Общая характеристика строения деятельности в исследованиях А. Н. Леонтьева
Рассмотрение деятельности в качестве предмета психологии, выделение и анализ структуры и механизмов деятельности являются центральными вопросами психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева.
В психологии под структурой принято понимать единство элементов,
целостности и их всесторонних связей. Системно-структурный анализ психологических явлений предполагает выделение единиц анализа, которые отражают характеристику явления как целого, а также раскрытие закономерных связей этих единиц между собой и со структурой в целом. В системно-структурном анализе можно выделить, таким образом, несколько этапов.
На первом этапе необходимо установить, какое явление берется за целостность. В качестве последней может рассматриваться вся психологическая наука в целом, или ее отдельные отрасли или проблемы; как система может рассматриваться личность в целом, или ее определенной свойство; это может быть определенная деятельность или только одно действие и т. п.
На втором этапе целесообразно выяснить, что является единицами анализа этой целостности. Под единицами анализа понимаются условно
недробимые и относительно сопоставимые ее части. Так, например, единицами анализа деятельности являются действия.
На третьем этапе необходимо раскрыть наиболее существенные
связи единиц между собой и их связи с системой в целом: причинные связи, взаимозависимости и взаимовлияния в проявлении и развитии и т. п.
На следующем этапе анализа важно выявить необходимое и достаточное число подсистем или подструктур, в которые входят, или на пересечении которых находятся все единицы анализируемой целостности. Подструктуры или подсистемы, как и элементы, объединяются понятием компоненты. При исследовании компоненты должны быть упорядочены и классифицированы, что является главной задачей структурного анализа в психологии.
На завершающем этапе необходимо сопоставить связи элементов между собой и системой с обобщенными связями подструктур (подсистем) и системой и установить генетическую иерархию компонентов, сложившуюся в процессе развития системы.
На основе анализа работ А. Н. Леонтьева разработана схема анализа психологической структуры деятельности. Согласно теоретическим взгляда А. Н. Леонтьева, «тело» деятельности образуют некоторые инвариантные единицы: предметные и структурные компоненты.
Психологическая структура деятельности (по А. Н. Леонтьеву)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МОТИВ
ДЕЙСТВИЕ
ЦЕЛЬ
ОПЕРАЦИЯ
ЗАДАЧА
УСЛОВИЯ
Предметное содержание деятельности (предметные компоненты) в деятельности субъекта образуют:
1) мотив – предмет, на который направлена деятельность, или предмет потребности;
2) цель – представление о результате действия (что должно быть достигнуто);
3) условия осуществления деятельности, среди которых важнейшими являются способы достижения цели;
4) цель, данная в определенных условиях, представляет собой задачу деятельности.
Структурные единицы деятельности составляют:
1) отдельная (особенная) деятельность, которая может быть выделена по критерию побуждающих ее мотивов;
2) действия – процессы, подчиняющиеся сознательно поставленным целям; могут быть относительно самостоятельными и входить в разные виды деятельности;
3) операции – способы осуществления действий, непосредственно зависят
от условий достижения конкретных целей;
4) выполнение задач осуществляется с помощью действий и операций.
Согласно А. Н. Леонтьеву, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. «Деятельности без мотива не бывает;
«немотивировнная» деятельность – это деятельность не лишенная мотива, а
деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом». Каждая деятельность отвечает определенной потребности субъекта и стремится к предмету этой потребности. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность, он и есть ее действительный мотив. Главное, что отличает одну деятельность от другой, отмечает А. Н. Леонтьев, состоит в различии их предметов. Мотив деятельности может быть как вещественным, так и идеальным, «главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности».
Основными «составляющими» деятельности являются осуществляющие ее действия. Действие – это процесс, подчиненный сознательной цели. А. Н. Леонтьев отмечает, что «подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия». По мнению А. Н. Леонтьева, выделение целей и соответствующих этим целям действий приводит к расщеплению прежде слитых в мотиве функций. Если за мотивом полностью сохраняется функция побуждения к деятельности, то действия, которые осуществляют эту деятельность и побуждаются ее мотивом, реализуют функцию направления деятельности, то есть являются направленными на цель.
Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность и действия представляют собой подлинные и не совпадающие между собой реальности. Одно и тоже действие может осуществлять разные деятельности (иметь совершенно разные мотивы), переходить из одной деятельности в другую, являясь, таким образом, относительно самостоятельным. Справедливо и обратное: мотив может конкретизироваться в разных целях и породить соответственно разные действия.
Цели деятельности, по мнению А. Н. Леонтьева, не изобретаются и не ставятся субъектом произвольно, они даны в объективных обстоятельствах. В связи с этим, выделение и осознание целей представляет собой не автоматический, одномоментный акт, а относительно длительный процесс «апробирования целей действием». Другой важной стороной процесса целеобразования является конкретизация цели и выделение условий ее реализации. Действие в конкретных условиях его реализации имеет особое качество, особую «образующую» - способы, которыми оно осуществляется. Таким образом, помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто), действие имеет и операциональный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто). Способы осуществления действий А. Н. Леонтьев назвал операциями.
Действия и операции, по мнению А. Н. Леонтьева, имеют разное происхождение, разную динамику и судьбу. Генезис действия лежит в отношениях обмена деятельностями, операция же есть результат преобразования действия, происходящего в результате его включения в другое действие и наступающей его «технизации».
Таким образом, анализ психологического строения деятельности
показывает, что категория целостной деятельности соотносима с понятием потребности и с понятием мотива, с определением их предметного содержания. Мотив побуждает человека к выявлению цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, удовлетворяющего мотив и потребность. В целом процесс, рассмотренный со стороны мотива, выступает в качестве особенной деятельности, со стороны цели – в качестве действия, со стороны условий осуществления действий – в качестве операции.
Исследование деятельности, согласно А. Н. Леонтьеву, требует
анализа именно ее внутренних системных связей и отношений. Такой подход позволяет ответь на самые простые вопросы: имеем ли мы в данном случае деятельность, действие или же операцию? А. Н. Леонтьев неоднократно отмечает, что деятельность представляет собой процесс, который характеризуется постоянно происходящими трансформациями.
«Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда она
превратится в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение к миру, другую деятельность; наоборот, действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать особой деятельностью; наконец, действие может трансформироваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различные действия». Взаимные переходы типа «деятельность – действие – операция»
и «мотив – цель – условия» происходят постоянно. Подвижность
«образующих» системы деятельности выражается, таким образом, в том, что каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать в себя единицы, прежде относительно самостоятельные. Так, например, в случаях, когда действие протекает в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся операций, целостное действие может дробиться на ряд отдельных последовательных действий, при соответствующем дроблении общей цели на ряд промежуточных подцелей. Противоположный процесс имеет место тогда, когда достигаемые в процессе деятельности промежуточные результаты сливаются и перестают осознаваться субъектом. Уточняя различные стороны деятельности, А. Н. Леонтьев отмечает: «…действие как процесс, который направлен на осознаваемую в связи с определенным мотивом цель, это есть сторона деятельности, внутренне связанная с той «единицей» сознания, которую мы обозначаем термином личностный смысл… содержание или стороны действия, которые отвечают условиям действия, это операция. С этим содержанием деятельности тоже связана своеобразная
«единица» сознания, а именно значение».