Принципы безопасности образовательной среды

Проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. Через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую возможность, чтобы быть равноправным.

Второй принцип – опора на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.

Третий принцип – помощь в социально–психологической умелости. Под социально–психологической умелостью понимаем набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.

Исходя из предложенной модели (рис.1), безопасная образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности. Человек может быть здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.

Принципы безопасности образовательной среды - student2.ru

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (И.А. Баева)

Именно безопасная образовательная среда, обеспечивающая микросоциальное окружение, свободное от психологического насилия, определяет динамическое равновесие между человеком и социальной средой в сторону повышения психического здоровья личности. Создание и поддержание такой образовательной среды в школе – одна из важнейших задач службы сопровождения. Эмпирическими референтами психологической безопасности в образовательной среде могут являться:

· Низкий уровень психологического насилия;

· Преобладание диалогической направленности субъектов в общении;

· Позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;

· Преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;

· Высокий уровень удовлетворенности школьной средой, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик социальной среды.

Психологическая безопасность образовательной среды отражается в характеристиках личностно-эмоциональной защищенности ее субъектов, которая проявляется в показателях психического здоровья.

Подходы к проектированию безопасной образовательной среды школы, анализ критериев эффективности деятельности службы практической психологии в образовании дают нам основания для создания структурной модели образовательной среды школы в ее психологическом аспекте.

Принципы безопасности образовательной среды - student2.ru Личностно-эмоциональная защищенность

Психологическая Либеральная

безопасная (партнерско- среда

диалогическая среда)

Социально- Социально-

Принципы безопасности образовательной среды - student2.ru психологическая психологическая

умелость неумелость

Манипулятивно- Попустительская

авторитарная среда

среда

Личностно-эмоциональная незащищенность

Рис. 2. Структурная модель образовательной среды школы

Наши рекомендации