Тема 6.1 Психологические особенности общения и этикет
Содержание, структура, цели и функции делового общения. Особенности общения по «вертикали» и по «горизонтали».
Техники и приемы общения.
Этикет как высшее проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности.
Тема 6.2 Конфликты: причины, пути преодоления
Конфликты, их причины. Пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Способы реагирования в конфликте.
Социально-психологический климат в коллективе.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант 1
1.Дайте определение понятий психология, профессиональная этика и раскройте их предмет и задачи.
2.Выделите особенности структуры личности.
3.Опишите техники и приемы общения.
4.Опишите возможные проявления несдержанности в Вашей профессиональной деятельности, способы ее преодоления.
Вариант 2
1.Опишите методы современной психологии и этики, их использование в профессиональной деятельности.
2.Определите, как соотносятся понятия человек, индивид и личность.
3.Опишите структуру и содержание делового общения.
4.Оцените темпераменты, как «лучшие» и «худшие».
Вариант 3
1.Дайте определение понятий психика и сознание. Опишите структуру сознания, его основные психологические характеристики.
2.Укажите основные виды деятельности, их психологические особенности.
3.Опишите цели и функции делового общения.
4.Охарактеризуйте способности, необходимые работнику для успешной профессиональной деятельности.
Вариант 4
1.Дайте определение понятия внимание, укажите его виды.
2.Изложите сущность способов выполнения деятельности (навыки, умения, привычки).
3.Охарактеризуйте виды самооценки, уровень притязаний.
4.Охарактеризуйте необходимые психологические качества работника Вашей сферы деятельности.
Вариант 5
1.Дайте классификацию и охарактеризуйте виды ощущений и восприятий.
2.Дайте определение понятия темперамент, охарактеризуйте его типы и индивидуальные стили профессиональной деятельности.
3.Опишите причины конфликтов в трудовом коллективе.
4.Определите, к какому типу относятся следующие конфликты:
А) администрация предъявляет сотруднику противоречивые требования к конечному результату его работы, и он не знает, как поступить;
Б) руководитель не оценил работу подчиненного и этим обидел его;
В) при принятии решений в коллективе происходит столкновение взглядов и характеров.
Вариант 6
1.Дайте определение понятия память, охарактеризуйте ее виды и процессы.
2.Дайте определение понятия характер и охарактеризуйте его структуру.
3.Опишите пути предупреждения конфликтов в трудовом коллективе.
4.Определите соотношение характера и темперамента человека, характер влияния Вашего характера на успехи в учебе и работе.
Вариант 7
1.Дайте определение понятий мышление и речь, охарактеризуйте виды, операции и формы мышления.
2.Дайте количественную и качественную характеристику способностей.
3.Опишите пути разрешения конфликтов в трудовой деятельности.
4.Приведите примеры из профессиональной деятельности, по поводу влияния определенного типа темперамента на результат труда.
Вариант 8
1.Дайте определение понятия воображение и охарактеризуйте его виды.
2.Опишите классификацию групп и сформулируйте понятие коллектив.
3.Опишите способы реагирования в конфликте.
4.Разъясните понятия «формальный» и «неформальный» лидер.
Вариант 9
1.Дайте определение понятиям эмоции и чувства, охарактеризуйте основные эмоциональные состояния.
2.Определите особенности межличностных отношений в коллективе.
3.Опишите особенности социально-психологического климата в коллективе.
4.Определите особенности малой группы.
Вариант 10
1.Дайте определение понятия воля и охарактеризуйте волевые качества личности.
2.Определите особенности формирования коллективизма в трудовой деятельности.
3.Охарактеризуйте механизмы адаптации в трудовом коллективе.
4.Охарактеризуйте необходимые психологические качества работника Вашей сферы деятельности.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издательства |
Деловое общение | Самыгин С.И., Сторляренко Л.Д. | Ростов-на-Дону, 2007 | |
Общая психология | Маклаков А.Г. | Питер, 2007 | |
Общая психология: личность: учеб. пособие | Козубовский В.М. | Минск, 2005 | |
Практикум по общей психологии | Смирнов А.Г. | Москва, 2002 | |
Профессиональная этика и психология в общественном питании | Усов В.В. | Москва, 1990 | |
Психология | Чеховский М.И. | Минск, 2008 | |
Психология и этика деловых отношений. Практикум | Цуранова С.П., Павлова И.М., Вашкевич А.С. | Минск, 2008 | |
Психология и этика деловых отношений: учеб. пособие | Бороздина Г.В. | Мн.: РИПО, 2010 | |
Психология общения | Рогов Е.И. | Москва, 2007 | |
Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений | Кухарчук А.М. | Мн.: Соврем. Слово, 2006 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издательства |
Как изменить личность | Айзенк Г. | Москва, 2000 | |
Методология, теория и метод в современной социальной психологии: Интегративно-эклектический подход | Янчук В.А. | Минск, 2000 | |
Наедине со всеми: О психологии общения | Толстых А.В. | М., 1990 | |
Общая психология в схемах и комментариях | Крысько В.Г. | Питер, 2006 | |
Психологические тесты | Под ред. Карелина А.А. | М.: Владос, 1999 | |
Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики | Собчик Л.М. | СПБ.: Речь, 2003 | |
Психология личности. Теория и исследования | Первин Л., Джон О. | М.: Аспект Пресс, 2000 | |
Психология профессионала | Климов Е.А. | М.: Изд-во «Институт прикладной психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 | |
Современная психология: справочное руководство | М.: Инфа-М, 1999 | ||
Этика | Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. | Минск, 2000 |