История возникновения психодрамы
Доклад
на тему:
Психодрама: применение в сфере образования и бизнеса.
Выполнила: студентка 4 курса 41 группы ОП факультета психологии Блинова Екатерина Алексеевна
Проверил: доцент кафедры социальной психологии Горбунова М.В.
г. Самара – 2012 г.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………... | |
1.1. История возникновения психодрамы………………………………….. | |
1.2. Психодрама в образовании……………………………………………... | |
1.3. Психодрама в бизнесе…………………………………………………... | |
Заключение……………………………………………………………………… | |
Список литературы……………………………………………………………... |
Введение.
Основоположником в использовании драматургических элементов в терапии был Дж. Л. Морено(1889 – 1974). Открытый им метод он назвал психодрамой. Психодрама основана на допущении, что люди – это «актеры», выходящие на различные подмостки в течение жизни. Многое из того, что происходит в психодраме, с трудом поддается схематизации, и это делает работу ускользающей и странной, но в то же время волнующей и близкой. Происхождение психодрамы тесно связано с историей и практикой театра как одного из древнейших видов искусства. Еще в мистериях первобытных народов, в греческом театре и средневековом итальянском «комедия дель арте» наблюдалась тенденция к использованию театра не только в эстетических целях, но и в плане глубокого эмоционально-психологического воздействия на состояние как исполнителей, так и зрителей. Уже в первом веке до нашей эры Аристотель указывал на очищающее действие театра (катарсис) на души людей. В драматических представлениях актеры вместе со зрителями мобилизовались таким образом, чтобы каждый присутствующий в театре был вовлечен в совместное действо.
Психодрама – это лечебный метод, использующий техники действия. Он может быть использован не только для устранения симптомов и «поврежденных» моделей поведения, но и для ускорения личностного роста и развития; эффекты психодрамы простираются от помощи в управлении симптомом до высвобождения богатых потенциалов внутреннего роста и творчества. Она открывает новое или, по крайней мере, более широкое измерение пространства психотерапии, которое с одной стороны, работает с проблемами ограниченного поведения так называемых «нормальных» людей, а с другой стороны, - с незрелостью, связанной с задержкой развития. В последнем случае психодрама имеет целью проработку «блокировок» в психосоциальном развитии, чтобы человек мог достичь более полного и спонтанного самовыражения, более высоких жизненных успехов и более гармоничных взаимоотношений с другими.
Психодрама как вид психотерапии имеет две составляющие: клиническую (как лечение) и неклиническую (как самопознание и личностный рост). Они часто сопутствуют и дополняют друг друга. Во всяком случае, психодрама, как метод ориентированный не на симптомы, а на личность, невозможна без глубокого проникновения в личностную проблематику.
Она имеет много общего с театральной постановкой, но есть и существенные отличия. Одно из главных - это импровизация. В психодраме сюжет, сценарий действия рождается в момент самого действия. Еще одно отличие в том, что в психодраме разыгрывается реальный личный опыт человека, и он сам выступает главным действующим лицом в этом спектакле. В этом смысле психодрама реальнее, чем любая придуманная пьеса. Но сила психодрамы Морено в том, что есть возможность отойти от этой реальности и использовать фантастическую сверхреальность. Еще одной замечательной возможностью психодрамы является техники, которых нет в театральной практике, позволяющие постичь состояние другого человека и взглянуть на себя его глазами, помогающие исследовать многие скрытые уголки собственного Я.
Термин «психодрама» сложен и многогранен, и в литературе не существует единого мнения по поводу определения психодрамы. Келлерман, проанализировав все проблемы связанные с определением психодрамы, предлагает свое «исчерпывающее определение психодрамы»:
«Психодрама – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершенные ситуации, внутренние драмы, фантазии, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы, или неодушевленные объекты. Используется множество техник – обмен ролями, дублирование, техника зеркала, конкретизация, максимизация и монолог. Обычно можно выделить следующие фазы психодрамы: разогрев, действие, проработка, завершение и шеринг».
Целью работы является представление психодрамы как оригинального направления в социально-культурной деятельности и возможности её применение в сфере образования и бизнеса.
История возникновения психодрамы.
Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования.
Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов. 1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.
Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В психодраме клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Причем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.
Действие структурируется таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижению в ходе действия катарсиса, инсайта, реорганизации старых установок и когнитивных паттернов и реализации соответствующих изменений поведения. Исследуются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблем.
Психодраматический метод интегрирует в себе средства когнитивного анализа с активным участием в драматическом действии и групповом процессе. Морено верил, что сама жизнь происходит из действия и взаимодействия, поэтому преимущественная ориентация на них присуща созданному им методу. Действие, физическое движение, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения. В процессе проигрывания снижается влияние привычных вербальных защитных реакций, поэтому психодрама весьма эффективна в работе с клиентами, склонными к интеллектуализации своих переживаний или же к пассивности, выражающейся в трудностях перехода от рассуждений к активным действиям. С другой стороны, психодрама может существенно помочь тем клиентам, у которых имеются трудности вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом, так как действие в ней идет впереди слов.
В психодраматической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе драмы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений протагониста. В то же время психодрама — это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний, что помогает им проживать, прорабатывать, благодаря эмоциональной вовлеченности в драму протагониста, и свои проблемы.
В ходе драмы протагонист проявляет весь набор типичных для него моделей поведения и различных эмоциональных состояний. Содержанием драматического действия становятся не вполне осознаваемые и не пережитые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе драмы реконструируются и раскрываются непроявленные чувства и неосознанные установки. Восприятие человеком своей внешней и внутренней реальности углубляется и расширяется, обеспечивая новое видение, новый взгляд на ситуацию и свои возможности.
Психодрама не предполагает воспроизведение только лишь прошлых событий. Большой терапевтический эффект, истинную глубину катарсиса дает проигрывание и проживание в условном пространстве драмы тех ролей, взаимодействий, событий внешней и внутренней реальности, которым жизнь не позволила, не могла позволить и, возможно, никогда не позволит осуществиться.
Психодрама — это феерия разнообразных ролей, некоторые из которых синтезируются, другие уточняются или переопределяются, ролей новых и старых, ригидных, компульсивных и гибких, потенциальных и сознательно избираемых, отражающих в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования человека. В психодраме есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлексивного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, интрапсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психологической поддержки, обучения и инсайта, для духовного и эстетического... Нет ни одной области психотерапии, столь холистичной по своему подходу.
Исцеляющее воздействие психодрамы как группового метода во многом связано и с тем, что психологическая правда клиента предъявляется им в ситуации защищенности от неудач и от эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, пробуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игры, включению мощных каналов эстетического. Все эти качества психодраматического действия способствуют достижению личностной автономии и индивидуальной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения. Можно сказать, что стратегическая цель психодрамотерапии — развитие той части психики, которая может быть названа выбирающим «Я». Выбирающее «Я» дирижирует всем множеством граней существования человека в интересах личностного роста, конструктивного социального участия, достижения человеком более полной интегрированности и целостности. Таким образом, целью психодрамы является поиск более эффективных путей для решения психологических проблем разных уровней: от экзистенциального до обыденного, бытового.
Психодрама в образовании.
Психодрама – метод, в ходе которого с помощью ведущего и группы ребенок воспроизводит в игровом действии значимые события своей жизни. Особая роль группы сверстников в развитии ребенка и формировании его личности уже давно является важной темой в области психологии развития, социальной психологии и социологии. Группа детей, равных по возрасту, правам и возможностям выделяется в качестве инстанции социализации, сопоставимой по своей действенности с семьей. В развитии ребенка и подростка группа сверстников выполняет следующие важные функции:
· предоставляет возможность активного проживания и проигрывания конфликтов в совместной игре;
· позволяет пробовать и разучивать новые роли (которые в группе в отличие от семьи не так строго определены возрастом и полом);
· дает возможность проверять границы допустимого;
· помогает преодолеть эгоцентризм в процессе социализации благодаря развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
· способствует формированию равноправных отношений в группе благодаря признанию или непринятию ребенка другими детьми;
· ставит перед ребенком задачу определить свое отношение к этим «другим».
В группе дети получают новый опыт. Терапевтический эффект группы создается совокупностью всех этих функций, которые группа сверстников выполняет в ходе развития ребенка. Тем не менее лечебный и профилактический потенциалы группы мало используются в терапевтической работе с детьми. Во всех направлениях детской психотерапии групповая форма работы применяется гораздо реже, чем индивидуальная. Невелико и число публикаций о детской групповой терапии.
Особенно удивительным представляется тот факт, что в групповой терапии с детьми не получила широкого распространения психодрама с ее разработанной групповой концепцией. Несмотря на то, что Морено вдохновила на создание психодрамы детская игра и то, что он вел интенсивные занятия с детьми, психодраму как теоретический метод он разработал только для взрослых.
В дальнейшем многие пытались применить этот метод и в терапевтической работе с детьми. В Америке были предприняты попытки перенести классическую психодраму в детскую терапию лишь с незначительными модификациями. К примеру, Shearon пришел к выводу о необходимости внесения следующих изменений: «Применяя классические психодраматические процессы в работе с детьми, часто бывает необходимо сократить игровую фазу, потому что дети не способны долго концентрировать внимание. Зато фаза разогрева при работе с детьми имеет большое значение. Сама игра должна продолжаться недолго. Важно выделить также фазу повторения, где дети учат новые роли, упражняются в них и укрепляют их. … При работе с детьми меньший акцент делается на катартическом отреагировании, так как в ходе этих процессов извлекается на свет огромная масса агрессии, подавленных чувств или травм».
Во Франции психодрама в работе с детьми получила совершенно иное развитие. Детские аналитики парижской школы Lebovici направили психодраму в русло техники и теории психоаналитического лечения. Под влиянием работ по детскому психоанализу она развивается в аналитическую психодраму.
А.Айхингер и В.Холл в 1976 году начали применять психодраму в работе с детскими группами. Они использовали этот метод, модифицируя его в работе с семьями, отдельными детьми и подростками, а также в профилактической работе с детьми, в детских садах и школах, в работе с воспитателями и учителями.
Дети решительно сопротивлялись этим попыткам и они были вынуждены принять в расчет особенности групповой терапии с детьми, отличающие ее от работы со взрослыми. К этим особенностям относятся:
· быстрое преобразование чувств и представлений в двигательные проявления;
· импульсивность и неуравновешенность;
· слабая структура Я с низкой устойчивостью к фрустрации и слабой регуляцией;
· недостаточная сформированность Сверх-Я;
· невербальная коммуникация посредством действий;
· большая потребность в свободе движения и игре.
Не следует ожидать от детей готовности и способности ограничиваться только вербализацией своих фантазий, желаний, мыслей и чувств. Чем младше ребенок, тем скорее он воплощает свою внутреннюю жизнь в игру, в движения и драматизацию. А чем ребенок старше, тем большую роль играет вербализация. Метод работы со старшими подростками уже во многом напоминает метод работы со взрослыми.
Если препятствовать тому, чтобы дети проявляли в игре естественные для них формы выражения и общения и предъявлять к ним чрезмерные требования на «чуждом» для них языке, то можно натолкнуться на сопротивление с их стороны. Это сопротивление часто выражается в виде беспокойства, дурашливости, агрессии или в виде скуки и отрешенности.
В отличие от американской традиции, где принято проигрывать с детьми реальные ситуации, Айхингер А., Холл В., как и представители французской аналитической психодрамы, рассматривает в качестве первостепенного средства терапии символическую игру. В символической игре дети выстраивают внутренние сцены в обобщенном и вместе с тем сжатом, концентрированном виде, облекая их в разнообразные изменяющиеся формы, чтобы разрешить содержащиеся в сценах конфликты и проблемы.
Морено считал символическую психодраму важным методом, который, однако, не должен исключать другие методы, если они целесообразны. Он использовал символическую психодраму при лечении детского невротического поведения.
Детская психодрама, ориентированная на «создание» творческой и спонтанной личности (по Морено), не ограничивается устранением нарушений, она видит свою центральную задачу в содействии развитию экспрессивной, творческой личности. Детская психодрама пытается стимулировать и поддерживать в ребенке спонтанность и творческую активность. Ее задача — пробуждать и развивать спонтанность и творчество там, где они стеснены и ограничены.
Достоинства психодраматических методов в том, что они:
· включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;
· рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия;
· фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;
· способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют детей (гнев, страх, раздражения, обиды), и нахождению культуросообразных способов их выражения.
Психодрама может помочь:
· отыграть вовне драму внутреннего мира;
· овладеть своим прошлым и «попрощаться с ним»;
· поверить в себя, в свои силы и возможность изменений;
· найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях;
· освоить новые роли и модели поведения.
Важнейшим преимуществом психодрамы является возможность для ее участников заглянуть в свое завтра и опробовать разные модели поведения в будущем без страха быть наказанным за совершенные ошибки.
Какие же приемы и техники психодрамы применяются в работе с детьми?
Проецируем переживания
Основной является техника проекции, при применении которой ребенок включает людей, так или иначе связанных с его проблемой, в придуманный им самим сюжет. Часто, начиная, с сюжета известных сказок, ребенок переключает внимание на ключевые фигуры, которые символизируют причину его переживаний. Сюжет меняется по ходу действия представления, указывая терапевту основные точки соприкосновения проблемы с личностью. Зачастую, ребенок просто начинает копировать схемы поведения, отработанные ранее. К примеру, дети, пострадавшие от насилия в семье, начинают воспроизводить сцены насилия, при этом они ведут себя всегда одинаково. Здесь важно дать ребенку понять, что существуют и другие варианты действия в такой ситуации.
Меняемся ролями
Такая техника намного легче применяется у младших детей, ввиду детской непосредственности и раскрепощенности. Детишек из группы просят изобразить друг друга. Казалось бы, насколько простое задание, с которым дети справляются и в повседневных своих играх. Но, видя себя со стороны, даже ребенок может многое осознать. Кроме того, играющий его роль другой ребенок может генерировать новые способы поведения.
Изменяем статусы
Так называемая техника символической дистанции применяется в случаях, когда у ребенка имеется неудовлетворенная потребность в авторитете, в случаях агрессии по отношению к другим.
Помимо основных техник (кроме описанных выше применяются многие другие и разрабатываются новые) существуют также определенные приемы, используемые в начале коррекции, по типу разминки. К примеру, для высвобождения агрессии по отношению к источнику проблемы используются различные предметы, отождествляемые с этим источником. "Выгнать собственных демонов из укрытий" — первоначальный смысл психодрамы как психотерапевтического метода.
Верю, играю, чувствую
Важно помнить, что для ребенка игра является естественной. Он играет много, постоянно, не стыдясь своей "ненастоящей" роли. Порой возникают опасения, что психодрама способна выпустить «джина», живущего в душе маленького человека. Но, в отличие от взрослого, ребенок, во-первых, способен погружаться в игру безотчетно и честно, а во-вторых, он не будет видеть в этой игре какое-то второе дно. У него не появится желания «замуровать» свои страхи. В психодраматических техниках заложен потенциал, позволяющий активизировать значимые эмоциональные переживания. Одновременно адресуясь к кинестетическому, слуховому и зрительному каналам восприятия, они помогают человеку собственное сопротивление и «пробиться» к этим важным для него переживаниям. Появляется возможность высказаться и показать свои переживания ребенку, даже если у него есть проблемы с коммуникацией. Психодраматические техники содержат в себе широкие возможности, способствующие эмоциональному отреагированию внутренних проблем, катарсису. Игра может стать способом пережить, проиграть стресс. Ребенок выявит собственные позитивные психологические ресурсы.
Занятия психодрамой позволяют детям активно прожить и проиграть конфликтные ситуации в семье и детском коллективе, дети смогли попробовать новые для себя роли, преодолеть эгоцентризм, стать увереннее, коммуникабельнее, научится сотрудничать и выстраивать равноправные отношения со сверстниками. Дети, проигрывая свои проблемы так, как им хочется, учились постепенно справляться с ними.
Рассматривая проблему длительности эффекта психодрамы, стоит отметить, что у детей она невелика, поскольку психодрама – это метод действия, где важно не столько интеллектуальное прозрение сколько чувственный эмоциональный опыт. Если рассматривать эффективность психодрамы на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, то стоит отметить следующие особенности: на когнитивном уровне у детей развивается наглядно-действенное мышление, воображение, внимание. На эмоциональном уровне: проведенные занятия стабилизируют эмоциональный фон детей, улучшает настроение, позволяет детишкам отреагировать свои чувства и эмоции в конфликтных ситуациях, а также изучить те или иные эмоциональные состояния, их названия и характер проявлений. На поведенческом уровне: дети приобретают знания о правилах поведения в семье, дружеском коллективе, социуме, что способствует налаживанию межличностных отношений.
Психодрама в бизнесе.
Сегодня все большую популярность приобретают методы работы с персоналом организации, в процессе использования которых повышается активность, включенность и замотивированность участников обучающих или консалтинговых программ. Ведь от их работы, в конечном итоге, будет зависеть успешность организации в той или иной сфере. Особенно четко эта тенденция прослеживается в сфере обучения персонала. Если еще пять лет назад большинство руководителей российских компаний говорили об организации лекций или семинаров для своих сотрудников, то сегодня речь идет о проведении именно тренинговых занятий с использованием активных обучающих техник.
Действительно, использование различных поведенческих методов позволяет не только получить яркое представление об эффективных путях разрешения рассматриваемой ситуации, но и получить практические навыки эффективного взаимодействия в данной ситуации. Кроме того, тренинговые техники позволяют лучше понять свои внутренние переживания, а также переживания своего партнера по деловому общению. Тренинговые техники хорошо понятны участникам и вызывают минимальное сопротивление в процессе обучения. Если требуется научиться более эффективной работе с клиентом, моделируется ситуация общения с клиентом, если приемам эффективного взаимодействия с подчиненными - ситуацию общения руководителя и подчиненного. Основной акцент в тренинговых техниках делается на внешней стороне поведения. В этом заключаются сила и, в то же время, слабость поведенческих методов.
Представляется важным использование методов, соединяющих в себе преимущества поведенческого подхода, направленного на действие, на поиск эффективного изменения поведения, а также подхода, принимающего во внимание внутренние переживания: осознаваемые и неосознаваемые ощущения, отношения, установки и родительские предписания. Вместе с тем такой подход должен удовлетворять требованиям времени и давать возможность оказывать клиенту необходимую помощь в сжатые сроки. Нам представляется, что одним из таких методов может быть метод психодрамы.
Психодрама - метод, в ходе которого клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в игровом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. При этом сцены "разыгрываются" в настоящем времени, что придает им необходимую интенсивность и дает возможность изменить жизнь здесь и сейчас.
Важно, что в работе с организацией психодраматически могут ставиться не только "реальные" сцены - собеседование при поступлении на работу, заключение сделки с клиентом, мотивирующая беседа с подчиненным, но и сцены внутренней психологической реальности - представление об идеальной работе организации, "внутренние голоса" при принятии ответственного решения, фантазии и сновидения, имеющие отношение к профессиональной деятельности.
Проще говоря, психодрама - это игра. Но игра не по заранее написанному сценарию (как в театре), а игра, отражающая внутреннюю психологическую реальность клиента. Драма понимается как действие, и буквальный перевод психодрамы звучит как "действие психики". Введение игры в работу с клиентом предполагает, что мы относимся к человеку не как к "ходячему носителю интеллекта" для выполнения определенной работы, а как к чему-то большему. Мы принимаем его таким, какой он есть на самом деле. Игра захватывает человека полностью, открывая тем самым для него неиспользованные ресурсы для решения личных и профессиональных проблем. Вы можете сказать: "Какая чепуха! Персонал должен работать, а не в игрушки играть". И Вы будете совершенно правы в том, что для выживания и процветания организации просто необходимо, чтобы каждый сотрудник четко выполнял свои обязанности. В то же время, "корни" недостаточно профессионально сделанной работы часто "зарыты" именно в сфере чувств, переживаний, образов и ощущений. "Распутывание клубка" внутренних переживаний "проясняет" картину необходимых действий в реальной ситуации.
Порой при обращении к эмоциональной стороне профессиональной работы, такой четкой, структурированной и логически обоснованной (на первый взгляд) иногда возникают опасения в том, что эти действия могут оказаться разрушительными.
Психодраматические техники позволяют активизировать значимые эмоциональные переживания. Одновременно используя кинестетический, слуховой и зрительный каналы, данные техники помогают клиенту преодолеть собственное сопротивление и "пробиться" к значимым для себя переживаниям.
Исследование собственных эмоциональных переживаний помогает участникам лучше понять те мотивы, которые помогают им успешно заниматься бизнесом, преодолевая всевозможные препятствия, стрессы и сложные ситуации. Так позитивная мотивация руководителя является таким же конкурентным преимуществом для организации, как четко отлаженная система сбыта или возможность получения кредита на выгодных условиях.
Психодраматические техники предоставляют широкие возможности для эмоционального отреагирования, катарсиса, позволяют добиться целостного понимания сложной ситуации. Часто это происходит за счет использования образов и метафор. Язык метафор является языком бессознательного. Именно с помощью образов, "картинок" можно задействовать интуитивное понимание ситуации. Мы часто обращаемся к метафорам в диагностике организаций. Иногда один образный ответ "вскрывает" проблемы фирмы глубже, чем десятки статистических сводок. Важно, что психодраматические техники дают возможность не только обменяться собственными "картинками", но и воплотить их в жизнь, сделать "реальными" и ощутимыми.
Психодраматический метод позволяет "проработать" личные проблемы, вернувшись к психотравмирующим переживаниям. Предшествующие и сегодняшние ситуации также предоставляет хорошую почву для "получения" стресса как для руководителей, так и для сотрудников организаций. Хотим мы того или нет, пока наши психотравмы остаются за гранью нашего сознания, они управляют нашим поведением. А пока мы не можем изменить свое поведение, у нашей организации мало шансов стать более эффективной.
Психодраматический метод, как и другие психотерапевтические подходы, направлен на поиск позитивных ресурсов личности. Одной из основных задач психодраматической сессии является психологическое "усиление" клиента, позволяющее ему справиться со сложной ситуацией. В то же время психодраматический подход через использование "дополнительных "я" позволяет сделать эти ресурсы "реальными" и "ощутимыми". Одной из важнейших проблем сегодняшнего бизнеса является его интенсификация. Сотрудники организаций свое основное время тратят на работу, все меньше времени оставляя для отдыха. В то же время ежедневная нагрузка на каждого сотрудника возрастает. В этой ситуации закономерно возникает вопрос: где взять ресурсы для восстановления собственной работоспособности? Психодраматические техники являются эффективным инструментом для поиска таких состояний.
Психодраматические техники способствуют активизации познавательных процессов. Сегодня на рынке ощущается острый дефицит специалистов, обладающих как систематизированными знаниями в области менеджмента и маркетинга, так и практическими навыками управления в реальной ситуации. Психодраматические техники позволяют "оживлять" сложные схемы и логические последовательности, иллюстрировать существующие закономерности и противоречивые ситуации. Например, это может быть схема продвижения товара. В этом случае каждый участник выбирает роль какого-нибудь предмета или явления - кто-то может быт в роли магазина розничной торговли, кто-то в роли оптового склада, кто-то в роли товара, клиента, рекламных акций и т.д. Сначала такая игра вызывает некоторое недоумение и настороженность. Но через некоторое время "товар" начинает "рассказывать", что он "хотел бы продаваться в более просторном и уютном магазине", а "клиент" размышляет над тем, какие рекламные акции привлекли бы его внимание. Понимая всю условность такого распределения ролей, участники обучения могут не только логически осознать определенные требования к эффективной системе сбыта, но и прочувствовать изнутри", какие решения в данной ситуации будут наиболее успешными. В данном случае в течение небольшого отрезка времени группа получает не только необходимые знания, но и эмоциональный опыт решения маркетинговых задач. Приемы работы с клиентом, конфликтные ситуации с подчиненными, сложные управленческие решения - весь этот материал эффективнее усваивается, если участники обучающей программы "пропускают его через себя".
Психодраматические техники дают возможность осуществить "временной прорыв" в будущее собственной организации. В этом случае "картинка будущего" позволяет лучше понять стратегические задачи сегодняшнего дня. Иногда для этого используется техника двух стульев. На одном стуле сидит "сегодняшний" руководитель, на другом - тот же руководитель через N-ное количество лет "Сейчас Вы в 2002 году. Вам 38 лет. Сегодня Вы пришли на Вашу фирму. Расскажите о ней поподробнее...". "Вернувшись" обратно в 1998 год, руководитель может предпринять меры для изменения тенденций, приведших его к кризису или процветанию в 2002 году (в зависимости от той "картинки", которую он "увидел").
Представляются важными следующие направления в работе с персоналом организации, где можно использовать психодраматические техники.
Обучение персонала. Яркая образная подача материала, использующая активность участников обучения, позволяет быстрее усвоить новый, подчас достаточно сложный материал. Интенсивность эмоциональных переживаний, необходимость действия и нацеленность на разрешение ситуации дает участникам обучения реальный опыт по решению сложных задач. Кроме того, в процессе игры постепенно меняется личное отношение к собственной профессиональной деятельности. Психодраматические техники способствуют формированию более зрелого отношения к проблемам организации, принятию ответственности за свою работу, повышению уверенности и креативности.
Формирование команды.Для эффективного взаимодействия команды, помимо других характеристик, важно личное "видение" каждым членом команды общей цели совместной работы, а также осознанные и неосознанные ожидания по отношению к работе друг друга. Именно недостаточная четкость собственных представлений, "непроговоренность" своего понимания ситуации, неадекватность ожиданий по отношению к другим создает благоприятную почву для различных "нестыковок", противоречий и несоответствий в работе команды. В конечном итоге это резко снижает эффективность организации в целом. Психодраматические техники помогают "выудить" из бессознательной сферы "недостающие" элементы для целостного понимания задач организации, налаживания четкого взаимодействия и принятия личной ответственности в работе команды.
Консультирование.Консалтинговая работа в организации может быть направлена на достижение различных целей. В зависимости от поставленных целей консультант выбирает наиболее эффективные методы. Психодраматические техники могут быть успешно использованы для поиска нового варианта разрешения сложной ситуации, формирования целостного видения проблемы, повышения мотивации персонала, анализа многофакторных и "неуловимых" составляющих управления (например, таких, как корпоративная культура). Психодраматические техники, как и другие техники, активно включающие персонал организации в процесс консультирования, снимают сопротивление предстоящим изменениям и обеспечивают поддержку нововведениям со стороны "рядового" сотрудника.
Особенно важным нам кажется использование психодраматических методик в работе по стратегическому планированию. В этом случае данные техники позволяют "задействовать" интуитивное понимание ситуации, а также стимулировать творческий подход в решении сложных задач, где значение многих переменных не имеет конкретного выражения. Сопровождение первого лица. Невозможно переоценить влияние личностных особенностей первого лица на работу организации в целом. Мотивы, ценности, установки и предпочтения руководителя (часто бессознательно) определяют миссию организации, ее цели и задачи, структуру организации, кадровые решения, стиль руководства. Пожалуй, нет ни одной сферы, которая не "ощущала" бы на себе влияние руководителя. Причем это могут быть процессы, в большей степени зависящие от объективных причин - например, технология производства или бухгалтерский учет. В процессе сопровождения психолог или консультант может использовать психодраматические техники для работы с личными проблемами, мешающими эффективному руководству организацией.
Психодрама - мощный метод, позволяющий решать многие проблемы организации. Используя закономерности игры, психодраматические техники открывают новые возможности для развития компании.
Заключение.
Итак, из вышесказанного мы видим, что психодрама уникальный в своем роде метод психотерапии, который подходит для решения большого спектра проблем. Психодраматические техники способствуют активизации познавательных процессов. Они позволяют «оживлять» строгие схемы и сухие теории, иллюстрировать существующие закономерности и противоречивые ситуации. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.
В заключении можно сказать, что психодраме еще предстоит развитие и усовершенствование теоретической базы и оттачивание практических методов, но уже сегодня можно сказать, что в работе с разными проблемами она является весьма эффективным методом.
Список литературы.
1. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии.
2. Келлерман П. Ф. «Психодрама крупным планом»
3. Лейтц, Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Пер. с нем. А. М. Боковикова; общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной, А. Б. Холмогоровой. — М. : Прогресс; Универс, 1994.
4. Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. — Красноярск : Фонд ментального здоровья, 1993.
5. Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001.
6. u.wikipedia.org