазАки» (ударение на второй слог). Произведение было задумано еще на Кавказе в 1852 г. на основе дорогих для его автора впечатле­ний жизни среди гребенского казачества. Вначале «Казаки» были за­думаны как небольшая поэма из жизни казачества. На­чало было написано в народно-песенном стиле. Однако в процессе работы писатель отказался от несвойственной ему песенно-сказовой формы и создал реалистическую по­весть, продолжающую и обогащающую линию его, ран­него творчества. Работа над повестью длилась, с переры­вами, 10 лет (с 1852 г. по январь 1863 г.). «Я начинаю любить Кавказ хотя посмертной, но сильной любовью. Действительно хорош этот край дикой, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». Л. Толстой).

Главный герой повести Дмитрий Оленин — молодой дворя­нин, не связанный никакими обязательствами и не имеющий никаких прочных привязанностей в жизни. «У него не было ни семьи, ни отечества, ни веры, ни нужды. Он ни во что не верил и ничего не признавал.…Он любил до сих пор только себя одного и не мог не любить, потому что ждал от себя одного хорошего и не успел еще разочароваться в самом себе». Из круга таких же молодых людей Оленина выделяют пытливость ума и не­удовлетворенность своим существованием. В отличие от сво­его окружения он задается вопросами о назначении жизни, о счастье.

Поиски ответа на эти вопросы приводят героя на службу на Кавказ — в среду вольнолюбивых, преисполненных чувства собственного достоинства, трудолюбивых казаков. Оленина привлекает их мир, он даже мечтает жениться на простой ка­зачке. Героя поражает гармония людей и природы, раскрытая для него старым казаком — охотником и философом дядей Ерошкой. Казаки, по наблюдениям Оленина, понимают про­стой и вечный смысл своей жизни, не испытывают труднораз­решимых сомнений и душевных метаний: «Люди живут, как живет природа: умирают, родятся, совокупляются, опять ро­дятся и опять умирают, и никаких условий, исключая тех, не­изменных, которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву. Других законов у них нет». Эту жизнь герой (и автор повести) отчасти идеализирует.

ЛК: Всё-таки приезжает и сталкивается реальной жизнью казаков, совсем не такой, как в центральной России. Казаки никогда не знали крепостного права. На их ответственности лежала охрана границ России.

Казачество – не только свободные люди, но обязательно землепашцы, т.е. 2 ипостаси: земледелец и воин, когда необходимо защищать свою землю. Особое отношение к женщине. Кроме того, постоянный мужской, тяжелый труд и заботы, переданные ей на руки, дали особенно самостоятельный, мужественный характер гребенской женщине и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера. Зачастую решали самые важные решения. Женщины большею частию и сильнее, и умнее, и развитее, и красивее казаков». У казаков никогда не было частной собственности – они работали все вместе. Оленин видит жизнь, которая кажется ему гармоничной, привлекательной. Наблюдает отношения между казаками – и саму жизнь наблюдает уже по-другому. Благо, ему хватает разума понять, что он чужой, «постылый». Проводили – забыли.

Описание природы Кавказа, истории гребенского казачест­ва, его жизни и быта создает основу эпического повествования в произведении, центром которого остается анализ состояния внутреннего мира Оленина с присущим Толстому тончайшим психологизмом.

Казаки, дружелюбно относясь к Оленину, не принимают его, видя в нем человека иного, глубоко чуждого им мира, как и Оленин до конца не может понять и принять их мир. Неда­ром при прощании героиня повести, понравившаяся Оленину молодая казачка Марьяна называет его «постылым». Герой ра­зочаровывается в своих первоначальных ожиданиях, но жизнь среди казаков становится для него подлинным нравственным уроком.

Образ Оленина продолжает ряд образов героев произведе­ний Толстого, которых отличают аналитический склад ума, на­строенность на решение нравственных вопросов, жизненная активность, в большей или меньшей мере они отмечены чер­тами автобиографизма.

«Казаки» — одно из самых поэтических творений Толстого. С теплотой и восхищением рисует писатель цельные и мужественные образы простых казаков — дяди Ерошки, Марьяны, Лукашки, величавых и прекрасных, как сама природа, не знающих внутреннего разлада. Сильные и душевно здоровые, трудолюбивые и вольные, они противопоставлены в повести офицеру-аристократу Оленину с его неудовлетворенностью собой, разочарова­нием в цивилизации и туманными стремлениями к вну­треннему совершенствованию. В «Казаках» запечатлено резко отрицательное отношение молодого писателя к пу­стой и фальшивой дворянской среде и тяготение к про­стой, здоровой народной жизни. Утверждение морального превосходства простых людей из народа над представителем дворянского общества составляет идейное содер­жание повести.

Наши рекомендации