Лекция 1. Понятие этики и этикета
Цель: ознакомить студентов с понятиями «этика», «этикет» и «этика делового общения».
Ключевые понятия: этика, этикет, нормы нравственности и поведения.
Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка (одно из значений – надпись), а этика из греческого (привычка, нрав).
Нормы нравственности, сложившиеся между людьми как в общественной, так и в семейной жизни являются результатом многовекого процесса становления взаимоотношений. Без становления этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считась друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. Строгая регламентация поведения и общения людей пронизывает всю человеческую историю. И эта регламентация имеет глубокий смысл. Этикет - это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе – в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует. Этикет вообще – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикетом называется составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых особое значение имеет определенная форма поведения.
Этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то одного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила сменяются другими. То что раньше считалось неприличным становится общепринятым и наоборот.
Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Так, например, в гостях и тем более на официальных приемах не принято есть рыбу с помощью ножа или брать мясо руками, а на пикнике это вполне допустимо.
Нормы этикета, в отличие от норм морали, явялются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей считать общепринятым, а что – нет.
Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всем уважать общество в целом и каждого члена в отдельности и относиться к ним так, как вы относитесь к себе и хотите, чтобы другие относились к вам.
Составляющими этикета являются: хорошие манеры, умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях; внешний вид, одежда, культура речи.
Современный деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.
Этика делового общения - учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, во взаимоотношениях деловых партнеров. В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в профессиональной сфере деятельности. Существуют определенные принципы, на основе которых строятся деловые отношения. Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Принципы этики деловых отношений:
1) обязательное исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
2) служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
3) принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
4) этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах.
5) различное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.
6) индивидуальное и коллективное начало равно признаваемые за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
7) не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонкоформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
8) никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
9) постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и руководящего состава, и рядовых сотрудников.
10) при воздействии (на коллектив, на отдельных сотрудников, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.
11) стремление к бесконфликтности.
12) сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
В мире существуют разнообразные виды этических кодексов, хартий, деклараций.
Например, Кодекс чести госслужащего.