Преследование, унижение достоинства, травля

Преследование, унижение достоинства, травля - student2.ru

Если тебе повезло со школой, то ты ходишь туда с удовольствием, потому что там ждут друзья, одноклассники и учителя, относящиеся к тебе с уважением. Но не всем подросткам так повезло. Многие сталкиваются с травлей, унижением, исходящими от одноклассников и учителей, и тогда не то что учиться не захочешь – не сможешь находить в себе силы идти в это ненавистное место. В ситуации постоянной травли ни о каком образовании речь идти не может, любой из нас может испытывать только постоянное напряжение, страх, ощущение раздавленного достоинства, загнанности, униженности. Не до учебы, выжить бы.

Некоторым детям, особенно когда буллинг (так называется травля) длится несколько лет, невероятно сложно противостоять обидчикам без посторонней помощи. При этом не каждый родитель может им помочь. Даже если ты сам не являешься жертвой травли (в таком случае я очень рада за тебя), то знать о ней все равно важно, во‑первых, чтобы случайно или осознанно не встать на сторону тех, кто издевается над слабым, а во‑вторых, ты можешь стать одним из тех, кто сможет помочь однокласснику или другу противостоять этому. Ты не обязан, но если ты ценишь человеческую личность, то ты, возможно, откажешься участвовать в травле другого человека или быть немым свидетелем того, как ценности попираются на твоих глазах. Этот поступок потребует от тебя большого мужества.

В этом явлении участвуют три стороны. Нападающая сторона , агрессоры (сверстники или учителя), чувствуют в таком случае вседозволенность и право травить ребенка. Администрация – тот, кто «сверху»; это может быть и классный руководитель, с чьего молчаливого согласия совершается травля, или завуч, директор школы, которые никак не реагируют на унижающее достоинство учеников поведение учителей или других сотрудников.

Сам подросток, который подвергается травле. Это, как правило, ребенок, который является жертвой насмешек и издевательств. Его могут унижать или даже бить дома, и насилие, таким образом, становится для него привычным. Из этой ситуации он не видит выхода. Если родитель считает насилие приемлемым, то, возможно, он даже не захочет заступаться за ребенка. Если ребенок будет совершенно беззащитен, без какой‑либо поддержки со стороны взрослых, то он может обратиться в органы опеки и попечительства, и ему, возможно, будет назначен другой представитель.

У подростка могут быть интеллигентные родители, но они сами не очень умеют себя защищать в ситуации социальной несправедливости или агрессии, поэтому и ребенка научить не могут. Иногда их позиция не выдерживает никакой критики и никак не помогает справиться ребенку с этой проблемой. Например, советы «просто потерпеть», «не обращать на них внимания», «быть выше этого» совершенно не способны решить ситуацию, ведь отсутствие реакции ребенка на происходящее дает агрессорам знак продолжать. Им нужна реакция, и они будут ее добиваться.

Другие родительские советы («разрешаю тебе дать сдачи», «врежь ему покрепче») часто тоже не работают. Потому что у такого ребенка чаще всего нет столько агрессии и уверенности в том, что он, дав сдачи, выдержит ответный удар. Ведь после ответного удара травля, как правило, не прекращается. Тем более в таком случае возможно ответное нарушение закона уже со стороны ребенка, отвечающего насилием на насилие.

Безусловно, в каких бы условиях ни рос ребенок, он не виноват в том, что его травят . Но ответственность за то, как он на это реагирует, все же есть.

Без поддержки взрослых с этой ситуацией ему в одиночку не справиться. В любом случае ребенку и его родителям придется решать вопрос: будут ли они защищаться своими силами или обратятся в суд. Но твердое решение родителей помочь ребенку восстановить его права – это уже полдела. Родителям важно начать с двух важных шагов: поговорить с родителями агрессора, проинформировать их о том, что их ребенок нарушает закон. Иногда этого бывает достаточно. Второй шаг – уведомить администрацию школы о происходящем, ведь именно на ее территории все и происходит, поэтому она тоже должна принять участие в решении этого конфликта.

Теперь поговорим про агрессора. Ему можно предъявить обвинения в оскорблениях (статья 5.61 КоАП РФ), умышленном причинении легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ), побоях (статья 116 УК РФ), истязании, травле (статья 117 УК РФ), угрозе жизни (статья 119 УК РФ). Еще есть статья 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». За ее нарушение преступнику грозит лишение свободы на срок до трех лет.

Итак, те, кто участвует в травле, совершают уголовное преступление. Чтобы доказать их вину, нужны свидетельские показания или видео. Если были реальные побои, то врач в больнице или травмпункте должен зафиксировать в документе все полученные ушибы, переломы и ссадины – и с этим документом, даже без свидетельских показаний, можно предъявлять обвинение. А далее будут расследование, суд. Таким образом агрессоров можно остановить.

Безусловно, без помощи взрослых: родителей, адвокатов, юристов – ребенку самому с обидчиками не справиться. Поэтому Сергей советует смело обращаться за юридической помощью. Иногда всего лишь очевидное и серьезное намерение защитить своего ребенка от буллинга или намерение самого подростка защититься от него способно остановить агрессоров. И даже если дело не дойдет до суда и уголовной ответственности, то прекращение травли много дает и прежней жертве и даже ее преследователям.

Если полиция отказывается заниматься вашим делом, можно подать заявление в прокуратуру и на полицию, и на виновного , а также позвонить по единому телефону доверия Главного управления МВД России (495) 694–92‑29 . По этому телефону граждане (в данном случае родители подростка) могут обратиться с информацией о коррупции в органах власти, готовящихся или совершенных преступлениях, недостатках в работе органов внутренних дел, нарушениях служебной дисциплины и незаконных действиях со стороны сотрудников полиции.

Ранее я не зря говорила о третьей стороне конфликта – администрации школы и учителях. Я знаю многих учителей, у которых в классе никогда и ни при каких условиях не может развернуться травля. Их авторитет, быстрая и однозначная реакция даже на малейшие попытки одних учеников издеваться над другими создают такие условия в классе, что ни один даже самый отъявленный хулиган на это не решится. Такой учитель обладает авторитетом, достаточным, чтобы быть включенным в процессы в доверенном ему классе и отвечать за то, что в нем происходит.

Администрация школы во многом отвечает за то, какими средствами пользуются ее учителя для осуществления педагогического процесса. Родитель, конечно, может привлечь директора или завуча к ответственности в этом вопросе. Но он тоже должен знать закон, чтобы можно было воздействовать на администрацию с его помощью. Если родителю трудно справиться с такой задачей, то он, конечно, может перевести ребенка в другую школу, в которой не попустительствуют травле.

Родителю важно встать на сторону своего ребенка, а не обвинять его в «плохом поведении, заслуживающем справедливого наказания от учителя». Важно помнить, что к агрессивно ведущим себя с детьми учителям также применяются статьи Уголовного кодекса РФ.

Если родители по каким‑то причинам не на твоей стороне, ты можешь звонить по разным телефонам доверия. В сентябре 2010 года Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации был введен единый общероссийский номер детского телефона доверия – 8–800‑2000–122 . Звонок бесплатный и конфиденциальный.

Также много полезной для тебя информации, как юридической, так и психологической, можно найти в Интернете. Помни, что знание – сила. Зная нужную информацию, ты приобретаешь нужную жизненную опору – она поможет легче преодолевать любые трудности. Не забывай, что у тебя есть твоя жизнь, твои права и сила, чтобы искать и находить помощь, поддержку, защиту.

Наши рекомендации