Механизмы и эффекты социальной перцепции

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия), 3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация - уподобление себя другому и на основе этого предположение о мыслях, мотивах, чувствах или внутреннем состоянии другого человека.

Эмпатия– это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. Эмпатия рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень); сопереживание или сочувствие объекту эмпатии (аффективный уровень), активное помогающее субъекта (поведенческий уровень).

Следует отличать от сочувствия и сопереживания.

Сопереживание – переживание чувств другого человека путем отождествления с ним. Сочувствие – переживание своих чувств и состояний по поводу чувств другого.

Аттракция (дословно – привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Рефлексия –механизм восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Казуальная атрибуция как механизм настолько важен и так часто работает, что на основе его формируются и другие механизмы, поэтому казуальную атрибуцию часто называют явлением, в том случае, если это явление лежит в основе других механизмов.

Казуальная атрибуция – причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.

Итак, механизмы и эффекты, основанные на явлении казуальной атрибуции:

1) Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Здесь стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

Разновидность стереотипизации:

2)Имплицитная теория личности – представления человека о том, как в людях связаны черты характера, внешний облик и поведение. Складывается в сугубо индивидуальном опыте. Эта теория формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.

3) Эффект ореола. Человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, ущербным во всех отношениях после неудачи.

4) Эффект первичности. Суть: первое впечатление о человеке, первая личностная информация о нем, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Это впечатление (“+” или “-”) становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание только ту информацию, которая согласуется с первым впечатлением. Особенно на первых порах межличностного общения. В дальнейшем этот эффект может вызвать у человека когнитивный диссонанс.

Когнитивный диссонанс – несоответствие новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающее у него эмоциональную напряженность, стремление найти выход из возникшего состояния.

5) Эффект новизны (порядка) – противоположный 4-му. Касается последнего впечатления о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (но не самого первого!).

Над последней информацией человек может поразмышлять, подумать.

6) Эффект проекции. Приятному для нас человеку мы приписываем свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т.е. наиболее четко выявляем у других те черты, которые ярко представлены в нас самих.

7) Эффект средней ошибки. Тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуции в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

Кроме этих схем выявлены некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различной в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной, т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Наши рекомендации