Методы управления функциональными подсистемами
Группа методов управления функциональными подсистемами организации тесно связана с организационной структурой, которая строится с учетом функционального разделения труда по таким видам работ, как маркетинг, финансы, инновации, управление персоналом, производством и т.д. Функциональные подсистемы имеют свою специфику и свой инструментарий для решения соответствующих управленческих заданий. В частности, управление подсистемой «производство» требует использование таких методов, как контроль качества, функционально-стоимостной анализ, планирование и контроль за развитием производственного процесса, учет расходов и т.п. Подсистема «Маркетинг» имеет в своем арсенале методы диагностики рыночной ситуации, исследование потребностей в новых видах продукции, разработки маркетинговой концепции, анализа возможностей организации на потенциальных рынках и др. В подсистеме «Персонал» большое внимание уделяется методам анализа и формирования системы управления персоналом, организации труда работников и ее оплаты, управлению деловой карьерой и т.д.
Методы выполнения функций планирования и организации.
Как указывалось раньше, исполнение специфических функций управления, независимо от того, к какой функциональной подсистеме они принадлежат, обязательно предусматривает действия по планированию, организации, мотивации и контролю. Для реализации общих функций теория и практика управления также предлагают
соответствующие методы. В частности, планирование осуществляется с использованием методов экстраполяции, создания сценариев, умственной атаки, факторного анализа, экспертной оценки, разработки «дерева решений».
Выполнение функции организации строится на методах, которые
учитывают нужды и мотивацию людей, работающих в организации. По характеру действия их условно подразделяют на экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.
Экономические методы воздействуют на имущественные интересы организаций и их персонала. С одной стороны, они стимулируют деятельность организаций по удовлетворению интересов общества (путём использования налоговой, кредитной системы и т.д.), с другой – служат для мотивации работы персонала (организация заработной платы и т.д.).
Организационно-распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности и управлении ею, на естественной потребности людей в определённом порядке взаимодействовать между собой; их целью является упорядочение функций управления, обязанностей и прав работников, регламентация их деятельности. Организационно-распорядительные методы делятся на три группы.
1.Организационно-стабилизирующие методы – определяют долговременные связи в системах управления между людьми и их группами (структура, штаты, положения, регламенты деятельности, концепция управления организацией).
2.Распорядительные методы - обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и организаций и проявляются в виде приказов, распоряжений, договоров.
3. Дисциплинарные методы – предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определённую работу.
Сущность социально-психологических методов сводится к способам воздействия на личность или коллективы с целью изменения ими своих установок в трудовой деятельности, а также на социальные и психологические интересы организаций и их персонала (роли и статус личности, психологический климат, этика поведения, и т. д.). При этом активно используются знания общей и социальной психологии.
Социально-психологические методы подразделяются на социальные и психологические. К социальным методам относят: повышение социально-производственной активности (копирование поведения лидеров, установление стандартов образцового поведения); поддержание социальной преемственности (конкурсы мастерства, присвоение квалификационных отличий, празднование основания организации и т.д.); социальное нормирование (установление норм отношений между работниками организации, производственного этикета, выработка общеорганизационных ценностей и т.д.); моральное стимулирование.
Механизм использования социальных методов включает: социальные исследования (выявление проблем и определение направлений воздействия), социальное планирование (разработка конкретных способов влияния на людей), социальное регулирование (разрешение выявленных проблем с использованием разработанных способов влияния на людей).
Психологические методы используются в целях гармонизации взаимоотношений работников и установления благоприятного психологического климата. К ним относятся: гуманизация труда (ликвидация монотонности, цветовое и световое оформление помещений и т.д.); психологическое побуждение (поощрение творчества и инициативы); удовлетворение профессиональных интересов; повышение творческого содержания труда; отбор целей по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств; комплектование малых групп исходя из критерия психологической совместимости работников; установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчинёнными.
Идентификация нужд и интересов дает возможность выбрать тот вид влияния на поведение людей в процессе организации их общей деятельности, который будет способствовать удовлетворению этих нужд. В тоже время следует заметить, что эффективность управления персоналом в определенной степени зависит от правильности использования и соотношения перечисленных методов управления, на что влияют уровень совершенности институциональной среды, форма собственности, специфика поставленных заданий и другие факторы. В частности, экономические методы (такие как оплата труда, выдача премии) оказываются эффективными лишь в том случае, когда вознаграждение будет восприниматься индивидом как справедливое и ценное. Распорядительные методы в виде жесткого администрирования в некоторых ситуациях могут быть наиболее результативными; одновременно социально-психологические методы могут восприниматься лишь тогда, когда материальные проблемы работников в основном решены и их интересы сосредотачиваются в духовной сфере.