Референтная группа и группы членства

Эти примеры иллюстрируют также и различие между референтными группами и группами, к которым данные люди принадлежат. Рефе­рентной группой называется группа, которая психологически значи­ма для установок и поведения индивидуума. Келли (Kelley, 1952) и другие авторы дают определение референтных групп, исходя из двух

20 Глава 1. Введение: основные понятия и классические исследования

Влияние и власть

функций самореферентности: это группы, с которыми индивидуум сравнивает себя, чтобы оценить свое собственное положение и свои установки (функция сравнения), и из которых он черпает свои нор­мы и ценности (нормативная функция). Группа, к которой принад­лежит данный человек, — это группа, членом которой он является (по определенным критериям), но с которой он может психологически не сравнивать себя в плане самооценки или социальных ценностей.

Референтные группы делятся на позитивные и негативные. Пози­тивной референтной группой называется группа, привлекательная для индивидуума, которую он внутренне принимает или принадлеж­ности к которой добивается, с ней он ощущает психологическую со­вместимость и отождествляет себя. Негативная референтная груп­па — это группа, внутренне отвергаемая индивидуумом, который не только не отождествляет себя с ней, но и использует ее для того, что­бы определить, кем он не является и кем не хочет быть. Человек срав­нивает себя с позитивной референтной группой, чтобы определить, что он должен чувствовать и как ему следует вести себя; что же каса­ется негативной референтной группы, то человек сравнивает себя с ней, чтобы понять, какие чувства не надо испытывать и как не следу­ет себя вести. В этой книге, как и во всей исследовательской литера­туре, термин «референтная группа» — если нет никакого специаль­ного комментария — используется для обозначения позитивной ре­ферентной группы.

Если безработная и бедная женщина испытывает сильное разоча­рование, потому что сравнивает себя с богатой женщиной и одновре­менно одобряет ценности и установки богатых, возможно, пытается говорить, одеваться и вести себя, как они, то в этом случае богатые являются для нее (позитивной) референтной группой. Безработный человек, однако, не богат; возможно, она мечтает о том, чтобы при­надлежать к кругу богатых, но на самом деле она принадлежит к кру­гу безработных. В данном случае группа, к которой она принадле­жит, — это безработные, но они не являются для нее референтной группой. Если же ей неприятно сознавать себя членом «группы без­работных» и она не только подражает богатым, но и старается вести себя так, чтобы ее поведение отличалось от того, что она определила как поведение безработных, в таком случае безработные для нее не только группа, к которой она принадлежит, но и негативная рефе­рентная группа.

Позитивные референтные группы оказывают влияние на своих реальных членов и на тех, кто стремится стать таковыми, что, по опре­делению, обычно приводит к личному принятию норм данной груп­пы. Что же касается уступчивости, то негативные референтные груп­пы проявляют тенденцию навязывать ее, и эта тенденция проистека­ет из их власти над людьми, которой они обладают, поскольку эти люди — их члены. Если индивидуум не может избежать членства в какой-либо группе, он вынужден отдать себя на милость ее одобре­ния и неодобрения и санкций, которые она применяет. Хороший при­мер — положение не склонной к военной службе женщины-новобран­ца. До тех пор пока она служит, она вынуждена считаться с армей­скими правилами и требованиями, как бы внутренне ни протестовала против них, поскольку ее принадлежность к определенной группе дает этой группе право принудить ее к их исполнению. Интересно мнение исследователей, которые считают, что типичные примеры уступчивости появляются там, где индивидуумы стремятся сохра­нить свое членство в позитивной референтной группе. Ниже мы еще вернемся к обсуждению некоторых аспектов этой проблемы, но при­веденный выше пример с новобранцем, ставшим таковым не по сво­ей воле, лучше отражает реальность.

Влияние и власть

Различие между понятиями «влияние» и «власть» введено в науч­ный оборот Московичи (Moscovici, 1976): влияние — это то, что вы­зывает субъективное принятие, а власть — источник принуждения и вынужденного подчинения ему. Коррелирующие различия между принятием и уступчивостью, референтной группой и группой, к ко­торой принадлежит данный человек, влиянием и властью — все это основные вопросы, к которым социальная психология влияния по­стоянно обращается. Мы скоро увидим, что они представляют собой разные аспекты дуалистической концепции влияния, которая в раз­ных формах возникала на протяжении всей истории исследований в этой области. По сути, референтные группы — это источник убеж­дающего влияния, которое приводит к принятию индивидуумом их норм, пронормативному поведению и субъективной валидности. Группы членства (если они не являются позитивными референтны­ми группами) принуждают к подчинению, навязывают публичное согласие с их нормами, следствием чего становится контрнорматив-

22 Глава 1. Введение: основные понятия и классические исследования

Классические исследования социального влияния 23

ное поведение и искаженная, фальшивая самопрезентация. К друго­му аспекту этой дуалистической модели можно отнести само опреде­ление понятия социальных норм либо как «разделенной рамки рефе­ренции», которая вносит в реальную жизнь стабильность и когни­тивную когерентность (Sherif, 1936), либо как набора «разделенных ожиданий» тех, кто навязывает их остальным (Deutsch & Gerard, 1955). Разграничение власти и влияния в психологии социального вли­яния появилось относительно недавно. Начиная с 1940-х годов и вплоть до появления в 1970-х годах работ Московичи, было принято трактовать власть как основу влияния и влияние — как проявление власти. В соответствии с традициями, заложенными еще Куртом Ле-вином (Cartwright & Zander, 1968), и личное принятие, и публичное подчинение рассматривались как формы проявления влияния, раз­личие между которыми определялось типом власти, являющейся источником влияния (т. е. противопоставление власти, основанной на информации, и власти, контролирующей вознаграждение и издер­жки). Более современный подход рассматривает влияние и власть как альтернативные процессы изменения поведения других людей, при­знавая принятие следствием влияния, а подчинение — следствием употребления власти (Hollander, 1985). Аргументация Московичи будет рассмотрена ниже, а пока важно помнить лишь о том, что, по мнению всех теоретиков, полезно для науки — о разнице между убеж­дающим влиянием и вынужденной уступчивостью.

Модальности влияния

Заслуга Московичи заключается также и в том, что он предположил существование трех основных модальностей влияния, которые опре­деляют, как люди реагируют на конфликт: нормализация, конфор­мизм (или влияние большинства) и инновация (или влияние мень­шинства). Различия между этими модальностями проявляются в том, как в результате влияния формируются, поддерживаются и изменя­ются социальные нормы. Нормализация — это процесс бесконфликт­ного изменения норм внутри группы за счет взаимных уступок и постепенного сближения позиций. Конформизм — это разрешение конфликтной ситуации за счет подчинения меньшинства большин­ству, а инновация характеризует возникновение в группе конфликт­ной ситуации и ее разрешение в результате привлечения меньшин­ством остальных членов группы на свою сторону. Ниже мы расска-

жем об исследованиях, имеющих самое непосредственное отношение ко всем трем процессам. О ранних исследованиях нормализации и конформизма, ставших классическими, будет рассказано в заключи­тельных разделах этой главы. Главы 2,3 и 4 посвящены соответствен­но изучению социального конформизма, поляризации группы и вли­янию меньшинства, причем в главах 3 и 4 будет рассказано преиму­щественно о нормализации и инновации. Затем, в главе 5, мы обсудим власть и уступчивость как процессы, отличные от влияния, и, нако­нец, в главе 6 подробно рассмотрим взаимосвязь между самокатего­ризацией, членством в группе и влиянием. В этой заключительной главе я попытаюсь представить единую теорию такого феномена, ка­ким является влияние, согласующуюся как с классическими, так и с современными тенденциями.

Наши рекомендации