Принципы безопасности образовательной среды
Проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. Через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую возможность, чтобы быть равноправным.
Второй принцип – опора на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.
Третий принцип – помощь в социально–психологической умелости. Под социально–психологической умелостью понимаем набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.
Исходя из предложенной модели (рис.1), безопасная образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности. Человек может быть здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.
Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (И.А. Баева)
Именно безопасная образовательная среда, обеспечивающая микросоциальное окружение, свободное от психологического насилия, определяет динамическое равновесие между человеком и социальной средой в сторону повышения психического здоровья личности. Создание и поддержание такой образовательной среды в школе – одна из важнейших задач службы сопровождения. Эмпирическими референтами психологической безопасности в образовательной среде могут являться:
· Низкий уровень психологического насилия;
· Преобладание диалогической направленности субъектов в общении;
· Позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;
· Преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;
· Высокий уровень удовлетворенности школьной средой, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик социальной среды.
Психологическая безопасность образовательной среды отражается в характеристиках личностно-эмоциональной защищенности ее субъектов, которая проявляется в показателях психического здоровья.
Подходы к проектированию безопасной образовательной среды школы, анализ критериев эффективности деятельности службы практической психологии в образовании дают нам основания для создания структурной модели образовательной среды школы в ее психологическом аспекте.
Личностно-эмоциональная защищенность
Психологическая Либеральная
безопасная (партнерско- среда
диалогическая среда)
Социально- Социально-
психологическая психологическая
умелость неумелость
Манипулятивно- Попустительская
авторитарная среда
среда
Личностно-эмоциональная незащищенность
Рис. 2. Структурная модель образовательной среды школы