Тема 34. Рефлексивные психические образования
Рефлексивные психические образования как результат трансформации психорефлексивных процессов психической и психологической деятельности. Понятие о сознании. Сознание как высший уровень развития психики, как интегральное образование.
Сознание как инстанция управления психикой и регуляции поведения человека.
Основные свойства сознания: идеальность, рефлексивность, субъективность, императивность, интенциональность, внутренний динамизм, бесконечность, архитипичность, мистицизм.
Состояния сознания: по уровню активности, по степени ясности, измененные состояния сознания.
Процессы сознания: переживание, познание, контроль и управление, вербализация и категоризация, концептуализация и классификация, планирование и систематизация, оценка и объяснение, целеполагание и выбор, конструирование и выбор, саморазвитие и самореализация.
Основные интегральные феномены сознания: душа, дух, разум, знания, совесть, вера, надежда, любовь.
Формы материализации сознания: знания, картина (модель) мира, образ «я», смысл жизни, образ жизни, стиль деятельности, обычаи, традиции и другие.
Картина мира и Я- концепция как базовые компоненты индивидуального сознания. Картина мира как отражение физических связей и социальных отношений человека. Картина мира как образ, метафора, система смысловых конструктов. Я-концепция как целостное образование, интегрирующее множество образов Я. Я-концепция как результат самопознания, рефлексии. Самооценка и самопринятие. Стадиальность развития самосознания. Телесная идентификация по полу и физическому облику. Ролевая и групповая идентификация. Идеальное, реальное и зеркальное Я. Сформированность временной перспективы и личностная идентичность как показатели уровня развития самосознания.
Ассимиляция рефлексивных психических образований в качествах личности: совестливость, духовность, душевность, терпимость, убежденность, самоотверженность, эгоизм, порядочность.
Рекомендуемая литература.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1971
Кон И.С.В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
Меграбян А.А. Личность и сознание. М., 1978
Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977
Шорохова Е.В. Проблемы сознания в философии и естествознании. М., 1961
Тема 35. Психомоторные психические образования.
Психомоторные психические образования как единство органов чувств, телесных и предметных средств действенной активности человека.
Роль психомоторного развития в становлении произвольности психических процессов. Психомоторные психические образования как условие освоения пространства, деятельностного взаимодействия человека со средой, а также средство самовыражения и самопрезентации.
Телесные движения. Двигательные способности. Двигательная память. Моторика и речь. Ощущения положения тела в пространстве, его передвижения по пространству, мышечно-суставные ощущения рук в процессе предметных действий важнейшие источники как сознания, так и самой деятельности. Координированность как характеристика согласованности и соразмерности движений человека. Координированность и раскрепощенность. Схема тела и ее роль в отражении пространственно-временных характеристик внешней среды. Произвольные и непроизвольные телесные движения, идеомоторные акты. Манипулятивные и предметные действия. Уровень моторной активности.
Ассимиляция психомоторных психических образований в качествах личности: координированность, пластичность, ловкость.
Рекомендуемая литература.
Восприятие и действие. М., 1967
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960
Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970
Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961